Гильметдинова Эльвира Наильевна
Детское фотографирование как инструмент формирования исследовательского поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель: Гильметдинова Э. Н.
МБДОУ «Детский сад № 32»
Культурная практика детского фотографирования ориентирована на детей подготовительной к школе группы.
Детское фотографирование позволяет решать следующие задачи:
• Развитие познавательного интереса детей
• Обогащение активного словаря
• Обучение фотографированию
• Развитие наблюдательности
• Развитие социально-коммуникативных качеств
Публикация «Детское фотографирование как инструмент формирования исследовательского поведения» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
В процессе ознакомления с фотоаппаратом, дети проявили большой интерес, любопытство. С удовольствием рассматривали картинки с изображением различных моделей фотоаппаратов. Заинтересовало детей то, что раньше фотографии были черно-белыми. Дети задавали много вопросов (как получаются фотографии, зачем нужен объектив, как нужно фотографировать? и пр.). Так же дети охотно делились собственным опытом фотографирования (в основном дети умели пользоваться фотокамерами в телефонах).
Когда я предложила детям взять в руки фотоаппараты, на это решились вся группа. Группа наиболее «смелых» детей рассмотрели фотоаппараты, сделали несколько снимков, чем остались очень довольны. После этого и более робкие дети включились в процесс ознакомления с техникой.
После первого знакомства и фотографирования, мы распечатали получившиеся снимки. Дети с большим удовольствием рассматривали фотографии, обсуждали, я старалась обратить внимание на то, что получилось, что не очень. После этого 100 % детей группы были включены в процесс. Фотографирование вызвало огромный интерес и любопытство.
Для того, чтобы показать детям, что качество фотографий зависит от некоторых факторов, мы поэкспериментировали с условиями фотографирования. Фотографировали один и тот же объект с разных ракурсов, при свете и в темноте, со вспышкой и без, на солнце и против солнца и пр). Из этого экспериментирования мы с детьми пришли к следующим выводам:
• В помещении с плохим освещением, либо на улице в сумерках лучше использовать вспышку.
• Если фотографировать объекты «напротив солнца», то объект не видно, на фото получаются только его очертания.
• Если объект находится слишком далеко и если его сфоторгафировать на полном приближении, то фотография получается размытая – лучше подойти ближе.
• И пр.
На следующем этапе я предложила детям самим выбрать, что они хотят фотографировать. Сначала возникли трудности (дети не привыкли принимать решения самостоятельно, но группа активных детей невольно «втянула» в процесс остальных. В процессе обсуждения было выбрано несколько тем: «Наша группа», «Мой питомец» «Как растет лук?» (до этого мы вели зарисовки в дневнике наблюдений, «Природа вокруг нас», и пр.
При создании альбома «Наша группа» дети фотографировали друг друга. В процессе фотографирования дети самостоятельно пришли к выводу, что дети в группе все разные, не похожи друг на друга. У всех детей различные эмоции на фото : кто-то улыбался, кто-то стеснялся, а кто-то злился, не хотел фотографироваться. Затем все вместе рассматривали фотоальбом и рассуждали, на тему «Эмоций».
Очень интересным оказался процесс создания стенгазеты «Наш детский сад». Каждому ребенку было дано по одной фотографии сотрудников детского сада. Задача детей – найти взрослых, узнать как их зовут, расспросить о том, чем они занимаются в детском саду и как называется их профессия. При этом детям разрешалось открывать любые двери и заходить в любые помещения и кабинеты детского сада. После этого дети оформляли альбом, в который вкладывались фотографии с описанием работника садика. Проблемным оказалось то, чего я не ожидала: дети боялись самостоятельно заходить в кабинеты, боялись открывать двери. Так же большинство детей стеснялись задавать вопросы взрослым, но большая часть детей справилась с заданием.
Так же мы с детьми организовали несколько фото-выставок, где фотографами, оформителями и организаторами выступали сами дети:
Стенгазета «Моя семья»
Выставка «Мой любимый питомец»
Стенгазета «Один день из жизни группы»
Так же в течение этого времени дети создавали «Фотоазбуку». В процессе ознакомления детей с буквами и звуками на занятиях, я предложила им искать предметы и явления вокруг на изучаемую букву и фотографировать их. Например, гуляем и фотографируем объекты, название которых начинается на букву «М» : мороз, мама, мальчик, машина, молоко. дети с большим удовольствием искали предметы на определенную букву в пределах группы, детского сада, на улице и дома. К концу года мы «собираём» всю азбуку в альбом.
Итоговым мероприятием по ознакомлению детей с фотографированием стал проект «Фотоводитель».
Так как многим детям из моей группы скоро идти в школу, мы совместно с родителями решили изучить маршрут от дома до школы с помощью фотографий. Чтобы дети лучше запомнили дорогу до школы.
Родителей заинтересовало данное предложение, они с радостью откликнулись.
В процессе ознакомления детей с фотографирование, я отметила следующее:
• Дети стали более наблюдательными, старались обращать внимание на детали.
• Значительно обогатился активный словарный запас детей.
• Дети стали более любопытными, стали задавать много вопросов.
• Повысилась активность в общении со взрослыми (стали менее стеснительными, не боялись спрашивать)
• У детей наблюдалась позитивная картина во взаимоотношениях: стали более уважительно относиться друг к другу, повысилась взаимопомощь.