Хусхаева Светлана
Познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом заведующий МДОУ детский сад
МДОУ детский сад №5 «Березка» №5 «Березка»
Протокол №1 от 30.08.2019 г. ___А. К. Хапханова
Приказ № 31 от 30.08.2019
Проект
по нравственно–патриотическому воспитанию
Тема: «Свой край родной люби и знай»
Разработала:Хусхаева С. Н.
старший воспитатель
МДОУ детский сад №5 «Березка»
п. Усть – Ордынский
2019
Публикация «Познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Свой край родной люби и знай“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо большее… Это - сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемость переживаний вместе с ней её счастливых и несчастливых дней.
(А. Н. Толстой)
Актуальность темы:
На современном этапе социально – экономического развития России, межнациональные отношения приобрели особую напряженность. Чаще стали возникать конфликты и противоречия. Поэтому проблема изучения и формирования национального самосознания приобретает особую актуальность. Рост такого самосознания может предупредить и предотвратить межнациональные разногласия и непонимания.
Национальное самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление своего положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими общностями. В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познание человеком и Отечества, их красоты и величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Е. И. Радина. Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного посёлка, а через него Отечества связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции (З. В. Диянова, Е. И. Арнаутова и др., осознание ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О. А. Князева). В психологических исследованиях (А. В. Запорожец, В. С. Мухина и др.) показаны предпосылки национального самосознания. К старшему дошкольному возрасту проявляются некоторые эмоционально-ценностные отношения к своим и другим этническим общностям. В настоящее время в психолого-педагогической литературе почти не изучалось развитие национального самосознания у детей дошкольного возраста. Однако, этот возраст оптимальный в развитии предпосылок основ гражданских качеств (уважение и понимание других людей, независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности и вероисповедания). Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт К. Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
3. формирование мира и межличностных отношений.
Из национальной доктрины образования в РФ
Проведенные среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование и беседы показывают:
o Знания у детей шестого года жизни об этнокультурной среде своей национальности: фольклоре, праздниках, национальном костюме бедны, фрагментарны, не дифференцированы.
o Интерес детей к познанию фольклора не устойчивый, ситуативный.
o Речь детей не связная, у большинства преобладают простые, односложные предложения, нет общения на родном языке.
o у 40% детей отмечается средний уровень знаний истории посёлка, края;
o 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения посёлка из-за высокой занятости;
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями посёлка и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта :
«Свой край родной люби и знай!»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта :
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, элементов национального самосознания.
Задачи проекта :
1. Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей.
2. Воспитание уважительного отношения к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, традициям своего народа.
3. Отбор доступного краеведческого материала о культурно – этнической среде, окружающей ребёнка (достопримечательности родного посёлка Усть-Ордынский);
4 Подбор наглядно-дидактического материала.
Направления проектной деятельности :
• Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов.
• Технологический блок: Разработка конспектов совместной деятельности с использованием развивающего обучения.
• Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды.
Вид проекта : познавательный, групповой.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Сроки реализации: в течение года.
Основной раздел программы: познавательное развитие.
Разделы программы, содержание которых включено в проект : развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, физическое развитие, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Обеспечение проектной деятельности :
Методическое:
1. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
2. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
3. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
4. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
5. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
6. И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
7. Л. М. Дамешек «История Усть-Ордынского Бурятского Автономного округа» - М., Прогресс, 1995.
8. Земля Гэсэра. Фотоальбом. Иркутск, Свят, 1995.
9. Бурятский героический эпос. Составитель М. И. Тулуханов – Новосибирск: Наука, 1991.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
1. подбор исторической литературы,
2. подбор произведений бурятского народного творчества,
3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,
4. подготовка разного вида бросового материала
5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
6. дидактические игры,
7. выставки книг, рисунков, поделок,
8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Этапы проведения и реализации проекта :
I. Информационно-накопительный:
o Изучение интереса детей для определения целей проекта.
o Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
o Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “ Округ в котором мы живём», «Буряты Приангарья – коренной народ»
Оформление альбомов “Достопримечательности Усть-Орды»”, “Родина моя Усть-Орда»
Словотворчество с родителями «Сочини частушку об округе, посёлке».
Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Составь национальный костюм», «Узнай по описанию», «Карта моего посёлка», Посёлок будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Субботник «Сделаем наш посёлок чище» (совместно с родителями)
Лепка «Животные и птицы нашего округа»
Экскурсии и фото экскурсии по посёлку.
Разучивание стихов и песен об округе, посёлке.
Оформление музыкального уголка в бурятских традициях
III. Презентационно - завершающий
Презентация проекта «Свой край родной люби и знай».
Открытое занятие Викторина «Знатоки Усть-Орды»
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
Необходимые условия реализации проекта :
1. интерес детей и родителей;
2. методические разработки,
3. интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать:
Место проживания: посёлок, округ, символику округа, достопримечательности посёлка;
Свою нацию, традиции; должны гордиться своим народом, его достижениями; представителей других национальностей, населяющих нашу Родину
Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Гипотеза: У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать элементы национального самосознания. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному посёлку, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории посёлка, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кому установлены памятники. Начнут проявлять интерес к событиям общественной жизни в посёлке жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы проекта :
1. Наблюдение, экскурсии, целевые прогулки;
2. совместные игры,
3. анкетирование,
4. познавательные игровые занятия,
5. беседы.
Стратегия осуществления проектной деятельности :
Данный проект был апробирован в рамках МДОУ детский сад № 5 «Березка» в 2019 – 2020 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, экскурсии, прогулки, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Большинство детей осознали такое понятие как достопримечательность, родной посёлок. У детей появилось эмоционально-ценностное отношение к территориальной общности жителей, гордость за свой посёлок : «Я бы хотела, чтобы около памятников всегда были цветы» - Настя Б. Также у детей проявился устойчивый интерес к содержанию знаний о достопримечательностях родного посёлка. Например, «Наш посёлок Усть – Орда, потому что он строился на реке Ордынке». Проводили разнообразные игры «Узнай по описанию», «Найди отличия», в которых закреплялись знания о достопримечательностях родного посёлка. Познакомили ребят с героем бурятского эпоса «Гэсэр». Провели праздник «Сагаалган» с целью ознакомления их с традициями летоисчисления бурят, обрядами народных праздников, костюмами, обрядовой поэзии, кухней. Таким образом у детей шестого года жизни, появляется осознание, что они бурятской национальности, живут на одной территории, говорят на своём языке, имеют свой фольклор (сказки, игры, песни). Проявляют интерес к национальному костюму, праздничным обрядам. Это говорит о том, что у детей проявляются элементы национального самосознания, благодаря нашей методике. Знания детей о памятниках Героям-землякам Балдынове И. В., Борсоеве В. Б., Мемориальном комплексе «Танк» стали более дифференцированными, осознанными. 40 % детей называют фамилию, имя, отчество героев, звание (генерал- майор). Дети рассказывают стихотворения и поют песни о родном посёлке Усть - Орда.
Достигнутые результаты:
рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
анализ результатов усвоения знаний (дигностика) показал: среднее развитие у 73% детей, выше среднего у 27% детей,
высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ посёлка, где занимают призовые места, участвуют в конкурсах «Родной мой край», «Моя семья».
повышение активности родителей в делах группы: родители принимали участие в народных праздниках : «Сагаалган», «Сурхарбан», самостоятельно и с удовольствием проводили с детьми прогулки по родному посёлку, с посещение краеведческого музея.
В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:
• 1 блок «Семья и ближайшее окружение»
• 2 блок «Детский сад – мой второй дом»
• 3 блок «Родной свой край люби и знай!
• 4 блок «Россия – Родина моя»
Предложения по возможному распространению проекта :
Проект может успешно применяться в ДОУ Иркутска и области, как региональный компонент. Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, посёлку, округу; испытывать гордость и уважение за свою нацию, бурятскую культуру, язык, традиции, гордиться героями-земляками, своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Приложение к проекту «Свой край родной люби и знай»
Основные направления реализации проекта
Разработать и провести совместную деятельность с детьми:
Достопримечательности посёлка Усть – Ордынский – памятники В. Б. Борсоеву, И. В. Балдынову, Мемориальный комплекс «Танк», Стела «Ничто не забыто, Никто не забыт».
Традиции и обычаи бурят.
Народные сказки и игры.
Знакомство с творчеством своих земляков.
Праздники в детском саду:
«День Защитников Отечества».
«9 мая- День Победы»
«Мамин день»
«Сурхарбан»
«Сагаалган».
Выставки детского и народного творчества (сотворчество детей и родителей)
«Славься, край родной»
«Достопримечательности родного посёлка глазами детей»
«Моя Родина».
План реализации проекта
Сентябрь
Тема «Край, в котором мы живём»
Дать знания о крае, в котором они живут (Усть-Ордынский Бурятский округ). Показать его на карте России. Познакомить с историей названия посёлка Усть-Ордынский. Воспитывать любовь к родному посёлку и региону.
Экскурсии по улицам посёлка.
Изготовление фотоальбома «Родина моя Усть-Орда».
Октябрь
Тема «Буряты Приангарья – коренной народ».
Познакомить с окружающей природой (лес, река, трудовой деятельностью бурят в посёлке, с особенностями жилья, утвари; с бурятской народной игрой «Перетягивание палки». Воспитывать любовь к родному краю, своему народу, а так же осознание своей принадлежности к нему.
Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки, в изготовлении стенгазеты, фотоальбомов.
Изготовление фото альбомов «Моя семья».
Стенгазета «Из опыта семейного воспитания» (Семья Димы Е).
Выставка детских работ «Осень в посёлке».
Экскурсия в краеведческий музей.
Ноябрь
Тема «Познакомить с бурятской народной сказкой «Табунщик и ханша». Провести беседу о сюжете сказки. Предложить поиграть в бурятские народные игры : «Разбивание кости», «Борьба мальчиков». Воспитывать любовь к бурятскому фольклору.
Рисование по сюжетам сказки «Табунщик и ханша».
Декабрь
Тема «Познакомить с понятием достопримечательность, с памятниками И. В. Балдынову, В. Б. Борсоеву. Развивать интерес к истории родного посёлка».
Экскурсии к памятникам.
Январь
Тема «Продолжать развивать интерес к достопримечательностям Усть-Ордынского. Познакомить с мемориальным комплексом «Танк». Углубить знания детей о памятниках героев - земляков, рассказать об их подвигах на войне. Закрепление понятия «достопримечательность»».
Целевая прогулка к мемориальному комплексу «Танк».
Выставка детских работ из пластилина бюст. (Воспитатель по изо-деятельности).
Февраль
Тема «Сагаалган»
Проведение бурятского народного праздника «Сагаалган» (Совместно с воспитателем по физической культуре).
Изучение традиций, летоисчисления, пространственно-временных представлений народных праздников, обрядов во время Сагаалгана, обрядовой поэзии, кухни, праздничного этикета.
Совместная деятельность с семьями воспитанников :
Изготовление атрибутов, шитье элементов национального бурятского костюма.
Приготовление блюд бурятской кухни.
Март
Тема «Бурятский эпос «Гэсэр»
Познакомить детей с бурятским эпосом «Гэсэр». Воспитывать любовь к бурятскому народному творчеству, как к достоянию бурятского народа, чувство принадлежности к нему.
Экскурсия в читальный зал окружной библиотеки.
Работа с родителями:
Посильная помощь в организации экскурсии.
Апрель
Тема «Бурятская музыка»
Знакомство детей с бурятскими народными мелодиями. Развивать у детей умение узнавать бурятский национальный костюм и бурятские мелодии среди других.
Познакомить с творчеством земляка композитора П. Н. Турусова и поэтессы Л. Босхоловой.
Аудиозаписи бурятских народных мелодий.
Экскурсия в музыкальную школу.
Работа с родителями:
Консультация «Музыка в ребёнке или ребёнок в музыке» (Музыкальный руководитель).
Май
Тема Викторина «Знатоки Усть-Орды»
Закрепить знания о родном посёлке, памятниках Усть-Ордынского. Воспитывать чувство симпатии, уважения к своей национальности, родному языку, народным праздникам.
Эмблемы с символикой округа (флаг).
Папка-передвижка «Достопримечательности Усть-Орды».
Приложение:
Диагностика
Цель: выявить особенности проявления элементов национального самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Анализ ответов на вопрос, какой ты национальности и почему? Показал, что дети ориентируются в своей национальной идентификации, о чем свидетельствуют ответы типа: «Я бурятка, потому что мои мама и папа буряты» (Аня Б.) : «Я бурят. У меня чёрные волосы, я живу на бурятской земле» (Андрей Ш.).
На вопрос: «Люди, каких национальностей проживают в нашем поселке, и каких больше?», подавляющее большинство детей (80%) называли: буряты, русские, армяне, и все дети знали, что бурят в посёлке больше.
Улучшились знания детей о бурятском фольклоре. Так, 67% детей называют одну, две бурятские сказки, игры, песни. Все жанры фольклора соотносились со своей национальностью. Например, «Волк и ягнята народная бурятская игра, здесь надо проявить ловкость» (Маша С.).
Все дети называют праздник Сагаалган, который проводится в детском саду и семье, рассказывают об обрядах праздника, В ответах детей проявлялось эмоционально- ценностное отношение к своей национальности.
Приводим типичные ответы детей: «На Сагаалган приходят гости. Их угощают мясом, сметаной» (Саша Р.). «К нам приходят на праздник дедушка с бабушкой, мы их угощаем позами» (Вадим Б.).
Задание – найти бурятский костюм среди других выполнили все дети верно, мотивируя свой выбор : «Бурятский костюм очень красив, особенно у девушки он обшит монетками» (Юля Х). У мужчин-бурят в костюме всегда есть пояс» (Вова С.).
На вопрос: «Говорят ли дети дома на родном бурятском языке? Читают ли им книги на бурятском языке? – утвердительно ответили 53 % детей.
Анализ второй серии вопросов показал, что название своего посёлка знают все дети, местонахождение посёлка знают 60% детей (Усть-Ордынский Бурятский округ, а 40 % детей назвали местонахождение посёлка – Россия.
Знания детей о памятниках Балдынову И. В. и Борсоеву В. Б. мемориальном комплексе «Танк» стали более дифференцированными, осознанными. Так 40% детей назвали фамилию, имя. Отчество и звание героев. Дети рассказывают наизусть стихотворения и поют песни о родном посёлке.
На основе этих результатов мы определили уровни представления отношений детей к родному посёлку, проявление элементов национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста. Низкого уровня у детей не оказалось.
Средний уровень характеризуется тем, что у детей есть знания о регионе, в котором они живут, осознание этнокультурной среды (здесь живут люди бурятской национальности) которые общаются на родном языке и имеют свои национальные традиции, фольклор). Дети любят свой посёлок, знают его достопримечательности, могут рассказать о них. Данный уровень у 67% детей.
Высокий уровень характеризуется тем, что у детей проявились элементы национального самосознания. Эти дети знают название своего посёлка, округа и региона. Осознают свою этническую принадлежность (общность территории, языка, обрядов, традиций, фольклора). У этих детей проявилось эмоционально-ценностное отношение к этнокультурной среде. Знания о достопримечательностях посёлка и отношения к ним (любовь и гордость к героям-землякам). Дети данного уровня любят свой посёлок и хотят улучшить его (посадить больше деревьев, цветов). На данном уровне 33% детей.