Ольга Шлекис
Познавательно-творческий проект в старшей группе «На бескрайних просторах Вселенной»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – творческий проект в старшей группе на тему :
«На бескрайних просторах Вселенной»
Авторы проекта : Шлекис О. А., Кайтан И. М.
Актуальность
Мечта стать космонавтом для современных детей не актуальна. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Публикация «Познавательно-творческий проект в старшей группе „На бескрайних просторах Вселенной“» размещена в разделах
Цель:
Расширить представление детей о многообразии космоса
Задачи:
Дать детям представление о том, как видели Землю и небеса в древности;
подвести их к пониманию уникальности нашей планеты, т. к. только Земля – единственная известная нам обитаемая планета;
Дать понятие о том, что Солнце – это звезда и источник жизни на Земле, а Луна – спутник Земли;
Познакомить детей со звёздами и созвездиями;
Дать представление о том, как происходило освоение космоса, о создании первой космической ракеты, о работе космонавтов.
В ходе работы над проектом, использовав все средства информации, дети узнали, какими представляли Землю и небеса люди в древности.
Так, например, древние греки думали, что Земля плоская и похожа на огромное блюдо, на котором расположены горы и равнины, леса, моря, реки и озёра; что звёзды – это маленькие гвоздики с золотыми шляпками, прибитые молоточком к небесному своду.
Некоторые народы полагали, что Земля лежит на трёх могучих слонах – великанах.
Другие думали, что Землю держат огромные киты.
Предложили детям подумать: почему же у народов древности сложились такие представления о Земле и небе?
Пришли с ними к выводу, что в те далёкие времена у людей ещё не было прочных и быстрых кораблей, на которых можно было бы совершить кругосветное путешествие, не было самолётов и спутников, вращающихся вокруг Земли, с которых можно было бы сфотографировать нашу планету. И конечно, не было современных приборов.
Современная наука и техника позволили людям составить верное представление о Земле. На фотографиях Земли, сделанных из космоса, наша планета предстаёт в виде огромного шара. Большую часть земного пространства занимают моря и океаны. И только на четвёртой части Земли располагается суша. «Голубой планетой» назвали Землю космонавты, когда увидели её из космоса
Предложили детям подумать, чем космическое пространство отличается от воздушного. Сделали вывод, что:
в воздухе мы можем дышать, в пустоте дышать нечем;
в пустоте всегда одинаково холодно;
воздух мешает летать, а в пустоте мешать нечему;
в воздухе птицы летают, в пустоте им пришлось бы ходить по земле – крыльям там не на что опереться;
в пустоте не могут летать самолёты.
Объяснили детям, что пустота, окружающая земной шар, называется космическим пространством или просто космосом.
Дети узнали, что земной шар окружает оболочка, которая состоит из воздуха. Она называется атмосферой.
Поставили перед детьми вопрос : «Почему люди должны заботиться о состоянии атмосферы?» Пришли к выводу:
потому что воздухом, из которого она состоит, дышат люди и животные;
атмосфера защищает Землю от слишком горячих солнечных лучей;
она спасает Землю от падающих из космоса камней и ледяных глыб (они либо сгорают, либо расплавляются в атмосфере)
Из познавательной литературы прочитали, что Солнце – самая близкая к нам звезда. Определили с детьми: что общего между Землёй и Солнцем и чем они отличаются?
Подвели итог:
И Солнце и Земля имеют форму шара;
Оба небесные тела движутся в космическом пространстве;
Но Солнце – звезда, а Земля – планета;
Звезды состоят из раскаленных газов и излучают в окружающем пространстве яркий свет и тепло, а Земля – твердый шар, поверхность её не горячая;
Солнце в 109 раз больше Земли!
Рассказали детям, что в космическом пространстве есть звезды и более крупные и более яркие, но Солнце – самая близкая к нам звезда.
На вопрос детей, почему бывает день и бывает ночь, рассказали им, что Земля вращается вокруг Солнца. Из-за этого вращения происходит смена времен года.
Но Земля вращается и вокруг своей оси. И поэтому происходит смена времён суток.
Чтобы доказать это, провели опыт:
На столе поставили настольную лампу (солнце, рядом глобус. На глобусе значок в том месте, где мы проживаем. Включаем лампу и потихоньку вращаем глобус. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение.
Провели дидактическую игру «День и ночь» - произвольно устанавливали значок по отношению к Солнцу и предлагали назвать часть суток.
Дали детям домашнее задание – узнать, почему Солнце называют источником жизни на Земле?
Объединив все высказывания детей, пришли к выводу, что:
Если бы Солнце не согревало и не освещало своими лучами Землю, то наша планета превратилась бы в мертвую ледяную пустыню;
Погибли бы все растения, ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло;
Погибли бы люди и животные, потому что они питаются в свою очередь растениями. Кроме того, растения забирают из атмосферы углекислый газ, выделяют в неё кислород, который нужен нам для дыхания.
Пришли к выводу: благодаря Солнцу мы живём на Земле!
Познакомили детей со спутником планеты – Луной. Дети узнали, что поверхность Луны холодная и тёмная. Она не светится сама, а лишь отражает падающие на неё солнечные лучи.
На поверхности Луны много глубоких ям, их называют кратерами – это следы огромных метеоритов, которые падают на неё. На Земле таких кратеров очень мало. Попросили детей подумать – почему? Пришли к выводу, что Землю защищает атмосфера, в которой метеориты сгорают, а у Луны нет атмосферы.
Поставили перед детьми проблемную ситуацию: почему Луна выглядит по разному?
Из познавательной литературы узнали, что Луна вращается вокруг Земли. Если участок Луны оказывается в тени нашей планеты, то Солнце освещает не всю её поверхность, а только открытую часть. Эту часть мы и наблюдаем в ночном небе и называем её месяцем.
Сделали с детьми вывод:
Луна и месяц – это одно и то же небесное тело!
Познакомили детей с названиями планет, которые, как и Земля, вращаются вокруг Солнца. Все вместе они и составляют Солнечную систему.
Дети узнали, что каждая из планет вращается по своей собственной, раз и навсегда установленной, орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается и не покидает пределы Солнечной системы.
Для закрепления материала играли в дидактическую игру: «Восстанови порядок в Солнечной системе».
Поставили детей перед проблемой: почему именно на Земле благоприятная для жизни температура?
Вместе с детьми пришли к выводу: когда планета расположена далеко от Солнца, ей достаётся мало солнечного тепла и света. На такой планете холодно и темно (Юпитер, Сатурн). А если планета находится слишком близко к Солнцу, то оно обжигает её своими горячими лучами (Меркурий, Венера). Земля же находится не слишком далеко, но и не очень близко от Солнца.
Познакомили детей с удивительной планетой Сатурн – это единственная планета, которую окружают кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.
Из энциклопедии узнали, что Уран – единственная планета «лежебока», которая вращается, лёжа на боку, поэтому к солнцу обращён то один его бок, то другой. И каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь.
И что все звёзды – это огромные огненные шары. Но температура у этих раскалённых шаров разная, поэтому и цвет у них разный.
Самые горячие звёзды – белые, чуть менее горячие – голубые, затем следуют жёлтые, а замыкают ряд – красные.
Наиболее яркие звёзды нашего Северного полушария – Сириус и Альдебаран.
На вопрос - почему звёзды на небе кажутся маленькими, словно песчинки, дети догадались и ответили правильно – они находятся от нас бесконечно далеко.
Объяснили им, что свет от далёких звёзд приходит на Землю спустя сотни и даже тысячи лет.
Рассказали детям о телескопе – приборе для наблюдения за звёздным небом. Прочитали произведение П. О. Клушанцева «О чём рассказал телескоп».
Дети узнали, что есть особые звёзды – Чёрные дыры. Все космические тела, оказавшиеся рядом с этими звёздами, притягиваются к ним и падают на их поверхность.
Почему так происходит? Потому что Черная дыра состоит из очень плотного сжатого вещества, даже иногда это звезда превращается в точку. Она обладает громадной силой притяжения.
Чтобы дети поняли, почему звёзды объединяются в созвездия, рассказали им, что в древности путешественники и мореплаватели находили путь по звёздам, но их было очень много, запомнить их расположение было нелегко, поэтому ещё в старину звёзды соединяли линиями на специальных картах звездного неба. Эти группы звёзд назвали созвездиями. Таких созвездий 12. Их называют зодиакальными.
Дали детям домашнее задание: вместе с родителями нарисовать свой знак Зодиака и выложить его из маленьких звёздочек. Рассказать легенду о своём созвездие
Играли с детьми в дидактическую игру: «Подбери созвездие» с заданием: соединить линиями созвездие с нужной картинкой.
Предложили детям игру на развитие логического мышления «Найди недостающую ракету»
Рассказали детям, что прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство с помощью ракеты.
Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый К. Э. Циолковский. Он доказал, что освоить космическое пространство можно только с помощью ракеты. Ракете не нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость.
Идеи Циолковского сумел воплотить в жизнь Сергей Павлович Королёв. Им был создан институт, в котором создавались проекты межпланетных летательных аппаратов.
В 1957 году был запущен первый искусственный спутник Земли.
Показали детям как он выглядел: это был небольшой шар с радиопередатчиком и четырьмя антеннами. Весь мир мог слышать его сигналы, летящие из далёкого космоса на Землю. С тех пор русское слово «спутник» вошло в словарь многих народов.
Дети узнали, что в 1961г., 12 апреля на орбиту был выведен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый космонавт в мире – Юрий Гагарин. С тех пор 12 апреля в стране отмечают праздник: День космонавтики. Прочитали детям рассказ В. Бороздина «Первый в космосе».
Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов, а первой женщиной космонавтом – Валентина Терешкова.
В космосе нет воздуха, чтобы дышать, там нет воды, тем более там нет еды. Всё это загружается в космический корабль на земле и затем расходуется в полёте. В космосе ничего нет, кроме пустоты и солнечного света. Именно свет питает космический корабль через солнечные батареи.
На корабле все предметы, в том числе животные, находятся в состоянии невесомости. На земле все предметы обладают весом, они притягиваются к земной поверхности. В космосе этого нет. Внутри космического корабля все предметы закреплены на специальных держателях. Иначе бы они все летали.
На вопрос : почему при выходе в космос космонавты надевают специальный костюм - скафандр, дети ответили самостоятельно: в космосе нет воздуха, который необходим человеку. Этот воздух поступает внутрь скафандра.
Лепили с детьми на тему: «Космонавт в скафандре»
Побеседовали с детьми об орбитальных станциях – они созданы для длительной работы в космосе, на них могут работать сразу несколько космонавтов.
Искусственные спутники Земли ведут наблюдение за Солнцем, Луной, звездами, атмосферой. С помощью спутников можно предсказывать погоду, осуществлять телевизионную, телефонную связь.
Оформили с детьми коллективное панно «На бескрайних просторах Вселенной».
В итоге работы над проектом была проведена презентация детских работ на тему «Мой знак Зодиака».
Организована выставка моделей образцов ракет и орбитальных станций – совместные творческие работы детей и родителей.