Наталия Кирпичёва
Познавательно-творческий проект в старшей коррекционной группе «Как ты, дерево, живёшь? Как ты, дерево, растешь?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» г. Сосновый Бор Ленинградской области
Познавательно - творческий проект в старшей коррекционной группе
«Как ты, дерево, живёшь? Как ты, дерево, растёшь?»
Выполнили воспитатели и логопед:
Алексеева Галина Григорьевна
Кирпичёва Наталия Юрьевна
Публикация «Познавательно-творческий проект в старшей коррекционной группе „Как ты, дерево, живёшь? Как ты, дерево, растешь?“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Полевая Ирина Алексеевна
2021 год
Актуальность проекта
Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.
Выше, выше деревце над землей расти.
Пусть услышат веточки детский голосок
Пусть с любовью вырастит деревца росток.
Экологическое образование ребенка дошкольника начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми он сталкивается каждый день. Повсеместно нас окружают деревья, они растут, с ними растут и дети. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле, ведь деревья – это легкие Земли, источник кислорода, а значит, источник здоровья. Однако дошкольники, воспринимают дерево как обычное явление, не подозревая, какой огромный и интересный мир скрывается за ним. Играя, ломают ветки деревьев, рвут листья, обдирают кору. Зачастую такое небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Таким образом, у нас возникла необходимость в создании данного проекта.
Участие детей в проекте «Как ты, дерево, живёшь? Как ты, дерево, растёшь» позволит максимально обогатить их знания и представления о деревьях и их жизни. Ведь люди, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.
Цель проекта : Формирование у детей представлений о деревьях, их строении и значении.
Задачи проекта :
Коррекционно - образовательные :
- Формировать устойчивый интерес детей к познанию мира природы.
- Систематизировать знания о разнообразии деревьев, их строении и особенностях.
- Продолжать учить различать виды деревьев и распознавать их среди других объектов природы.
Коррекционно - развивающие :
- Развивать и обогащать словарь детей по теме, формировать грамматический строй.
- Развивать связную речь через составление описательных рассказов о природе и окружающем мире.
- Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
- Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе и эмоциональную отзывчивость.
Тип проекта :
1) по содержанию: познавательно – творческий.
2) по составу участников: воспитатели, дети старшей группы, родители.
3) по срокам реализации: краткосрочный (3 недели).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально-техническое обеспечение:
- листья разных деревьев;
- иллюстрации, картинки, книги;
- дидактичекие игры;
- фотоаппарат;
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- магнитофон.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Сформируется познавательный интерес к природе.
- Познакомятся с разнообразием деревьев, их строением и особенностями.
- Научатся различать виды деревьев и распознавать их среди других объектов природы.
- Расширятся коммуникативные и творческие способности детей.
- Научатся любить, охранять и беречь родную природу, соблюдать правила безопасного поведения в лесу.
Родители:
- Повысится уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом проекте с детьми.
-Появится заинтересованность родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Воспитатели:
- Повысится теоретический уровень и профессиональность педагогов.
- Повысится уровень компетентности в осуществлении инновационной деятельности.
Методы реализации проекта :
- игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки;
- словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа; загадки, пословицы.
- практические: наблюдение, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
- наглядные: показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание природных объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий.
Этапы реализации проекта.
1 этап – Подготовительный (ознакомительный).
Задачи:
- Определить актуальные знания детей о деревьях, их строении, видах.
- Подобрать методическую и художественную литературу по теме.
- Подобрать иллюстрации, фотографии по теме.
- Вызвать интерес к решению поставленной задачи.
- Привлечь родителей к совместной работе.
Формы организации работы с детьми:
- беседы с детьми (для выявления уровня знаний о растениях);
- вовлечение детей в трудовую деятельность посредством экологического воспитания;
- подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, приобретение необходимого оборудования;
- подбор и анализ художественной литературы (стихи, сказки, рассказы, пословицы, поговорки о растениях);
- организация предметно - развивающей среды;
- создание дидактических игр и материалов;
- разработка цикла наблюдений, конспектов занятий, презентаций;
- изготовление с детьми гербария и коллекции листочков.
Формы организации работы с родителями:
- Беседа с родителями по теме проекта.
- Выполнение творческих работ, раскраски по теме.
- Консультации для родителей.
- Оформление родительского уголка. Размещение информации по работе с проектом.
- Совместная работа по организации предметно- пространственной развивающей среды.
2 этап – Основной (практический).
Задачи:
- Закрепить знания детей о деревьях, которые растут на территории детского сада и в лесу.
- Развивать выразительность речи, моторику рук.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи.
- Пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.
- Воспитывать уважение и любовь к природе через общение с ней.
Формы организации работы с детьми:
- Тематические беседы: «Для чего нужны деревья?», «Если бы я был деревом», «Наши зеленые друзья», «Зачем деревья сбрасывают листья», «Деревья нашего участка», «Как помочь деревьям», «Осенние изменения в жизни деревьев».
- Наблюдение за деревьями на прогулке.
- Рассматривание энциклопедии, картинок, иллюстраций, листьев и плодов деревьев, схема «Строение дерева»;
- Просмотр презентаций «Как ты, дерево, живёшь? Как ты, дерево, растёшь?», «Зачем нужны деревья».
- Дидактические игры и упражнения: «Назови ласково», «Один – много», «Веселый счет», «Скажи по-другому», «Как назвать лес?», «С чьей ветки детки», «Чьи плоды?», «Подбери слова – действия», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Назови части дерева», «Найди отличия».
- Работа с календарём природы.
Чтение художественной литературы: Л. Н. Толстой «Дуб и орешник», Соколов – Микитов «Осень», Е. Трутнева «По лесным тропинкам»,
Б. Заходер «Почему деревья ходят».
- Чтение стихов, потешек, отгадывание загадок по теме проекта; знакомство с пословицами и поговорками про деревья.
- Составление рассказа: «Мое любимое дерево», «Зачем нужны деревья»,
рассказ из личного опыта «Как я ухаживаю за растениями».
- Пальчиковая гимнастика: «Деревья», «На что похожи листья?», «Собираем листики», «Ветер по лесу летал», «Дятел».
- Художественно-продуктивная деятельность: рисование: «Лес», «Листик клёна», «Любимое дерево».
- Аппликация: «Веточка рябины», коллективная работа «Деревья в лесу».
- Лепка: «Яблоня», пластилинография «Украсим листочек».
- Создание гербария «Листья деревьев».
- Рассматривание картин из жизни диких животных художников
И. И. Левитана, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина.
- Театрализованная деятельность: «Красный волк и Серая шапочка», игра-имитация «Как деревья качаются».
- Сюжетно – ролевые игры: «Огород», «Магазин семян», «Путешествие в лес».
- Конструирование: «Парк», «Мой город», «Дом для зеленых друзей».
- Физическое развитие: подвижные игры «Найди свой домик», «Собери листики», «Закачалось деревце».
- Экскурсия в парк «На прогулку мы пошли – все деревья обошли».
- Проведение мероприятия: «Наш веселый листопад».
- Изготовление дидактических пособий по теме проекта.
Формы организации работы с родителями:
- Консультации: «Играем – деревья называем», «Как нас лечат деревья».
- Совместная творческая деятельность: оформление альбома «Паспорт дерева», оформление стенгазеты «Деревья - наши друзья».
- Помощь в украшении прогулочного участка листочками разных деревьев.
- Проведение экологических акций: «Берегите деревья», по сбору макулатуры «Сдай макулатуру - спаси дерево!».
- Совместное проведение субботника на участке.
На этом этапе реализации проекта была проведена интересная работа по охране и защите деревьев (леса) от незаконных вырубок, пожаров и т. д.
3 этап – обобщающий (заключительный).
Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического сознания, закладываются начальные элементы общечеловеческой культуры.
В ходе реализации нашего проекта дети много узнали, научились устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы. У них сформировался познавательный интерес к растительному миру, в частности к деревьям. Расширились коммуникативные и творческие способности. У детей появилось понимание, что необходимо любить, охранять и беречь родную природу, соблюдать правила безопасного поведения в лесу.
В процессе совместной работы родители стали активными помощниками в области проектирования общего образовательного процесса, стали принимать активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
Используемая литература:
1 Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014г.
(пилотный проект).
2. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет:
тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. -сост.
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012 – 333 с.
3. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на
экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012
4. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники. Рыжова Н. А.
– М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.
5. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008 – 128 с.
6. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007.
7. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 2008г.
8. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010.
9. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010.
10. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», Москва 2006.