Наталья Арефьева
Познавательный проект «Домик для скворца» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект
для детей средней группы
«Домик для скворца»
Доминирующая в проекте образовательная область: познавательное развитие;
По количеству участников :групповой
Характер контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
Проблема:
Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.
Актуальность:
Наступила весна и скоро прилетят в наши края скворцы. Мы задумались, как привлечь скворцов в детский сад. Поэтому мы решили до прилёта скворцов привлечь внимание детей, родителей детского сада к этой проблеме и провести пропаганду с целью изготовления скворечников и вывешивания их на территории детского сада, в своих домовых владениях. Все свои идеи мы решили реализовать через наш творческий проект «Домик для скворца».
Объект проекта: живая природа.
Предмет изучения и творчества: перелетные птицы, скворечники
Цель проекта: Уточнить и расширить представление детей о скворцах, домик для птиц– «скворечник».
Задачи проекта:
Дети Педагог Родители
1 .Способствовать формированию у детей основ экологической культуры, развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях.
2. Формировать у детей чувства ответственности и сострадания, основанные на ознакомлении с нуждами птиц их проблемами.
3. Приучать серьезно, относиться к нужному делу - изготовлению гнездовий вместе с взрослыми.
4. Развивать связную речь у детей.
5. Активизировать словарь детей.
6. Активизировать развитие у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
7. Воспитывать любовь к природе, гуманное отношение к птицам и желание помогать им в любое время года. 1. Формировать навыки совместной деятельности в коллективе (дети, родители, педагоги) над созданием продуктов проекта.
2. Направить и активизировать творческий потенциал родителей в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.
3. Развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.
4. Повысить профессиональную компетентность.
5. Разработать цикл занятий, бесед по данной теме.
6. Подготовить и провести развлечение «Праздник птиц». 1. Проявить активность в совместной деятельности с детьми и педагогами.
2. Ориентировать и оказывать помощь дошкольникам.
3. Принять участие в изготовлении скворечников и вывешивании их на деревьях группового участка.
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки реализации: 1 неделя (27.03. – 31.03.2023)
Участники проекта: дети,родители, воспитатель.
Материально-техническая база: развивающая среда группы, материалы для изготовления скворечников.
Продукт проектной деятельности: изготовление скворечников родителями с участием детей,
Список литературы:
Материалы журнала «Воспитатель ДОУ» №10/2008, с53;
Материалы журнала «Воспитатель ДОУ» №7/2013, с24;
Материалы журнала «Музыкальный руководитель» «1/2009, с 46;
Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
Интернет-ресурсы / http://nsportal.ru/ и другие
Содержание проекта.
1. Подготовительный этап.
дети педагог родители
Посещение библиотеки для поиска художественной литературы по данной теме;
Наблюдение за птицами во дворе своего дома, на улицах города;
Изготовление атрибутов для игр. Составление конспектов ОД познание, аппликация, рисование, лепка. ;
Подбор дидактических игр;
Организация и проведения развлечения «Праздник птиц»
Составление конспекта прогулки.
Определение проблемы
Постановка и определение целей и задач проекта.
Подбор детской и научной литературы, презентаций, иллюстраций;
Подбор пословиц и поговорок о птицах;
Создание развивающей среды в группе;
Оформление выставки продуктивной деятельности;
Подбор информации для родительского уголка.
Составление сценария праздника. Ознакомление с информацией в родительском уголке;
Организация посещения библиотеки;
Назначение ответственных за изготовление скворечников;
Приобретение и изготовление атрибутов для игр;
Обсуждение с воспитателем и выбор наиболее эффективных и приемлемых методов для реализации проекта;
Участие в ряде мероприятий.
2. Основной этап, планирование деятельности:
дети педагог родители
Рассматривание иллюстраций.
Чтение художественной и научной литературы о перелётных птицах.
Разучивание подвижных игр на словесной основе (по данной теме).
Разучивание потешек, закличек о птицах.
ООД Ознакомление с окружающим «Пришла весна, прилетели птицы»; ООД по развитию речи «Увидел скворца – знай весна у крыльца»;рисование «Скворечник», аппликация (коллективная работа) «Скворечник для птиц». 1. Чтение стихотворений о птицах
2. Чтение рассказов: В. Бианки Подкидыш Издательство «Стрекоза – Пресс», 2001.
В. Бианки Чей нос лучше? Издательство «Малыш», 1984.
М. Горький «Воробьишко» Смоленск: Русич, 2000.
3. Организация игровой деятельности детей с дидактическими играми по данной тематике: «Путаница», «Чей домик?», «Улетает, не улетает (Сравни птиц)», «Кто чей?», «4-й лишний», «Дорисуй то, чего не хватает», «Узнай птицу по описанию», «Чего не хватает?», «Сравни птиц», «Кто как голос падает?».
1. Рассматривание иллюстраций о птицах
2. Словесная игра: «Сравни птиц»
3. Словесная игра: «4-й лишний»
4. Игра: «Построй по образцу»
5. Составление рассказов на тему: «Один день из жизни маленькой птички»
1. Проведение цикла занятий: «Перелетные птицы».
2. Беседы: «Перелетные и зимующие птицы», «Сходство и отличительные особенности, среда обитания»
3. Разучивание с детьми пословиц о птицах, стихотворений, подвижных и дидактических игр.
4. Чтение рассказов о птицах, показ сказок.
1. Изготовление скворечников.
1. Разучивание песен, плясок к развлечению: «Праздник птиц».
2. Разучивание подвижных и дидактических игр. Фотоотчёт о проведенном мероприятии.
Пополнение развивающей среды новым наглядным и дидактическим материалом о птицах. Сопровождение детей на групповой участок и вывешивание скворечника на дерево.
3. Заключительный этап
дети педагог родители
Развлечение «День птиц»
Вывешивание скворечников на деревьях группового участка. Организация развлечения «Праздник птиц!»
Изготовление заготовок скворечников, сборка их с участием детей и их вывешивание на дерево; Участие в развлечении «Праздник птиц».
Приложение №1
Стихи.
***
Снова по законам вечным
В город к нам пришла весна.
Я повесила скворечник
На березе у окна.
Как-то утром, наконец,
Занял новый дом скворец.
И теперь у нас не тихо.
Целый день поют скворцы.
Есть у скворушки скворчиха
И горластые птенцы.
Скворчик — просто молодец,
Он — заботливый отец.
Полярус Н.
***
Скворец поменьше, чем ворона,
Зато побольше воробья —
Он из скворечни как с балкона,
Поёт не хуже соловья!
Хотя мелодия попроще,
Но душу тронет голосок,
И ждать не надо тёмной ночи —
Он днём найдёт для вас часок!
Газин С.
***
Собрались в лесу скворцы!
Все такие молодцы:
Все певцы и гитаристы,
И романтики — артисты!
Каждый хочет быть солистом,
А не простеньким хористом!
Расшумелись, раскричались, —
Дирижёра всё ж дождались.
Их расставил по местам.
И запел он соло сам!
И запел он о Весне!
Песня та теперь в цене.
Все скворцы тут спохватились:
Хором все запеть решились!
Ах! Какой же вышел хор!
И какой там был задор!
Зих Е.
***
Ждет гостей высокий клен —
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов…
В синем небе щебет слышен
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
— Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!
Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: — Ура!
Удивительное дело:
Все семейство улетело!
Агния Барто
***
— Добрый вечер, скворушка,
чёрная головушка!
Как скворчата, как семья?
— Хорошо! Сегодня я,
да и скворушка моя,
встали рано, на рассвете,
и за день скормили детям
двести семьдесят гусениц,
пару мелких веретениц,
больше сотни червяков
и четырнадцать жуков.
Мухам был потерян счёт,
а птенцы пищат: — ЕщЁ!
Держат клювы нараспашку,
просят дать ещё букашку!
Много раз пришлось летать нам
по садам и по лесам,
но зато растут скворчата
не по дням, а по часам!
Конаева О.
***
У папы-скворца — четыре птенца,
Два птенчика смирных плюс два сорванца.
Папа-скворец не ест и не пьет:
Найдет червячка — и деткам несет.
Малёнкина Е.
***
«Фь-ю-ю-ть — свистит скворец на ветке,
Кушайте родные детки,
Мошек много тут в лесу,
Я ещё вам принесу».
Груданов Е.
***
Ах вы, скворушки-скворцы,
До чего ж вы молодцы!
И красивы, и пестры,
И готовы для игры.
По газону прыг да скок,
Глядь, под веткой червячок.
Съел его он на обед
И не знает дальше бед.
Пёрышки свои встряхнул,
На берёзу упорхнул.
И оттуда с высоты
Нам поёт. Внимай и ты!
Зигзаг И.
***
— Это что за молодец!
— Чёрный маленький скворец!
Он по огороду ходит,
Червячков в земле находит!
У нас в скворечнике живёт,
Прилетает каждый год!
Он — заботливый отец,
Этот чёрненький скворец!
Слышите, пищат птенцы?
Скоро вырастут — скворцы!
Полетаева А.
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы скворечник.
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка.
Мы строим скворечник.
У нас есть чертеж,
Чтоб домик наш был
На скворечник похож.
Гусева М.
Загадки про скворца
Эту птичку всякий знает:
На шесте ее дворец,
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день…
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его…
На дереве построен дом –
И вроде не дворец,
А в доме том прислушайся!
Певец живет…
Заклички
«Эй, скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шелковой травой,
С жемчужной росой,
С теплым солнышком,
С пшеничным зерныш
Пословицы:
Скворец с сорокой в одном гнезде не живут.
Скворца скворечником не ловят.
Скворцы прилетят — говорить научат (о маленьком ребенке, не умеющем говорить).
В дырявом скворечнике скворец не гнездится.
Видишь скворца – знать весна у крыльца.
Запоёт скворец возле дома — к добру.
Приложение №2
Дидактические игры:
Дидактическое лото. «Путаница»
Игра учит находить различные предметы по их контурным изображениям, развивает навыки классификации, зрительное восприятие, память и мелкую моторику. Элементы самопроверки позволят научить ребенка самостоятельно контролировать и анализировать свои действия.
Дидактические игры: "Кто где зимует? ", "Раздели птиц на перелетных и зимующих"
Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
Дидактические игры: "Хорошо - плохо", "докажи, что это птица".
Цель: воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам.
Дидактические игры: "Чей это домик", "Кто чей? ".
Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.
Дидактическая игра «Улетает — не улетает». (Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает — улетает она на зиму или нет.)
Цель:воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время.
Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию».
Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее.
Дидактическая игра «Чего не хватает?»
Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;
Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.) /
Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.
Дидактическая игра «Сравни птиц»
Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;
У воробья туловище мелкое, а у цапли. У воробья голова маленькая, а у цапли. У воробья клюв короткий, а у цапли. У воробья крылья узкие, а у цапли. и т. д.
Дидактическая игра «Кто как голос падает?»
Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь;
Воробей — чирикает, ворона — каркает, голубь — воркует, синица — свистит, утка — крякает, соловей — поет, кукушка — кукует.
Дидактическая игра «Что лишнее»
Обычно эта игра применяется для развития мышления, но её можно использовать ещё и для развития зрительной и слуховой памяти, в зависимости от того, как преподносится материал – наглядно или на слух.
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.
Оборудование : карточки с набором из 4-х слов (картинок) : три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.
Ход игры : Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок). Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки). Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему?». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки). После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.
Приложение № 3
Подвижные игры
«Птички и дождик»
Цель: учить детей действовать по команде взрослого, упражнять в произнесении звуков
Материал: эмблемы птиц
Ход игры
Воспитатель раздает детям эмблемы птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: «Все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия».
Воспитатель начинает: «Птички летают (дети бегут по площадке, клюют зернышки (дети присаживаются, клюют, опять улетают».
Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. («Ввв!» - произносят дети). Закапал частый дождь, застучал по крыше.
«Тук! Тук! Тук!» - повторяют дети.
«Прячьтесь, птички! А то все перышки станут мокрыми, - зовет взрослый. – Все птички попрятались: кто под кустик, кто под листик (дети присаживаются).
Дождик прошел, и опять птички полетели, веселую песенку запели, радуются». (дети имитируют голоса знакомых птиц).
«Веселый воробей» (по стихотворению М. Клоковой «Зима пришла»)
Цель: учить детей выполнять движения по текту игры
Материал: эмблемы воробьев
Ход игры
Воспитатель раздает детям эмблемы с изображением воробьев
Воробей с березы
На дорогу прыг! (дети прыгают)
Больше нет мороза-
Чик-чирик! (дети прыгают и чирикают)
Вот журчит в канавке
Быстрый ручеек, (дети произносят:«Ж-ж-ж-ж-!»)
И не зябнут лапки-
Скок-скок-скок! (дети прыгают)
Высохнут овражки-
Прыг, прыг, прыг! (дети прыгают)
Вылезут букашки-
Чик-чирик! (дети чирикают)
Воспитатель продолжает: «Клюй, не робей! Кто это?.»
Дети отвечают: «Воробей!»
«Зима или весна?»
Дидактическая задача: учить детей создавать образы действительности
Игровая задача: составить картину сада
Игровые правила: составить картину так, чтобы было понятно, какой это сад – зимний или весенний
Ход игры
Воспитатель приносит куклу Зину. Рассказывает, что однажды она проснулась, посмотрела в окно и не могла понять, какое на улице время года: зима или весна. На улице было белым-бело. Воспитатель просит помочь Зине определить, какое время года за окном – зима или весна.
Перед детьми на столах лежат заготовки, на которых во весь лист изображено окно на голубом фоне. Дети должны составить картину весеннего или зимнего сада. Они самостоятельно решают, какие детали будут использовать. Рядом лежит материал для аппликаций: белые снежинки и белые цветы яблонь. Дети выбирают материал для аппликации и наклеивают его между рамами окна. В итоге получаются разные виды из окна: на заснеженный или цветущий сад. Каждый ребенок дарит свою картину кукле Зине. Все картины Зина выставляет на выставку: тут-зимние сады, а там-весенние.
«Птички летают»
Цель: научить бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать детей помогать друг другу
Ход игры
Воспитатель говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки». Дети «летают» (бегаютразмахивая руками, приседают, «клюют» зернышки (стучат пальчиками по коленям или по земле). Со словами воспитателя «Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышки!» дети бегут на свои места.
«Веснянка»
Цель: координации речи с движением, развитие общих речевых навыков
Ход игры
Солнышко, солнышко
(дети идут по кругу,
Золотое донышко
(взявшись за руки).
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей
(бегут по кругу,
Прилетели сто грачей
(летят по кругу,
А сугробы тают, тают
(медленно приседают,
А цветочки подрастают.
(тянутся на цыпочках, руки вверх)