Наталья Беляева
Познавательно-экспериментальное занятие в подготовительной группе «Тайны солёной воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное
Цель: Закреплять представления детей о трех агрегатных состояниях воды (жидкое, твердое, газообразное). Создать проблемную ситуацию для исследования свойств поваренной соли и ее водного раствора. Развивать умение рассуждать, делать выводы. Расширять представления о взаимодействии человека и природы.
Публикация «Познавательно-экспериментальное занятие в подготовительной группе „Тайны солёной воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Растворение в воде
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Материалы и оборудование: Ёмкости 1 литр, вода, пачка поваренной соли, сырая очищенная картофелина, сырое яйцо, столовая ложка, свеча, весы, материал для проведения эксперимента (на каждого ребенка, листы А3 для зарисовки,маркеры, карты поиска информации.
Предварительная работа: Серия опытов по исследованию свойств пресной воды, по растворению в воде различных веществ.
Ход занятия:
Здравствуйте, почемучки! Рада приветствовать вас в нашем клубе.
Поговорим сегодня о свойствах воды. Какие свойства воды вы знаете? Что еще можно назвать водой?
Сегодня мы проведем интересные опыты и вновь узнаем что-нибудь новое. Вспомните, как можно узнать новое. (Выставляются схемы поиска информации).
Выставляю на стол банку с соленой водой, опускаю в нее яйцо – оно плавает. Затем доливаю в емкость пресную воду – яйцо опускается на дно.
Хотели бы вы узнать секрет этого опыта? Посмотрите, что у меня еще есть. (Выставляю на стол емкость с пресной водой, пачку поваренной соли, очищенную картофелину.) В банку с водой я опущу сырую картофелину. Что с ней произошло? (Картофелина опустилась на дно.) Дети у себя на столах проделывают тоже самое.
В этой банке – вода, а в пачке – какое-то неизвестное вещество. Интересно, что это? Как проверить ваши предположения? Вспомните, как можно проверить неизвестное вещество? А можно ли попробовать его на вкус? Почему нельзя? Правильно, незнакомое вещество пробовать опасно. Но я знаю, что это за вещество, и разрешаю вам его попробовать. (Дети пробуют по несколько крупинок соли, определяя ее по вкусу.) Да, это обычная соль. Вы правильно рассуждали и сделали верный вывод.
Вернемся к нашим исследованиям. Что происходит с картофелиной, когда мы кладем ее в банку с водой? (Она тонет) Добавим в другую банку с водой несколько столовых ложек соли и перемешаем, чтобы соль быстрее растворилась. (Выполняет задание ребенок.) Что получилось? (Раствор соли.)
(Опускаю картофелину в раствор соли). Что произошло с картофелиной? (Она всплыла). Какая-то странная картофелина: то ей плавать хочется, то на дне лежать. Но, может быть, дело не в картофелине? В чем же тогда? (Предположения детей.) В этой банке – соленая вода, а в этой – пресная, несоленая. Теперь вы можете сказать, почему в предыдущем опыте яйцо то плавало на поверхности воды, то – тонуло? Мы знаем, что соль содержится в морской воде. Соленая вода тяжелее и плотнее пресной. Плавать в морской воде намного легче, она как бы выталкивает тело. Как можно убедиться в том. Что соленая вода тяжелее пресной? (Можно взвесить банки с соленой и пресной водой.)
Приглашаю одного из детей, и вместе взвешиваем ёмкости с соленой и пресной водой.
Вернемся к нашему опыту и попробуем добавить соли в раствор. Что происходит с картофелиной? Можно ли определить, сколько соли содержится в воде? Как это сделать? Можно попробовать на вкус?
Мы знаем, что вода при низкой температуре замерзает, а при высокой температуре кипит и превращается в пар. Как вы думаете, может ли соленая вода находиться в газообразном состоянии?
Это не сложно узнать. Набираем соленую воду в ложку и нагреваем над пламенем свечи. Что произошло? Что осталось на дне ложки? Почему соль не испарилась вместе с водой? Оказывается, не все вещества могут, как вода, находиться в трех различных состояниях. Соль твердое вещество и не может стать газообразной. Вспомните, что стало со льдом при нагревании, может и соль при нагревании станет жидкой? Что произошло? Какой вывод можем сделать?
Нам удалось найти ответы на сложные вопросы благодаря тому, что мы работали вместе, проверяли наши предположения при помощи опытов.
Домашнее задание – Постарайтесь ответить на вопрос. Может ли соленая вода быть в твердом состоянии.