Ольга Марьина
Позновательно-исследовательский проект «Раз песчинка, два песчинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Раз – песчинка, два – песчинка»
Основополагающий вопрос:
для чего человеку нужны такие природные компоненты, как песок и глина.
Проблемные вопросы учебной темы
Как образуется песок? Почему из песка лепить трудно, а из глины нет? Почему вода не проходит через глину? Почему песок сыпется, глина нет?
Дидактическая цель
Развить познавательный интерес к неживой природе
Задачи проекта
Публикация «Позновательно-исследовательский проект „Раз песчинка, два песчинка“» размещена в разделах
Систематизация элементарных знаний о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, легкий и т. д., глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду); об использовании человеком песка и глины (строительство, производство посуды, игрушек).
Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы.
Участники проекта
Дети группы предшкольной подготовки.
Проблемы самостоятельного исследования
Какой из природных компонентов лучше пропускает воду?
Из чего постройки практичнее: из песка или глины?
Сроки проведения. 1 неделя.
1 день. Экскурсия к месторождению глины и песка.
Цель: показать, где в природе можно обнаружить песок и глину
• Показать пласты глины и песка в карьере, взять их образцы и образцы камня, из которых образуется песок.
• Исследование с помощью лупы образцов песка и глины, взятых из карьера, у реки.
• Опыт: как образуется песок? Два камня потереть друг о друга, рассмотреть песчинки.
2 день. Эксперименты, опыты с песком и глиной.
Опыт 1. легко ли сыпется песок и глина?
Из стаканчика высыпаем песок на бумагу. Легко ли сыпется? (На бумаге рассыпался на песчинки). То же с глиной (глина рассыпалась комочками).
Вывод: песок рыхлый, в отличие от глины.
Опыт 2. из чего состоит песок и глина?
С помощью лупы рассмотреть песчинки. Как они выглядят? (очень маленькие, круглые, полупрозрачные или желтые). Это крохотные камешки. Похожи ли песчинки одна на другую? Так же рассмотреть глину. Видны ли песчинки в глине? (в глине песчинки прилипают одна к другой).
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые прилипли друг к другу.
Опыт 3. легкие ли песчинки и частички глины?
В банке создадим искусственный ветер. Подуем через трубочки на песок и глину. Что происходит? (песок разлетается, песчинки двигаются быстро, частички глины не сдуваются, или сдуваются с трудом)
Вывод: песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет.
Опыт 4. куда исчезла вода?
В стаканчике с песком нальем воды. Потрогаем песок. Каким он стал? Куда исчезла вода? (она впиталась в песок). Затем нальем воды в стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно (медленнее, чем в песок. Часть воды остается сверху на глине.)
Вывод: вода впитывается в песок быстрее, чем в глину.
Опыт 5. лепим из влажной глины и песка.
Попробуем слепить шарики, колбаски. Из чего лепится лучше? Оставить поделки до полного высыхания. Что произошло с поделками из песка? (они рассыпались). Поделки из глины сохранились, стали твердые.
Вывод: глина хорошо лепится, а песок нет. При высыхании глина становится твердой.
Опыт 6. пропускаем воду через песок, глину и камешки.
3 пластиковые бутылки с отрезанным дном: 1 – наполняем песком, 2 – камешками, 3 – глиной. Переворачиваем бутылки вверх дном. Под бутылками помещаем ёмкости, для стекания воды. В каждую бутылку налить равное количество воды. В какой из бутылок она быстрее исчезнет? Почему?
Вывод: быстрее всего вода пробегает между камешками, затем, сквозь песок. Глина воду не пускает, ее частички слиплись и вода не может пройти через них.
Опыт 7. фильтрация воды.
Через песок пропускаем «грязную» воду. Сравниваем отфильтрованную воду с «грязной». Вода стала прозрачной.
Вывод: песок – это природный фильтр, он очищает воду.
Игры, помогающие закрепить представление о свойствах песка и глины.
• Дети «становятся песчинками». Как они будут вести себя при этом? Подул ветер – что случилось с песчинками?
• Дети изображают частички глины. Как они при этом будут стоять? Налетел ветер – что происходит с кусочками глины?
Эксперименты:
• Песчаные бури : в банку с песком падаем сильный поток воздуха (насос для мячей). Что происходит?
• Норка для мышки: если бы вы были мышками, из чего бы сделали себе норку? Почему? (лепка в песочнице).
• Следы на песке. Где остаются четкие следы: на сухом песке или на влажном? Почему?
• Помоем сапожки: от чего легче отмыть обувь – от песка или глины?
3 день. Беседа «где используют песок и глину».
Цель. Познакомить как человек изготавливает из глины и песка, используя их свойства, предметы обихода, игрушки, строительные материалы.
В ходе беседы, обмена мнениями, дети узнали что из глины можно слепить кувшины, крынки, вазы, игрушки, предметы украшения и декора, т. к глина хорошо лепится и не рассыпается при высыхании. Если глина не пропускает воду, то глиняные изделия нужно наливать и хранить воду.
Рассказ воспитателя о посуде древних людей, об использовании песка и глины при строительстве домов, об изготовлении стекла из кварцевого песка с добавлением золы или пищевой соды.
Беседа «кто живет в песке?»
Цель. Расширить знание детей о животных, живущих в песчаных пустынях.
Рассмотреть карту мира, найти места раскрашенные желтым цветом. Это песчаные пустыни. Называют животных, живущих в песках. Обсуждаем с детьми, как животные приспособились к жизни в песках. Рассказ воспитателя о приспособительных особенностях животных: способности запасать питательные вещества, подолгу обходиться без воды (верблюд, способности впадать в спячку и пережидать самое жаркое время (черепахи, о маскировочной окраске «под песок», о приспособленности к передвижению, закапыванию, выведению потомства.
4 день. Моделирование из песка и глины.
Цель. Использовать различные свойства веществ для игр конструктивной деятельности, труда.
• Конкурс на лучшую песочную постройку. сооружение оцениваются по сюжету (что строят, для чего, по прочности, включении в постройку бросового материала.
• Создание «песчаных картин». На фанерку насыпается тонким слоем песок, тонким слоем распределив его по всей поверхности. Пальцем прорисовывается изображение. Можно ли изготовить для выставки такую картину? Почему?
Лепка из глины.
• Посуда и игрушки для кукол.
• Дома наших предков.
5 день. Роспись глиняных игрушек. Подготовка работ к выставке.
Итоговое мероприятие
Устраивается выставка расписных изделий из глины.
С. Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой» М. 2005 г.
Н. А. Рыжова «Песок, глина, камни» М. 1998 г.
«Дошкольное воспитание» №6 / 2000 г.
«Дошкольное воспитание» №7 / 2003 г.
https://images.yandex.ru/yandsearch.
Н. Ф. Виноградова. Программа «Предшкольная пора», раздел 2 «познаю мир».