Светлана Храброва
Познавательный проект «Мой любимый город»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Сосенка»
Познавательный проект
«Мой любимый город»
Воспитатель:
Храброва Светлана Викторовна
г. Устюжна
2014 г.
Актуальность проекта.
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей малой родине - месту, где родился, к своему городу.
Публикация «Познавательный проект „Мой любимый город“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Базовый этап формирования у детей любви к Родине это - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Устюжна - впервые упоминается в Углической летописи 1252 года под названием Устюг-Железный, что связано с расположением города на Железном поле, местности, богатой болотной железной рудой и связано с началом развития металлургии на Руси. Издревле процветали на этой земле уникальные ремесла и промыслы. А устюженские купцы ходили «за три моря» - торговать изделиями железоделательного производства, лесом, хлебом, скотом, волчьими и медвежьими шкурами. Устюжну можно назвать городом-музеем. В этом тихом старинном городке, бродя среди купеческих домов и дворянских особняков XIX века, испытываешь несказанную радость, чувствуешь причастность к истории Родины, окунаешься в XVII век, век пяти купольных храмов.
Архитектура просто завораживает. Старинные русские деревянные домики с резными окладами и карнизами.
". О город из древней семьи городов,
Резные ворота, крылечки косые. "
А. Жигулин.
Живя в маленьком городке очень важно приобщить детей к культуре своего города. И одна из важных наших задач воспитать в детях бережное отношение ко всему тому, что их окружает, осознать себя частью города, заложить фундамент личности в ребенке. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота.
Цель проекта : создание условий для обогащения знаний детей о родном городе, развитие познавательных, творческих способностей воспитанников; сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города Устюжны, чувство уважения к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям.
Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
ТИП ПРОЕКТА : долгосрочный, информационный, исследовательский, творческий.
Сроки реализации проекта : в течение учебного года.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
Образовательная:
1. Расширять представления детей о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, традиции, ремесла).
2. Формировать представление о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.
Развивающая:
1. Развивать связную речь детей посредством составления рассказов, пересказа сказок, рассказов о родном городе.
2. Пробудить в детях познавательный интерес к родному городу.
3. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения истории своего города.
Воспитательная:
1. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине средствами эстетического воспитания: через музыку, изобразительную деятельность, художественное слово.
2. Способствовать укреплению семейных связей, развитию партнерских отношений между родителями и детским садом.
3. Формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.
Основные направления в работе по реализации проекта :
Познание, коммуникация, речевое развитие, экскурсии в музей, художественно-творческая (рисование, аппликация, лепка, чтение художественной литературы, музыка, трудовая деятельность, здоровье и безопасность.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
1. Знать названия окружающих улиц.
2. Узнавать памятники и исторические места и названия города по фотографиям.
3. Знать людей, прославивших город, народные промыслы.
4. Находить свой город на карте области, показывать и называть р. Молога, р. Ижина, р. Ворожа.
5. Составлять связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе.
6. Уметь находить и отбирать материал совместно с родителями по заданной теме (с использованием компьютера, интернета)
7. Уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.
8. Оформление фотовыставки «Устюжна - зеленая жемчужина»
9. Оформление стенда и презентации «Мой любимый город».
Основные этапы проекта :
1 этап - подготовительный. Включает в себя: изучение знаний родителей и детей по данному направлению; пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, ремеслах, традициях, биографий знаменитых земляков; планирование работы, выбор форм и методов; подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.
2 этап – практический. Он включает в себя два направления:
• работу с детьми;
• сотрудничество с родителями воспитанников.
3 этап – оценочный. На этом этапе проводится диагностика знаний детей о родном городе.
Предполагаемый продуктивный результат:
• создать карту части города, где расположен детский сад с использованием мультисистемы.
• создать коллективную работу «Улицы нашего города».
• оформить фотовыставку совместно с родителями «Устюжна - зеленая жемчужина».
• принять участие в акции «Чистый город».
• Оформить стенд и презентацию «Мой любимый город».
Реализация проекта :
№ Этап Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
1 Организационный Подбор необходимого материала для оснащения развивающей среды в группе
Участие в выборе тем проектов.
Помощь детям в выборе тем проектов.
Подбор дидактических игр по теме патриотического воспитания.
Знакомство с экспозицией «Устюжна – мой родной город» -интерактивная книга Подбор фотографий об истории города, из семейных архивов.
Подбор художественной литературы, книг для чтения и рассказывания детям на занятиях, во время бесед и в свободной деятельности Рассматривание тематических альбомов «Моя Устюжна», «Природа родного края», «День города». Просмотр материалов по интернету.
Проведение родительского собрания; познакомить с темой проекта, домашним заданием для родителей
2 Основной Составление плана реализации проекта.
Совместно с взрослыми собирают информацию из разных источников.
Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников - библиотека, книги, энциклопедии, Интернет, интервью с родственниками.
Проведение бесед и занятий по блокам «Родная семья», «Родной город», «Родная природа», «Родная страна».
Просмотр интерактивной книги «Моя Устюжна».
Совместно с ребёнком оформляют проект (родители пишут, печатают, дети делают зарисовки, украшают страницы)
Продуктивная деятельность (рисование, аппликация) : «Где можно увидеть государственную символику?», «Как я отдыхал со своей семьёй летом», «Улица, на которой я живу», «Наша дружная семья», «Мой дом - моя крепость», «Город чудный-город славный», «Предприятия родного города», «Река Молога».
Украшают страницы проекта.
Составление творческого рассказа «Если бы я был главой города, то….»
Участие в составлении семейных газет «Под крышей дома своего».
Посещение краеведческого музея Фоторепортаж «Наш любимый город» (фотографии предприятий, памятников, улиц)
Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о г. Устюжне.
Создание семейного проекта.
Творческие рассказы: «Город, в котором я живу», «Я хозяин города».
Участие в акции
«Чистый город».
Заполнение карты города (отмечаем на карте города места, где побывали) с использованием ИКТ Посещение детьми и родителями мест, связанных с именами героев ВОВ (сквер, памятники, музей, улицы).
Дидактические игры «Я и другие», «Ребята нашего двора».
3 Заключительный 1. Анализ–обсуждение с детьми результатов продукта деятельности по проекту. Участие в защите и презентации своих проектов. Участие в защите и презентации детских проектов.
Организация презентации проектов, участие в защите проектов с использованием Анализ обсуждение, рефлексия. Оформление фотовыставки «Устюжна – зеленая жемчужина».
Оформление стенда «Мой любимый город». Диагностика знаний детей о родном городе.
Карта города и части города, где расположен детский сад –на мультисистеме. Развлечение «Устюжна – мой край родной».
Оформление тематических папок для детей по проектам. Коллективная работа детей «Улицы нашего города».
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Увеличение количества детей, проявляющих интерес к истории и культуре родного города.
2. Сформированы представления о древнем и настоящем города; а о себе, как о жителе города.
3. Знание правил установленных обществом (как вести себя в общественных местах, транспорте, в гостях).
4. Развитие умений у детей продуктивно взаимодействовать, умение слышать другого, предлагать различные варианты решения поставленных задач.
5. Развитие коммуникативных навыков, толерантности при ролевом взаимодействии и информационном обмене.
6. Формирование навыков самостоятельной работы с разными источниками информации (компьютер, книги, мультимедийная система, муз. центр, энциклопедии, иллюстрации, телепередачи).
Литература
1. Матяш Н. В. «Проектный метод в системе технологического образования», Педагогика. 2000. №4.
2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. и др. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», М. ; Академия, 2005.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ /Авт. - сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М. : Аркти, 2005.
4. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. «Родной край», М. «Просвещение», 1985.