Ольга Грунтова
Познавательное занятие в старшей группе «Евпатий Коловрат — герой земли рязанской»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о подвиге рязанского богатыря.
Задачи.
Образовательные:
Формировать у детей представлений о Древней Руси, о набеге монголо-татарских войск на русские земли;
Развивающие:
Развивать связную речь, внимание и память;
Расширять кругозор детей;
Воспитывающие:
Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, уважение к её защитникам;
Публикация «Познавательное занятие в старшей группе „Евпатий Коловрат — герой земли рязанской“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рязанская область, Рязань
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Вызвать положительные чувства и эмоции в процессе познания.
Предварительная работа:
• Чтение богатырских былинных сказок: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и ТугаринЗмеевич» и др. ;
• Прослушивание песни А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»;
• Показ презентации «Кто такие богатыри?»;
• Чтение пословиц о дружбе;
Материалы и оборудование:
Техническое оборудование:
• Проектор, ноутбук с презентацией «ЕвпатийКоловрат – герой земли Рязанской»;
• Документ-камера;
Демонстрационный:
• Чемодан с песком для раскопок, внутри которого закопаны обломок меча и палица (из гипса);
• Фотоколлаж «Узнай город».
Словарная работа: активизировать словарь по лексической теме «Богатыри».
Ход занятия:
I. Вступительная часть.
Организационный момент:
Дети здороваются с гостями, воспитатель обращает внимание ребят на чемодан (заранее принесённый в группу). Интересуется, догадались ли они, почему он появился в группе? ( Предполагаемые ответы: «Чтобы провести раскопки», «Чтобы отправиться в археологическую экспедицию».) Педагог добавляет, что найденные артефакты будут связаны с темой сегодняшнего занятия.
(Далее предлагается дошкольникам убрать на места игрушки и отправиться в археологическую экспедицию.)
II. Основная часть.
(Дети садятся на стульчики перед чемоданом, к которому подключена документ-камера.)
Воспитатель предлагает выбрать из ребят двух главных «археологов». Для этого детямзадаёт 2 вопроса. Первые из дошкольников, которые ответят правильно на вопросы, становятся «археологами».
Мотивация заинтересованности:
1 вопрос: «Как называют учёного, который изучает прошлое и разными способами пытается установить, как жили люди
много веков назад?»
(«археолог»)
2 вопрос: «Где работают археологи?»
(на природе, под водой, в музеях и библиотеках)
Первые двое ребят, правильно ответившие на вопросы, проводят «раскопки», аккуратно работая кисточкой, остальные дети наблюдают за происходящим, глядя на экран проектора.
Мотивация успеха:
Дети, ведущие «раскопки», находят «артефакты» - обломок меча и палицу (вылепленные из гипса).
Воспитатель спрашивает остальных ребят, догадались они, какая тема занятия будет сегодня? ( Предполагаемые ответы: - С богатырями; - С прошлым нашей страны.) Педагог хвалит дошкольников за правильные ответы и сообщает, что сегодня на занятии ребята познакомятся с ещё одним из богатырей. Дети узнают, где жил этот богатырь и откуда он родом, если узнают город по фотоколлажу.
Проводится игра «Узнай город» :
Перед детьми фотоколлаж Рязани с изображениями Рязанского Кремля, кукольного театра, цирка, площади Победы и площади Свободы.
Ребята узнают свой областной центр – город Рязань, и делают вывод, что этот богатырь был родом из Рязани. Воспитатель хвалит детей и сообщает, что этого рязанского героя звали Евпатий Коловрат. Предлагает пройти в кинозал, чтобы узнать о подвиге, который совершил наш славный воин.
Проводится просмотр презентации «Евпатий Коловрат – защитник земли Рязанской» :
Слайд 1- Красива и величава наша матушка Русь.
Города великие, да сёла дивные поднимаются в ней, а в городах и сёлах тех люд честной живёт и трудится, земельку пашет, да хлебушко растит, скот разводит. Славно и спокойно живёт честной народ рязанский.
Слайд 2- Жил в селе Фролово Рязанской области человек по имени Евпатий Коловрат. Силы непомерной, ростом велик, гроза для недобрых людей, защитник слабых. Он один на один боролся с матёрым медведем. А позднее стал служить у князя рязанского Юрия воеводой.
Слайд 3 - Но вот пришла беда на рязанскую землю, которую не ждали! Татаро-монгольский хан Батый двинул свои войска на город Рязань. Шесть дней героически оборонялась Рязань, но не получив подмоги, пала. Погиб и князь Юрий со своей женой и детьми. Не было в городе ни стонущего, ни плачущего – все лежали мёртвыми. Погиб славный город Рязань, весь погорел дотла. Двинулась Батыева рать дальше на север.
Слайд 4 - А, что же наш богатырь Евпатий Коловрат? В то страшное время,
когда враг напал на нашу Рязань, он находился в Чернигове.
«В поход послал рязанский князь тебя и твой отряд.
Что же застал ты воротясь, Евпатий Коловрат?.
Разорена и сожжена красавица Рязань.
Безмолвно воины глядят на опустевший град:
Лишь печи сирые торчат да вороны кричат.»
Слайд 5 – Евпатий Коловрат собрал из уцелевших мужчин небольшой отряд и пустился догонять татаро-монгол, чтобы отомстить за родимую Рязань.
Для снятия переутомления глаз проводится зрительная гимнастика:
Материалы: указка с наклеенным изображением лошади.
Воспитатель предлагает детям проследить глазами за направлением бега лошади Евпатия Коловрата :
Налево – глазки налево,
Направо – глазки направо,
Вверх – глазки наверх,
Вниз – глазки опускают вниз.
Слайд 6 – Настигнув татар, Евпатий дал бой врагу. И бил их наш герой так нещадно, что и мечи притупились, и брал он мечи татарские и сёк ими. Несмотря на малую численность отряда, русским удалось смять татаро-монгол внезапной атакой.
Слайд 7 – Богатыри из отряда Евпатия Коловрата использовали в бою тактические хитрости. Они нападали из леса ночью или под покровом тумана. Татаро-монголы начали верить, что сражаются с разгневанными лесными духами.
Слайд 8 – И сказали тогда татарские воины хану Батыю: «Во многих землях воевали мы и во многих битвах, а таких богатырей не видали. Русские воины носятся по полю, словно на крыльях.» «Кто одолеет Евпатия,- говорит хан своим воинам,- большую награду получит.» - «Я его живьём захвачу,- похваляется Хостоврул, самый сильный и лучший в войске хана Батыя,- за бороду, за космы его притащу!»
Слайд 9 – Налетел Хостоврул на Евпатия Коловрата. Недолго они бились. Взмахнул Евпатий мечом и рассёк Хостоврула от макушки до самого седла.
Слайд 10 – Видят враги, что не победить Евпатия в бою. Тогда привезли они множество орудий для метания камней и стали бить по Евпатию и его отряду.
Слайд 11 – Не мечами и копьями был сражён бесстрашный Евпатий, тяжёлые камни убили его.
Хан Батый приказал своим воинам принести к его ногам тело погибшего богатыря.
Слайд 12 – видеоотрывок из мультфильма «Сказ о Евпатии Коловрате» реж. Р. Давыдова (1985) – слова хана Батыя, который глядя на тело убитого Евпатия воскликнул : «О богатырь из богатырей! Если бы ты у меня служил, я бы держал тебя у самого сердца! Учитесь храбрости у этого великана, воины мои, держите имя его в своей памяти!»
Слайд 13 – Похоронили дружинники с честью Евпатия Коловрата, и пошла слава о нём по всей Руси.
Слайд 14 – Народ не забыл своего героя. В самом центре Рязани на Почтовой площади находится памятник Евпатию Коловрату.
Вопросы к детям:
1. С каким богатырём вы познакомились сегодня?
2. Почему хан Батый разрешил похоронить Евпатия с честью?
III. Заключительная часть:
Педагог предлагает рассказать детям о подвиге Евпатия Коловрата своим родным. А также посетить памятник рязанскому славному воину вместе с родителями, чтобы почтить его память.
Используемые источники:
1) «Сказание о Евпатии Коловрате»/ по мотивам древнерусских сказаний/ С. Голицын, изд-во «Малыш», 1984;
2) «Повесть о разорении Рязани Батыем»// Классические произведения литературы Древней Руси/ Д. С. Лихачёв. - Л. : Художественная литература, 1987;
3) «Сказ о Евпатии Коловрате» - мультипликационный фильм режиссёра Р. Давыдова, 1985.