Маргарита Беляева
Познавательный проект «Пасху радостно встречаем» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ д/с «Жемчужинка»
Познавательный проект
«Пасху радостно встречаем»
для детей среднего дошкольного возраста
Подготовила:
Воспитатель:Беляева М. Ю.
г. Морозовск
2021г.
Паспорт проекта
Тема проекта «Светлая Пасха»
Авторы Беляева Маргарита Юрьевна
Тип проекта : Краткосрочный, познавательный
Публикация «Познавательный проект „Пасху радостно встречаем“ для детей средней группы» размещена в разделах
Участники проекта Дети группы, воспитатели, родители воспитанников.
Возраст
участников Средний дошкольный возраст 4-5 лет
Сроки реализации: 26 апреля по 30 апреля 2021 г
Проблема: У детей не сформированы представления о традициях празднования праздника Пасхи в России.
Актуальность
Известно, что впечатления, полученные в детские годы, остаются в нашей памяти надолго. Именно поэтому дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русских народных традиций. Мы взрослые должны уже сейчас начать знакомить наших детей с историей нашей Родины, с ее культурой, с ее праздниками.
Не секрет, что в наши дни культура праздника практически отсутствует, мы стали забывать о своем культурном прошлом, о своих традициях и обычаях. А ведь именно народные праздники всегда объединяли всех людей: взрослых и детей. А человек, соприкасаясь с ними, становится более мягким, добрым, чутким.
Для дошкольника знакомство со своей культурой является действенным средством нравственного, познавательного и эстетического развития.
Поэтому знакомство с обычаями, традициями нашего народа мы начали с самого большого и радостного праздника христиан «Светлого Воскресенья Христова».
Объект Народный праздник Пасха
Предмет Древний русский народный светлый праздник Воскресения Христова, история традиций, основа формирования патриотизма.
Гипотеза Если в группе создать благоприятные условия для проведения «Светлой Пасхи», проведение бесед на тему «Пасха», заучивание стихов, слушание музыки, то у детей будут сформированы представления о праздновании Пасхи, родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.
Цель Дать представление детям о традициях празднования праздника Пасхи в России.
Задачи
Задачи работы с детьми:
1. Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресенье Христово», его историей, обычаями и обрядами, связанными с праздником.
2. Познакомить с литературными произведениями, посвященными с праздником Пасхи.
3. Создать условия для реализации творческой деятельности детей и развивать их творческие умения.
4. Развивать интерес к русской культуре. Воспитывать патриотические чувства к православным традициям своего народа.
5. Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства.
Задачи работы с родителями:
1. Ознакомить родителей с темой, целью и актуальностью данного проекта.
2. Предоставить консультационный материал для проведения бесед с детьми по ознакомлению и празднованию Пасхи.
3. Совместная деятельность родителей и детей по теме проекта.
Принципы реализации проекта • принцип наглядности;
• принцип доступности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип прочности;
• принцип целенаправленности;
• принцип новизны;
• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка
Этапы реализации
проекта • Подготовительный
1. Знакомство с темой проекта;
2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
4. Подбор методического материала по данной теме;
5. Создание развивающей среды для работы;
6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон;
7. Выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Светлая пасха»
• Основной
Практический – в результате чего был реализован проект :
1. Коммуникативная деятельность;
2. Восприятие художественной литературы;
3. Музыкально-художественная деятельность;
4. Восприятие произведений изобразительного искусства;
5. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность;
6. Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства;
7. Развитие двигательной деятельности;
8. Игровая и познавательная деятельность;
9. Работа с родителями.
• Заключительный
Обобщение и анализ результатов работы, выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Светлая Пасха» и проведение театрализованного представления.
Новизна
Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования
Условия реализации Проект реализуется : в процессе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.
Формы реализации проекта :наблюдение, подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, театрализованное представление.
Методы и приёмы реализации проекта :
• организационные;
• мотивирующие;
• словесные;
• игровые;
• наглядные;
• нетрадиционные.
Риск проекта • Неактивная позиция детей
Предупреждение рисков: • Организация мероприятий на базе ДОУ;
• Распределение сфер ответственности в сотрудничестве между воспитателями, и родителями;
• Разработка стратегий и тактики привлечения родителей;
• Оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно – коммуникативных технологий (электронная почта и т. д.);
• Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
• Добровольность участия в проектной деятельности.
Продукт проектной деятельности В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:
• выставка рисунков и поделок родителей и детей, посвященный празднику «Светлая Пасха».
• Лэпбук "Пасха"
Ожидаемый результат 1. Пробуждение интереса у детей и родителей к русской культуре.
2. Дети и родители получат знания об обычаях и традициях празднования Пасхи.
3. Дети познакомятся со стихами, сказками, рассказами, песнями и картинами, посвященными празднику.
4. Дети научатся играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.
5. Дети получат практические навыки, необходимые в декоративно-прикладном искусстве.
6. Совместная творческая деятельность детей и родителей.
Способ оценки достижения планируемых результатов Главным результатом реализации проекта удовлетворение запросов родителей, развитие детско-родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».
• пасхальные игры-забавы : «Катание яиц»; «Бои с крашенками»; «Прятание яиц»; «Где яйца варятся» и т. п.
• беседа с использованием ИКТ (презентация) «Что такое Пасха».
• выставка детских работ: «Пасхальное яичко» (рисование)
• слушание музыки «Пасхальный колокольный звон»
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Первый этап: Подготовительный
1. Составление перспективного плана мероприятий.
2. Изучение методических рекомендаций по ознакомлению воспитанников группы с православной культурой.
3. Создание развивающей среды : подбор материалов для проведения ООД, бесед, консультаций, иллюстраций, художественной литературы, фольклора, изготовление пособий и атрибутов.
4. Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.
Второй этап: Основной (практический)
1. Познавательное развитие
- Презентация «Детям об истории Пасхи»,
- «Пословицы и поговорки о Пасхе в старинных картинках».
- Беседы на тему «Что такое Пасха?», «Почему мы красим яйца на Пасху»
- Чтение стихов о празднике Пасха, рассматривание иллюстраций.
2. Социально-коммуникативное развитие
- Дидактические игры: «Парные картинки»; «Найди отличия»; «Лабиринты»; «Дополни ряд» и т. п.
-Сюжетно-ролевая игра: «Семья» сюжеты: «Празднуем Пасху».
- Пасхальные игры-забавы : «Катание яиц»; «Бои с крашенками»; «Прятание яиц»; «Где яйца варятся» и т. п.
- Игры по сказкам: настольный театр «Колобок»; пасхальные сказки «Колобок» и «Курочка Ряба»;
- Подвижные и хороводные игры: «Горелки»; «Баба- Яга»; «Игра с Солнцем»; «Карусель»; «Зайка» и т. п.
3. Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Веточка вербы», предложить нетрадиционные способы рисования на тему (по выбору детей) «Яичко не простое, а расписное».
Музыка
Слушание: Пасхальный колокольный перезвон.
5. Взаимодействие с родителями воспитанников
Папки-передвижки:
«Родителям о Пасхе» (История праздника, Пасхальные традиции);
«Готовимся к Пасхе» (Пасхальные поделки, Украшение Пасхального стола,
Пасхальное меню);
Консультации: «Что рассказать ребенку о Пасхе», «Виды росписей пасхальных яиц»,
Советы родителям:
Совместное творчество детей с родителями : «Светлая Пасха»
Изготовление пасхальных яиц из различных материалов на выставку поделок.
Третий этап. Заключительный
Организовали выставку совместных рисунков и поделок детей и родителей «Светлая Пасха». Совместно с детьми собрали лэпбук " Пасха".
Результаты работы:
1. У детей повысился интерес и стремление изучать традиции родной страны.
2. Дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, проявляя чувство ответственности за себя и за других.
3. Дети проявляют свои знания о православном празднике «Светлая Пасха».
4. Дети получили эмоциональное удовлетворение от участия в праздновании Пасхи.
5. Повысился уровень творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
6. Развились эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и воспитателями.
7. Возросла степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.
Выводы:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, слушание музыки, дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Пополнена и обогащена РППС группы по теме проекта.
Список литературы
1. Т. Барнс «Библия для детей». Астрель, АСТ, 2007г.
2. Н. В. Бредихина «Рождество и Пасха в детской литературе». Астрель, АСТ, 2006г.
3. «Празднуем Пасху всей семьёй» (перевод С. Н. Одинцовой; под редакцией Т. Лёвкиной). Москва. Торговый дом «Издательство Мир книги», 2006г.
4. https://paskha.gatchina3000.ru/ :Пасха-Источник радости Светлое Христово Воскресение.
Приложение
ООД
Тема: «Православный праздник – Пасха».
Цель: расширять представления детей о народных и православных праздниках; формировать уважительное отношения к культуре русского народа; формировать творческую активность, находчивость, умение сосредоточиться; умение выполнять правила и нормы поведения в совместной игре.
Предварительная работа: Знакомство детей с краткой историей праздника Пасхи, с народными традициями. Рассматривание иллюстраций по теме. Разучивание весенних хороводных игр, закличек, считалок.
Материал: Иллюстрации, кегли, мячи, корзинка, деревянные ложки, теннисные мячи. Аудиозапись пение птиц.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Звучит аудиозапись – пение птиц.
Весной природа просыпается,
И праздник Пасхи отмечается.
На славный праздник светлой Пасхи
Яички красили они,
И дружно праздник отмечали,
И веселись в эти дни!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое Пасха?
Дети: Это такой хлеб.
Воспитатель: Правильно, этот хлеб и куличи пекут на церковный праздник - Пасха.
А кто такой Бог? Бог – это тот, кто создал этот прекрасный мир, чтобы люди были счастливыми. Но увидев, что люди делают очень много плохих поступков, прислал на Землю своего сына Иисуса Христа, чтобы он победил смерть и зло. Но, злые люди предали и убили Иисуса, но он, победил смерть и воскрес.
Пасха Христова – это самый величайший, самый светлый, торжественный праздник, праздник победы любви и добра над злом. Поэтому Пасху еще называют Воскресением Христовым. Пасха – очень древний праздник.
Воспитатель: Кого прислал Бог на землю и зачем?
Дети: своего сына Иисуса Христа, чтобы он победил смерть и зло.
Воспитатель: А теперь послушайте рассказ о том, почему на Пасху дарят яйца.
«Однажды святая Мария Магдалина пришла к царю Тиберию, чтобы сообщить ему радостную весть о воскрешении убитого Иисуса и преподнесла ему в подарок обыкновенное яичко. Но царь ей не поверил, сказал: «Пусть это яйцо покраснеет, тогда поверю, что Иисус воскрес». И яйцо, в тот же миг стало красным. Мария Магдалина сказала: «Христос Воскрес», а Тиберий ответил: «Воистину воскрес».
С той поры люди в светлый день Пасхи, красят яйца при встрече здороваются словами «Христос Воскрес», а им отвечают: «Воистину воскрес» и обмениваются яичками.
Яйцо – это главный символ Пасхи. Яйцо – символ жизни, потому что из него вылупляется живой птенец. Поэтому на Пасху дарят куриные яйца – как символ будущей жизни.
Воспитатель:Что является главным символом Пасхи?
Дети: Яйцо.
Воспитатель: Существует поверье,что на Пасху «солнце играет». И если ранним утром небо чистое, голубое, значит, будет хороший урожай.
А сейчас мы поиграем в игру «Солнышко и дождик».
Воспитатель: А теперь мы проведём с вами соревнования.
Первое задание: «Сбей кеглю» (кегли и мячи).
Второе задание: «Пронеси и не урони» (деревянные ложки, теннисные мячи).
Третье задание: «Попади в корзинку» (корзинка, мячи).
В конце соревнования детям вручаются сладкие призы.
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки о празднике Пасха.
Весть летит во все концы:
Трубят Ангелы-гонцы,
В небесах поют Христа:
Он от тления восстал!
То не выдумка, не сказка,
Главный праздник - наша!Пасха
К нам пришел праздник праздников лучший,
Самый главный, любимый, певучий,
Торжествуйте же, люди! Все вместе
Принимайте такое известье:
Днесь Воскресе Христос! То не сказка!
Вот она, долгожданная!Пасха
Почему для всех людей радость и веселие? –
Потому, что празднуем сегодня Христово. Воскресение
Напекли хозяюшки к празднику в печи
Пышные, румяные чудо -. Куличи
Лепка «Веточка вербы»
Цели: знакомить с характерными особенностями весенних деревьев, воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней; дать представление о свойствах пластилина – мягкий материал, легко раскатывается, сминается; упражнять в лепке приемом раскатывания прямыми движениями ладони, использовать приемы лепки: отщипывание, скатывание, надавливание; развивать сообразительность, мышление.
Материалы и оборудование: презентация, картинки с изображением веточек вербы, пластилин, доски для лепки, цветной картон, вата.
Ход ОД:
Воспитатель вместе с детьми рассматривает презентацию «Верба-любимое дерево на Руси»
- Ребята, кто знает какое сейчас время года? (Весна)
- Правильно! А теперь посмотрите на картинки, на них вы видите ветки дерева, которое первое распускается весной. Верба – дерево, любимое на Руси. «Дотронься до вербы и передаст она тебе свою силу, красоту» – так в старину гласило поверье.
- Послушайте как в своем стихотворении «Уж верба вся пушистая…»
Автор: Афанасий Фет описывает это дерево
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.
«Апрель»
Автор стихов: Агния Барто
Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит верно,
Что весна пришла.
Это значит верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Прилетел скворец,
Засвистел в скворечне:
— Ну, теперь я здешний.
Но весне не верьте,
Слышен ветра свист,
Ветер, ветер, ветер
По дорогам вертит
Прошлогодний лист.
Все апрелю шутки!
Сельский детский сад
Утром скинул шубки,
В полдень — снегопад!
Но не так уж скверно
Обстоят дела,
Если верба, верба,
Верба зацвела.
Знакомство с особенностями строения дерева
- Ребята, а вы знаете из чего состоит дерево? (Ствол, ветки, листья, корень)
Воспитатель демонстрирует картинку с изображением строения дерева: показывает ствол, корень, ветки
-Правильно. Дерево состоит из корней, которые находятся под землей, а на земле мы видим ствол и ветки, на которых растут листья. Деревья играют большую роль в жизни человека: они делают воздух чище, выделяют кислород, которым мы дышим, поэтому к ним следует относиться бережно и проявлять заботу: не ломать ветки, не рвать листья, не вредить ствол.
Стихотворение
Если я сорву листок, если ты сорвешь листок.
Если все и я и ты, если мы сорвем листки,
То окажутся пусты и деревья и кусты
И не будет красоты.
Ребята послушайте пословицы про вербу
Без вербы не весна.
Где вода, там и верба; где верба, там и вода
Увидел на вербе пушок – и весна под шесток.
Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд.
Дождёшься, как от вербы яблок.
А еще загадки про вербу
Загадки про вербу, конечно, имеют место быть в сценариях мероприятий, посвященных вербной неделе и вербному воскресенью. Любили на Руси вербное воскресенье. Вербные базары, праздничные ярмарки с развесёлыми играми – непременный атрибут «вербных» дней.
Пушистые комочки
Расселись на пруточке.
Весною зацветает,
И Пасху зазывает.
Ответ: верба
На окраинах растёт,
Зиме ходу не даёт,
Молвят: красна – бьёт напрасно,
Скажут: бела бьёт за дело.
Ответ: верба
Весною на кусточке
На гладеньком пруточке,
Бел-белые цыплятки,
Расселись без оглядки.
Ответ: плоды вербы
Почки – пушистые,
Цветки – золотистые,
Какая же ветка?
Пурпурной расцветки.
Ответ: верба
Белая овечка
Бегает по свечке.
Ответ: верба
У ней серёжки там и тут,
А ветки к празднику несут.
Ответ: верба
-Ребята, давайте мы с вами слепим веточку вербы (Да. Давайте)
Лепка «Веточка вербы»
- Нам для работы потребуется пластилин, из которого мы будем лепить веточку.
. Для того, чтобы нам собрать веточку, нам понадобятся пластилин коричневого цвета. Я отщипну небольшой кусочек пластилина, сомну его в ладони и раскатаю его прямыми продольными движениями туда -обратно, а еще пластилин можно раскатать одной ладонью на твёрдой поверхности доски прямыми движениями. У вас на столе лежат доски и пластилин. Теперь вы можете приступать к работе и самостоятельно изготовить палочки - ветки из пластилина, путем раскатывания продольными движениями туда – обратно. Я беру веточку и прикрепляю путем прижатия к цветному картону.
Примечание: Воспитатель в процессе индивидуальной работы дает детям советы по поводу использования художественных материалов.
При затруднении воспитатель помогает ребенку.
- Ребята, вы должны помнить, чтобы пластилин вам долго служил его нужно убирать в коробку, не смешивать и не разбрасывать. После лепки т стол и дощечку следует протереть влажной тканью. Необходимо сначала вытереть руки сухой тряпочкой или салфеткой и только после этого вымыть руки горячей водой.
- Молодцы! Все старались лепить веточки, наши ручки устали и пусть немного отдохнут.
Пальчиковая гимнастика:
Долго, долго мы лепили, - Встряхиваем кистями перед собой
Наши пальцы утомились.
Пусть немного отдохнут,
Дружно руки разведем,
-Отвести руки назад –вперед отклоняясь на спинку стула.
И опять лепить начнем.
- Ребята, а теперь мы возьмем белый пластилин и отщипнём маленький кусочек. Скатаем пальчиками маленький комочек и прикрепим его на нашу веточку-это будут у нас почки. Посмотрите, вы сделали маленькие комочки- почки, которые распределяем по веточке справа и слева. Я покажу вам, как можно разместить почки на веточке. Посмотрите, что получилось- (Веточка)
Рефлексия.
-Посмотрите, какие красивые веточки получились у нас.
– Какие стихи вы прослушали.
- О чем они?
– Что мы лепили?