мария вежливцева
Практическое занятие для родителей «Общение без проблем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с родителями «Общение без проблем»
Цель: помочь родителям понять характер общения с ребенком, расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений.
Задачи:
1). Научить родителей основным правилам общения с ребенком.
2). Расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений.
Предварительная работа: видеофильм о детях группы «Маячок» - «Минутки общения».
Публикация «Практическое занятие для родителей „Общение без проблем“» размещена в разделах
Материал: коробка с цветными кружками, видеофильм с участием детей, заготовка солнышко, листочки с заданием, карандаши.
Ход занятия
Вступительное слово
П. Здравствуйте уважаемые родители! У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что «дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы». Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми.
Упражнение “Знакомство”
П. Давайте познакомимся, друг с другом. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать клубок друг другу, называть себя, так как вы хотите чтоб к вам обращались на сегодняшней встрече.
(Знакомство участников).
П. Сегодняшняя наша тема посвящена общению, общению с ребенком. Почему именно общению? Общение – это то, без чего невозможно полноценное развитие ребенка. Доброжелательная атмосфера общения оказывает большое влияние на развитие личности детей, ведь от нее зависят результаты воспитания, и, конечно же, общее благополучие ребенка. Неправильное же общение «отравляет» его психику, ставит под удар психологическое и эмоциональное здоровье.
Упражнение «Закончи предложение».
Ведущий начинает предложение, а родители продолжают, передавая друг другу мячик. «Для меня общение с ребенком это?».
Ответы родителей. Обсуждение.
П. Это упражнение показывает насколько мы разные, по- разному воспринимаем и по разному ведем себя со своими детьми. А теперь постарайтесь ответить на вопрос «Для ребенка общение это прежде всего….».
Ответы родителей. Обсуждение.
П. Давайте посмотрим небольшой фильм о ваших детях.
(Просмотр видеофильма)
П. Как вы видите общение для детей это неотъемлемая часть их жизни, без которой полноценно не может развивать ни один человек. Общение у ребенка занимает большую часть его времени, будь то общение со сверстниками или со взрослыми. Поэтому эффективному общению нужно учиться.
П. И сегодня мы посвятим этому наше занятие. Первое, что нужно сделать каждому родителю, это безусловно принять своего ребенка.
Упражнение «Солнышко»
П. Давайте каждый из вас возьмет солнышко и нарисует в серединке схематично личико вашего ребенка. А теперь на лучиках напишите, качества своего ребенка.
(Родители выполняют задание.) Обсуждение.
П. Кому задание показалось трудным, почему?.
П. Родители говорят : “Если ты будешь хорошим, то я буду тебя любить”. Или: “Не жди от меня хорошего, пока не перестанешь. (лениться, драться, грубить, не начнешь. (хорошо учиться, помогать по дому)”. В этих фразах прямо сообщают ребенку, что его принимают УСЛОВНО, что его любят или будут любить, “ТОЛЬКО ЕСЛИ. ”. Условное, оценочное отношение к человеку характерно для нашей культуры. Оно внедряется и в сознание детей. Поэтому первое что нам надо понять что, что любить его нужно не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.
Психологами доказано, что потребность в любви в нужности другому, одна из фундаментальных потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка.
П. Очень часто родители, того сами не замечая отдают ребенку приказы, нам кажется это обыденностью, и кажется по- другому быть не может, мы боимся предать ребенку ответственность за его действия, боясь последствий. Но как чувствует ребенок себя в такой ситуации, мы не знаем, и со временем ребенок воспринимает наши любые просьбы, как недовольство своими действиями, ощущает свою не состоятельность. Давайте на себе испытаем то, с чем ребенок встречается систематически.
Практикум «Приказы»
Родители встают в 2 ряда у каждого на листке записаны наиболее часто встречающиеся фразы в жизни ребенка.
Один взрослых проходит между рядами. Остальные по очереди зачитывают то, что написано на листочке.
Обсуждение?
Комфортно вам было проходить между рядами?
Что вы чувствовали?
Одно из правил общения с ребенком
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Сотрудничайте с ребенком, а не руководите им.
Приказы и резкие запреты могут спровоцировать вспышку агрессии.
П. Следующее, что важно в формировании позитивных отношений с ребенком - это полноценное общение. В возрасте 4-5 лет общение детей является внеситуативно-познавательным, в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого, а так же единственным источником знаний, позволяющим получить ответ на волнующие вопросы, становится и остается взрослый. В этот период очень важно ребенку получать ответы на интересующие его вопросы, вот поэтому этот период 4-5 лет называют возрастом «почемучек». Если потребность ребенка в знаниях не удовлетворяется, то это нередко приводит к снижению познавательной активности ребенка и формирования неправильных представлений о мире. Давайте на примере игры увидим как это происходит.
Упражнение «Узоры»
П. Сейчас одному из вас будет предложена картинка. Один должен рассказать что нарисовано, другой должен нарисовать по описанию эту картинку. Уточнять и задавать вопросы говорящему нельзя.
(Родители выполняют задание)
П. Следующая пара, тоже выполняет задание, только вы можете общаться, задавать наводящие и уточняющие вопросы.
(Задание выполняется родителями). Обсуждение задания.
П. Это задание показывает наглядно, как происходит восприятие информации, если информация передается не полностью, то и картинка воссоздается искаженно. А если информация поступает в полном объеме с обратной связью, то и картинка становиться максимально приближенной к реальной. Поэтому очень важно запомнить, второе, что в общении с ребенком очень важно не одностороннее взаимодействие, а взаимодействие с обратной связью.
П. Так же важно в общении с ребенком соблюдать и правильную дистанцию, что позволяло ему чувствовать себя принятым, чтоб видеть заинтересованность родителей в его мыслях, чувствах переживаниях, важно быть постоянно доступным для ребенка.
Педагог – психолог предлагает родителям разбиться на пары.
Практикума “Варианты общения”.
Позиция “Синхронный разговор”. Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, “Книга, которую я прочел недавно”. По сигналу ведущего разговор прекращается.
Позиция “Спина к спине”. Во время упражнения участники сидят спинами друг к другу. В течение 30 секунд один участник высказывается, А другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.
Позиция “Низко – высоко”. Один участник из пары садится на маленький стульчик, другой встает перед ним на стул.
Позиция “Далеко – близко”. Участники садятся на стулья на расстояние 3- 4 метров друг от друга.
Обсуждение:
1. Комфортно ли вам было общаться друг с другом в предложенных ситуациях?
2. Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?
3. Что мешало вам чувствовать себя комфортно?
П. На собственном примере вы испытали, какого детям, когда родители часто увлеченные собой, своими интересами, домашними делами не могут быть доступны для ребенка. Быть доступным это значит, в любую минуту найти в себе силы и отложить все свои дела, свою работу, что бы пообщаться с ребенком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносит на “потом”. Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком – это не значит без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребенка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным для ребенка –это еще одно из правил полноценного общения с ребенком.
П. Конечно всех правил не перечислить, но м ы сегодня познакомились с основными.
1. Принимайте ребенка таким какой он есть. Чаще говорите ребенку, что Вы его любите. Пусть малыш знает, что Вы его любите просто за то, что он есть, а не за то, что он убрал игрушки или съел кашу.
2. Будьте доступны для ребенка. Быть доступным для ребенка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя.
3. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Сотрудничайте с ребенком, а не руководите им.
4. Активно слушайте ребенка, общение с ребенком должно быть двусторонним.
5. Любите ребенка. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. Ребенок нуждается в любви и ласки независимо от возраста. Детям нужно, что бы их обнимали и целовали не менее 4-5 раз в день.