Папки-передвижки

Позновательно-исследовательский проект «Раз песчинка, два песчинка»

Ольга Марьина
Позновательно-исследовательский проект «Раз песчинка, два песчинка»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Раз – песчинка, два – песчинка»

Основополагающий вопрос:

для чего человеку нужны такие природные компоненты, как песок и глина.

Проблемные вопросы учебной темы

Как образуется песок? Почему из песка лепить трудно, а из глины нет? Почему вода не проходит через глину? Почему песок сыпется, глина нет?

Дидактическая цель

Развить познавательный интерес к неживой природе

Задачи проекта

Публикация «Позновательно-исследовательский проект „Раз песчинка, два песчинка“» размещена в разделах

Систематизация элементарных знаний о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, легкий и т. д., глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду); об использовании человеком песка и глины (строительство, производство посуды, игрушек).

Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы.

Участники проекта

Дети группы предшкольной подготовки.

Проблемы самостоятельного исследования

Какой из природных компонентов лучше пропускает воду?

Из чего постройки практичнее: из песка или глины?

Сроки проведения. 1 неделя.

1 день. Экскурсия к месторождению глины и песка.

Цель: показать, где в природе можно обнаружить песок и глину

• Показать пласты глины и песка в карьере, взять их образцы и образцы камня, из которых образуется песок.

Исследование с помощью лупы образцов песка и глины, взятых из карьера, у реки.

Опыт: как образуется песок? Два камня потереть друг о друга, рассмотреть песчинки.

2 день. Эксперименты, опыты с песком и глиной.

Опыт 1. легко ли сыпется песок и глина?

Из стаканчика высыпаем песок на бумагу. Легко ли сыпется? (На бумаге рассыпался на песчинки). То же с глиной (глина рассыпалась комочками).

Вывод: песок рыхлый, в отличие от глины.

Опыт 2. из чего состоит песок и глина?

С помощью лупы рассмотреть песчинки. Как они выглядят? (очень маленькие, круглые, полупрозрачные или желтые). Это крохотные камешки. Похожи ли песчинки одна на другую? Так же рассмотреть глину. Видны ли песчинки в глине? (в глине песчинки прилипают одна к другой).

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые прилипли друг к другу.

Опыт 3. легкие ли песчинки и частички глины?

В банке создадим искусственный ветер. Подуем через трубочки на песок и глину. Что происходит? (песок разлетается, песчинки двигаются быстро, частички глины не сдуваются, или сдуваются с трудом)

Вывод: песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет.

Опыт 4. куда исчезла вода?

В стаканчике с песком нальем воды. Потрогаем песок. Каким он стал? Куда исчезла вода? (она впиталась в песок). Затем нальем воды в стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно (медленнее, чем в песок. Часть воды остается сверху на глине.)

Вывод: вода впитывается в песок быстрее, чем в глину.

Опыт 5. лепим из влажной глины и песка.

Попробуем слепить шарики, колбаски. Из чего лепится лучше? Оставить поделки до полного высыхания. Что произошло с поделками из песка? (они рассыпались). Поделки из глины сохранились, стали твердые.

Вывод: глина хорошо лепится, а песок нет. При высыхании глина становится твердой.

Опыт 6. пропускаем воду через песок, глину и камешки.

3 пластиковые бутылки с отрезанным дном: 1 – наполняем песком, 2 – камешками, 3 – глиной. Переворачиваем бутылки вверх дном. Под бутылками помещаем ёмкости, для стекания воды. В каждую бутылку налить равное количество воды. В какой из бутылок она быстрее исчезнет? Почему?

Вывод: быстрее всего вода пробегает между камешками, затем, сквозь песок. Глина воду не пускает, ее частички слиплись и вода не может пройти через них.

Опыт 7. фильтрация воды.

Через песок пропускаем «грязную» воду. Сравниваем отфильтрованную воду с «грязной». Вода стала прозрачной.

Вывод: песок – это природный фильтр, он очищает воду.

Игры, помогающие закрепить представление о свойствах песка и глины.

• Дети «становятся песчинками». Как они будут вести себя при этом? Подул ветер – что случилось с песчинками?

• Дети изображают частички глины. Как они при этом будут стоять? Налетел ветер – что происходит с кусочками глины?

Эксперименты:

Песчаные бури : в банку с песком падаем сильный поток воздуха (насос для мячей). Что происходит?

Норка для мышки: если бы вы были мышками, из чего бы сделали себе норку? Почему? (лепка в песочнице).

• Следы на песке. Где остаются четкие следы: на сухом песке или на влажном? Почему?

Помоем сапожки: от чего легче отмыть обувь – от песка или глины?

3 день. Беседа «где используют песок и глину».

Цель. Познакомить как человек изготавливает из глины и песка, используя их свойства, предметы обихода, игрушки, строительные материалы.

В ходе беседы, обмена мнениями, дети узнали что из глины можно слепить кувшины, крынки, вазы, игрушки, предметы украшения и декора, т. к глина хорошо лепится и не рассыпается при высыхании. Если глина не пропускает воду, то глиняные изделия нужно наливать и хранить воду.

Рассказ воспитателя о посуде древних людей, об использовании песка и глины при строительстве домов, об изготовлении стекла из кварцевого песка с добавлением золы или пищевой соды.

Беседа «кто живет в песке?»

Цель. Расширить знание детей о животных, живущих в песчаных пустынях.

Рассмотреть карту мира, найти места раскрашенные желтым цветом. Это песчаные пустыни. Называют животных, живущих в песках. Обсуждаем с детьми, как животные приспособились к жизни в песках. Рассказ воспитателя о приспособительных особенностях животных: способности запасать питательные вещества, подолгу обходиться без воды (верблюд, способности впадать в спячку и пережидать самое жаркое время (черепахи, о маскировочной окраске «под песок», о приспособленности к передвижению, закапыванию, выведению потомства.

4 день. Моделирование из песка и глины.

Цель. Использовать различные свойства веществ для игр конструктивной деятельности, труда.

• Конкурс на лучшую песочную постройку. сооружение оцениваются по сюжету (что строят, для чего, по прочности, включении в постройку бросового материала.

• Создание «песчаных картин». На фанерку насыпается тонким слоем песок, тонким слоем распределив его по всей поверхности. Пальцем прорисовывается изображение. Можно ли изготовить для выставки такую картину? Почему?

Лепка из глины.

• Посуда и игрушки для кукол.

• Дома наших предков.

5 день. Роспись глиняных игрушек. Подготовка работ к выставке.

Итоговое мероприятие

Устраивается выставка расписных изделий из глины.

С. Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой» М. 2005 г.

Н. А. Рыжова «Песок, глина, камни» М. 1998 г.

«Дошкольное воспитание» №6 / 2000 г.

«Дошкольное воспитание» №7 / 2003 г.

https://images.yandex.ru/yandsearch.

Н. Ф. Виноградова. Программа «Предшкольная пора», раздел 2 «познаю мир».

Публикации по теме:

Анатация к проекту по адаптации «Легкое перышко»Анатация к проекту по адаптации «Легкое перышко» С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит множество изменений, и чтобы пребывание ребенка в.

ДрагоценностьДрагоценность Драгоценность (Н. Сакович) Пляжный песок двигался по направлению к морю. Каждая песчинка знала свой путь. Откуда приходило это знание?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Позновательно-исследовательский проект «Раз песчинка, два песчинка»
Опубликовано: 25 ноября 2012 в 14:49
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Позновательно-исследовательский проект «Раз песчинка, два песчинка»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Марьина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД