Алевтина Осипова
Практикум для родителей. Подготовка детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для родителей.
Составила:
Воспитатель: Осипова А. А.
Тема: «Подготовка детей к школе».
Цель. Обсуждение точки зрения родителей, на роль семьи в пред школьный период жизни ребенка
Составила:
Осипова А.
Раздаточный материал: Тест для родителей "Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?"
Публикация «Практикум для родителей, Подготовка детей к школе» размещена в разделах
Н. Н. Серова; карточки с описанием компонентов готовности к школе.
Ход.
Родители сидят полукругом. Перед ними три стола с пластилином.
Перед вами на столах лежит пластилин. Возьмите небольшой кусочек одной рукой, вторую спрячьте и слепите фигурку человека. Даю вам немного времени.
Сложно?
А двумя руками? Получается?
Так и в воспитании ребенка, и в подготовке его к школе необходимы две руки- детский сад и семья. Только вместе, у нас получится подготовить ребенка к школе.
. Вот так и воспитатель - это только одна рука. И какой бы мудрой и творческой она не была, без вас, дорогие родители она бессильна подготовить детей к школе.
Какие качества вы считаете важными для будущего первоклассника?
Родители называют качества.
Вот я услышала качество – мышление, а как его развивать? (ответы родителей)
Я предлагаю вам упражнение «Найди свое место».
Для этого вам нужно решить загадку. Перед вами на столах лежат карточки. Выберете одну. С помощью этих карточек найдите своё место.
Упражнение «Найди своё место», с помощью которого родители делятся на две команды.
На столах лежат карточки с логическими задачами. ( Например: зачеркнутый круг и треугольник, квадрат синий зачеркнутый а красный нет). На стульчиках с обратной стороны наклеены геометрические фигуры. (Красный квадрат, синий треугольник, красный круг). Как вы думаете, что развевается у ребенка с помощью подобных игр? Это упражнение способствует развитию: на логики, умения анализировать, соблюдать правила, что очень важно в школе. Чтобы не забыть все качества, которые вы называли, предлагаю их визуализировать, создав коллаж.
Перед вами на столах картинки, журналы, возможно в них вы найдете подсказки – что же важно в подготовке ребенка к школе, какими качествами должен обладать успешный первоклассник? Это соревнование на время – у вас 5 - 7 минут на работу.
Команды родителей представляют свои коллажи, характеризуют их.
Что вы сейчас делали?
Клеили, вырезали, систематизировали, высказывали свое мнение, проявляли творчество, придумывали, рассказывали.
Какие качества с помощью этого задания могли бы развить в своем ребенке?
Совершенно верно: умение придерживаться правил, ориентироваться во времени.
Составлять план. Проявлять творчество. Умение рассуждать, договариваться. Работать в коллективе. Это важно и вам, в подготовке ребенка к школе – теперь вы ничего не упустите и ребенку – в процессе такой работы он учится планировать свои действия.
Все эти качества педагоги психологи систематизировали и выделили компоненты готовности к школе.
Один из компонентов - интеллектуальная готовность к школе;
Как вы думаете, что туда входит (Мышление, память, внимание).
Предлагаю вам выполнить упражнение на развитие одного из качеств этого компонента, внимание.
Одно из упражнений для развития внимания, восприятия, памяти, мышления, и воображения является корр проба. Это и метод диагностики, который используют психологи, и игровой метод развития внимания. (Вы можете посмотреть варианты в интернете, а самый простой предлагаю сделать сейчас.
Перед вами карточки с кротким текстом. Ребенку дается набор букв и инструкция – все буквы А зачеркните красным, буквы О – зеленым. Вы сделайте тоже самое, только в своих текстах. У вас одна минута, время пошло. Теперь обменяйтесь карточкой с соседом и проверьте друг друга. Постепенно тексты могут становиться длиннее, условия сложнее (количество цветов, букв, способов зачеркивания)
Много пропусков у вас? Как вы себя чувствовали в этом упражнении?
На магнитную доску постепенно прикрепляются карточки с названиями компонентов готовности к школе. Следующие компоненты-это коммуникативная готовность; и речевая готовность. Как вы думаете, что входит в эти компоненты? (Ответы родителей) Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром и со сверстниками, с взрослыми.
Речевая готовность – это умения: различать звуки на слух и в произношении; слушать и воспроизводить звуки речи; правильно формулировать основную мысль. Знать, что такое звук, слог, слово, предложение. Достаточный словарный запас.
Как вы думаете, что входит в волевую готовность?
Волевая готовность – это умение контролировать и сдерживать свое поведение.
Мотивационная готовность; что это?
Это желание идти в школу, занять новую позицию – позицию школьника.
Предлагаю рассмотреть последний компонент - физиологическая готовность.
Как вы думаете, что входит в этот компонент?
Предлагаю выполнить «Филлипинский тест»
Этот тест - один из главных критериев определения «школьной зрелости», который отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное – степень морфофункциональной - (греч. Morphe – образ, форма) - зрелости организма ребенка.
В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.
Как это сделать?
Попросите своего ребенка провести правую руку над головой и дотянуться до левого уха.
Но не следует утверждать стопроцентно, что если ребенок выполнил филиппинский тест – он точно готов к обучению в школе.
Взвешивая все плюсы и минусы, характерные для вашего конкретного случая – филиппинский тест поможет вам определить один из показателей школьной зрелости - степень физиологической готовности к обучению в школе.
Предлагаю выполнить ещё одно упражнение «Зеркало».
Перед вами лежит зеркала и листочки с нарисованной звёздочкой. Вам надо глядя в зеркало, нарисовать звёздочку, соединяя все точки. Даю вам две минуты.
Сложно? Как вы себя чувствовали, выполняя это упражнения?
Вот так же чувствует себя ребенок, когда пишет. При письме у него свойство зрительно - двигательной координации. Многие родители ругают своего ребенка зато, что он не может ровно писать. Вспомните, как вы выполняли это упражнение и поставьте себя на его место.
Родителям раздаются распечатки с описанием компонентов готовности к школе.
Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.
Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов: дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно- образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением.
Волевой компонент умение ребенка сознательно подчинять свои действия общим правилам, принимать ученую задачу, доводить начатое до конца.
Коммуникативный компонент – умение общаться, договариваться, задавать вопросы, высказывать мнение.
Речевой компонент - у ребёнка должно быть четкое, правильное произношение всех звуков. Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы -умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка, твердости- мягкости (банка – белка, свистящие – шипящие (сок – шок, слова, отличающиеся одним звуком. Словарь ребенка до 3500 слов. Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду и т. д.
Физиологический компонент - (навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка).
Также предлагаю вашему вниманию тест с помощью которого вы узнаете, готовы ли вы отдать ребенка в школу.
Тест для родителей "Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?"
Н. Н. Серова
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница -его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще неспособны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: "Мама, мы пойдем в школу вместе!"
Занесите свои ответы в таблицу: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны - оставьте клетку пустой.
11 22 33 34 55 66 77 88 99 110 111 112 113 114 115
А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова их общая сумма. Если общий показатель принимает значение: до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать 1сентября, по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашегоребенка;5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским педагогом-психологом.
А теперь обратите внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику;
2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми;
3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями;
4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учителем, надо обратить внимание на сюжетные игры;
5 - ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.
Родителям раздаётся памятки.
Наша встреча подошла к концу. Хотелось бы узнать, что ценного и полезного вы узнали для себя, и будете использовать в подготовке своего ребенка к школе.
Каждая команда запишет свои ответы на обратной стороне своих коллажей. Даю две минуты.
Что, ваша команда отметила для себя? (ответы родителей).
А ваша?
Раздаются распечатанные рекомендации для родителей. Рекомендации и советы родителям : Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем, поговорите с малышом. - создайте в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; - проводите целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; - не ругайте ребенка за неправильную речь; - ненавязчиво исправляйте неправильное произношение; - не заостряйте внимание на запинках и повторах слогов и слов; - осуществляйте позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами 1) родители не слышат недостатков речи своих детей; 2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем. Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.
В заключении хотелось бы сказать.
Как можно предостеречь себя, уважаемые родители, от ошибок, которые часто имеют место: не стремитесь раньше времени «втискивать» в ребенка школьную премудрость. Ведь перед ним – вся жизнь. Для ребенка главное – быть активным, сообразительным, раскрепощённым. Успешным в школе он будет, если будет управлять своим поведением. Подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать. Любознательность, развитое мышление и речь – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их надо развивать в ребенке в первую очередь. До новых встреч.