МААМ-картинки

Практическое занятие для родителей детей младшего дошкольного возраста «Игра детей — дело взрослых»

Елена Синюкова
Практическое занятие для родителей детей младшего дошкольного возраста «Игра детей — дело взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы

Практическое занятие

для родителей детей младшего дошкольного возраста

«Игра детей – дело взрослых»

Цель: Развивать навыки сотрудничества и руководства детской деятельностью.

Задачи:

привлечь родителей к участию в воспитании детей через активное взаимодействие с ними;

пропагандировать развитие интеллектуальных, речевых и практических навыков детей через игру;

познакомить родителей с простейшими играми, не требующими специальных знаний и подготовки;

Публикация «Практическое занятие для родителей детей младшего дошкольного возраста „Игра детей — дело взрослых“» размещена в разделах

Утверждение, что игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника, давно стало аксиомой. Это важная сфера жизни ребенка. Большинство родителей не придают особого значения детской игре, считая её чуть ли не второстепенным занятием. К примеру, расспрашивая ребенка о прожитом в детском саду дне, родители интересуются обычно, что делалось на занятиях, как ребенок спал или что ел. С каждым годом все больше времени ребенок тратит на посещение развивающих кружков, занятий по подготовке к школе, соответственно все меньше времени отводится игре.

А ведь право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Статья 31 Конвенции гласит: «Каждый ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе и государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают».

Данное право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Детская игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, бесполезный досуг, что негативно отражается не только на развитии игры, но и на общем психическом развитии ребенка - дошкольника.

Каковы же причины нарушения законного права ребенка на игру? Их несколько.

1. Прежде всего, взрослые не понимают важности игры для ребенка. Игра считается чем - то не обязательным, а потому не нужной.

2. Для большинства взрослых раннее обучение представляется более важным и полезным занятием, чем игра. Приоритет обучающих занятий все больше вытесняет игру из жизни детей.

3. Телевидение и компьютер всё больше заменяют детскую творческую деятельность и прежде всего игру.

Массовая культура и маркетинг в отсутствие контроля со стороны государства распространяют вредные для детей занятия и вырабатывают зависимость от компьютера, телевидения и прочего.

4. Отсутствие игрового пространства, дефицит качественных игрушек. Критерии выбора игрушек мы указали в ваших шпаргалках.

5. Главная причина игнорирования ст. 31 Конвенции заключается в том, право на игру не признается, не осознается и не понимается ни родителями, ни властями, ни специалистами.

А ведь именно в игре формируются важнейшие качества развития личности. В игре развивается воображение, мышление, речь. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.

Не редко взрослые оставляют детей наедине с игрушками, так как считают, что дети сами знают, как играть. Ребенок будет повторять одни и те же примитивные действия, которые лишь условно можно назвать игрой.

Чтобы игра стала действительно развивающей деятельностью ребенка, ему сначала надо научиться играть, а уже после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать новые игры. А научить ребенка может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры.

Поэтому мы считаем, что данное занятие поможет вам познакомиться с разными видами игр, используемых для детей данного возраста и применить этот опыт в общении со своим ребенком.

Сегодня на занятии вам представят :

• игры, способствующие развитию речи, учитель- логопед

• игры, развивающие мелкую моторику рук, творческое воображение воспитатель ИЗО

• психологический аспект детской игры педагог – психолог

Педагог-психолог

Упражнение «Ассоциации»

Родителям предлагают задание нарисовать ассоциации, которые возникают у них при слове «игра». После выполнения выслушивают ответы и демонстрируют рисунки.

Учитель- логопед:

Формирование речи ребёнка в норме проходит определё нные этапы своего развития: гуление, лепет, слова, фразы и т. д. К двум годам ребёнок может использовать в речи предложения из 2-3слов.

«Мешать» правильному речевому развитию могут различные причины, в том числе и речевые нарушения. О них мы говорить не будем.

Сегодня мы поговорим о речевом развитиималенького ребёнка с помощью игр и общения с ним.

Помочь правильному речевому развитию Вашего ребёнка в ваших силах, ведь первый воспитатель у него именно Вы.

Как организовать речевые занятия дома

Все занятия должны строиться по правилам игры.

Прежде чем начать занятия нужно подготовить всё, что может вам понадобиться.

Лото различной тематики (посуда, мебель, одежда, овощи, фрукты и т. д.);

Муляжи фруктов, овощей, наборы пластмассовых различных животных, кукольную посуду, транспортных средств, насекомых и т. д.)

Разрезные картинки из 2-3х частей;

Вашим хобби должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе занятий с ребёнком;

Для развития мелкой моторики приобретите пластилин, конструктор, шнуровки, пазлы;

Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий с ребёнком.

Можно «Отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или «В гости к Незнайке». Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребёнок будет сидеть на месте, и впитывать знания. Возможно, вам придётся ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой лошадке.

Предлагаю вам несколько речевых игр, которыми вы можете воспользоваться, даже не имея специального оборудования:

1. игры на подражание (голосам животных, птиц, музыкальных инструментов и т. д.);

2. игры с мячом («Большой-маленький», «Один-много», «Назови овощи», «Фрукты», «Игрушки» и т. д);

3. игры для развития мелкой моторики (различные потешки со сгибанием-разгибанием пальцев рук и т. д.).

Воспитатель ИЗО:

Большинство детей любят рисовать. Иногда они начинают это делать раньше, чем говорить. Почему? – удивляемся мы. Как понимать и оценивать детские рисунки, совсем непонятные в раннем возрасте? И, наконец, как помочь детям в развитии их творческих способностей.

Ответы детей на вопросы экспресс-теста:

Что чувствуете, когда рисуете?

- радость

- сердечки

- я стала художником

Что нужно, чтобы рисунок получился красивым?

- рисовать самим

- большой лист

- тишина

Чему учит вас рисование?

- делает добрее

- становимся счастливее

Как научиться рисовать?

- рисовать много, много

Занимаясь ребенком рисованием, надо помнить, что для ребенка это – игра. Занятия не должны превращаться в обучение художественным навыкам (этим мы занимаемся на занятии). Пусть станут ваши занятия новой интересной игрой, средством познания окружающего мира.

Занятия – игры с малышом лучше строить таким образом, чтобы происходила смена различных видов деятельности и различных каналов восприятия: рассматривание, слушание, выполнение различных действий.

• Всем детям дома читают книжки. Можно использовать любую книгу, подходящую по сюжету. Например:

Жил ежик колючий

В лесу дремучем,

Елочку встретил

Колючки заметил.

На мне палочки-иголочки

И на зеленой елочке!

Можно использовать бумагу, можно экранчик. Взрослый, читая текст, рисует силуэт, а малыши рисуют палочки, располагая их в нужном месте. (А. Л. показывает на экране).

* * *

Петушок, петушок

Золотой гребешок…

Ребенок подрисовывает зернышки.

Таким же образом можно использовать сказку из книги. Учтите, что вам придется говорить и рисовать одновременно. Как можно больше комментируйте действия и свои и ребенка, работайте в игровой форме.

Можно при чтении потешки использовать другую технику – оригами.

* * *

Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Как у котика усы

Удивительной красы

(показ) Складывая бумагу, одновременно читаем потешку. Ребенок подрисовывает усы.

Не бойтесь давать малышу чистый белый лист и чем больше, тем лучше. Его рука, глаза, все тело должны иметь смелость и навык свободного, широкого и непрерывного движения рукой. Чем шире размер бумаги, тем увереннее и смелее будет ребенок. Корректируйте рисунок ребенка сами: подрисовывайте усики, хвост, глаза. Будут получаться животные.

Игра «Рисунок-загадка» (образец)

Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Это время можно также использовать для игр с ребенком. Предложите малышу перебрать горох или рис, тем самым он, «помогая» вам, потренирует свои пальчики.

Увлекательна игра с тестом. Тесто должно быть соленым (рецепт). И лепите на здоровье! Червячки, печеньки и др. Поделки хранятся долго, ими можно играть. В каждом доме есть ненужные пуговицы. Соберите их в коробочку. Ребенок может прикреплять их на основу из пластилина.

Игра «Прижми и отпечатай»

Это рисование скомканной бумагой, пуговицами, донышками бутылочек от лака, поролоном.

Эта техника очень привлекает детей. Она обеспечивает максимум успешности вне зависимости от изобразительных умений ребенка. Полученное, таким образом, изображение может быть узором, (образец).

Игра «Разноцветные ладошки», «Пальчиковое рисование»

Для этого понадобится гуашь и ладошка вашего малыша, (образец).

Игра «Папина рука»

Нарисуйте на ладони личико. Глаза изобразите на одной из линий ладони, так, чтобы они закрывались, когда вы слегка сжимаете ладонь. Такая кукла может быть у вашего малыша.

Вывод: сегодня вы познакомились с простейшими играми, которые помогут развить начатки изобразительных навыков, поддерживать интерес к рисованию у ваших малышей, помогут увлечь непоседу, развить у него внимание, мышление, воображение, речь.

Педагог-психолог

Упражнение «Закончи предложение» Родителям дается лист для ответов и предлагается закончить предложение:

Когда мой ребенок играет один, то ….

Если ребенок просит поиграть с ним, а я чем-то занята, то…

Ребенок любит играть с папой, когда….

Чаще всего мой ребенок играет….

Любимая игра моего ребенка – это….

После выполнения упражнения зачитываются и обсуждаются ответы родителей.

Зачем ребенку нужна игра? Вот, что думают по этому поводу педагоги и психологи:

«Игра – это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)

«Игра – школа морали в действии» (А. Н. Леонтьев)

Давайте обсудим это.

Игра - это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно – он не простоит и двух секунд, но если это действительно заключить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную игру «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Морская фигура замри!». Замирают и стоят самые непоседливые девчонки и мальчишки.

Игра - школа морали в действии. Можно сколько угодно объяснять ребенку, что такое хорошо, что такое плохо, но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, научить поступать в соответствии с нравственными требованиями.

Игру можно рассматривать, как своеобразную форму общения взрослого с детьми, в процессе которой взрослый одновременно является и организатором и участником игры. Даже в самой простой игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка.

Особое внимание уделяется творческому характеру игры, ее содействию развитию воображения, мышления, речи ребенка. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.

В игре ребенок учится осваивать разные роли. Это умение будет полезно в старшем дошкольном возрасте, когда количество социальных ролей ребенка увеличится. А взрослые, сталкиваясь в своей жизни с трудностями, не видят истоков в собственном детстве.

Далеко не всегда сам ребенок способен придумать игру. Нередко взрослые оставляют ребенка одного с игрушками, ребенок же, не имея игрового опыта, просто будет повторять одни и те же примитивные действия. А научить ребенка может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры.

Нами было проведено анкетирование детей старшего дошкольного возраста по теме «Игра». По результатам анкетирования мы сделали вывод, что дети к старшему дошкольному возрасту демонстрируют манипулятивные навыки, соответствующие детям младшего дошкольного возраста («нажимаю на пульт, жму кнопочку, хожу, бегаю за игрушкой, кидаю»). Выбор игр и игрушек у ребенка недостаточен, не соответствует возрасту, узкий круг игрового общения. Замечено отсутствие внимания родителей к играм ребенка и влияние старших братьев и сестер (сиблингов) на лексику и содержание игр, которое носит отрицательный характер (использование слова «трахать» в другом контексте, «бесимся», играем в «зомби», деремся, что оказывает воздействие на развитие личности ребенка. Также отмечаем отсутствие ровесников – друзей в играх ребенка (сужение круга общения). На вопрос: Что ты делаешь, если игрушка сломалась?» удивил ответ 17% детей : «Ремонтирует мама, потому что папа не может или не умеет» или «Играю со сломанными» – 12% детей. Что подтверждает наши опасения – родители не внимательны к играм ребенка, не следят, с чем и как играет их ребенок. Наличие сломанных игрушек в корзине ребенка способствует формированию безразличия к окружающему – предметам, одежде, быту, что может повлечь в последствии формирование таких черт личности, как неаккуратность, бесхозяйственность, инфантилизм. А сломанные игрушки могут быть опасны для жизни и здоровья ребенка.

- Сейчас мы с вами сыграем в игру «Чудесный мешочек». В нашем мешочке находятся игрушки, которые используют в работе с детьми дошкольного возраста.

На тарелочке лежат игрушки, психолог предлагает попробовать на ощупь игрушки и назвать их (родители рассматривают содержимое мешочка). Затем игрушки складываются в мешок и родители по очереди ощупывают и называют их.

- Интересно? С игрушками разной формы и качества, знакомыми ребенку, можно поиграть на досуге дома. Тем самым вы будете развивать наглядно-образное мышление, тактильные ощущения, мелкую моторику и моторную память.

Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребенок»

Задание: из десяти игрушек выбрать ту, которую предпочел ваш ребенок.

Детям предлагают игрушки или картинки с их изображением, например, кукла, настольно-печатная игра, конструктор, машина. Данные заносятся в опросный лист. На занятии родителям предлагается также сделать выбор.

После того, как родители сделали выбор, им называют выбор ребенка, и они определяют, совпали ли их предпочтения.

Те родители, которые не ошиблись, испытывают радость оттого, что смогли посмотреть на мир глазами своего ребенка.

Заключительная часть:

Антуан де Сент- Экзюпери писал: «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и мы за нее по-настоящему в ответе».

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще.

Мы просим записать ваши пожелания в листочках

Публикации по теме:

Дидактический материал «Логические блоки» Э. Дьенеша как средство развития математических представлений Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развивать познавательный интерес, творческое, логическое мышление; познавательные.

Крепкий и здоровый ребенок (консультация для родителей)Крепкий и здоровый ребенок (консультация для родителей) Конспект тренинга для родителей в группе раннего возраста на тему «Крепкий и здоровый ребёнок: гимнастика и массаж» Используемая современная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическое занятие для родителей детей младшего дошкольного возраста «Игра детей — дело взрослых»
Опубликовано: 11 июля 2013 в 11:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практическое занятие для родителей детей младшего дошкольного возраста «Игра детей — дело взрослых»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Синюкова (УИ 105064) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД