Ольга Кислицына
Познавательно-творческий проект «Быть здоровыми хотим — фрукты, овощи едим»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Все мы знаем, что влияние питания на состояние здоровья человека огромно. Известно, что пища является одним из важнейших факторов окружающей среды. Согласно ФГОС одной из главных задач в дошкольном образовании является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание у них элементарных полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию. Дети младшего возраста неохотно употребляют в пищу овощи и фрукты, не осознавая всей пользы от употребления их в пищу. В овощах и фруктах содержится большое количество витаминов и минеральных веществ необходимых для здоровья человека. На сегодняшний день насчитывается почти четыреста витаминов, необходимых для жизнедеятельности организма. Именно из овощей и фруктов вырабатывается большинство полезных веществ. Поэтому в младшем возрасте важно дать представление о здоровом питании, подвести маленького человечка к тому, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни, постоянно вносить разнообразие в ежедневный рацион, вызвать у детей желание употреблять овощи в любом виде. Правильное питание - залог отличного самочувствия, отличного настроения, работоспособности, важнейшее условие нашего здоровья.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Быть здоровыми хотим — фрукты, овощи едим“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Гипотеза: мы предполагаем, что при умелом руководстве процессом развития познавательного интереса, учитывая возможности и интересы каждого ребенка, обогащая умственную и познавательную деятельность, можно достичь высоких результатов в комплексном решении программных задач по формированию у детей здорового образа жизни.
Цель проекта :
-формирование мотивации у детей к здоровому образу жизни через ознакомление детей с разнообразием сортов фруктов и овощей, их значением для организма; приобщение к правильному питанию.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с разнообразием овощей и фруктов, их полезными свойствами, формировать представления детей о правильном и здоровом питании, полезных продуктах, стремиться к здоровому образу жизни в целом.
2. Познакомить с понятием «витамины», их ролью в жизни человека.
3. Развивать умение детей изображать овощи и фрукты в рисовании, лепке, аппликации, используя различные способы и средства изображения.
4. Формировать познавательный интерес к окружающему миру, родной природе, обогащать и активизировать словарный запас детей.
4. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
5. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность,
повышать заинтересованность родителей к продуктивной деятельности с детьми.
Предполагаемый результат:
- дети знают и называют овощи по внешнему виду, цвету, форме;
- дети понимают, что овощи растут на огороде, на грядке, а фрукты в саду на дереве;
- у детей сформированы представления о пользе витаминов;
- развитие познавательно-исследовательских и творческих способностей детей;
- повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Овощи и фрукты»;
- проявить желание у детей есть овощи в любом виде (сырые, жаренные, отварные);
- привлечь родителей к реализации проекта.
Реализация проекта :
О пользе овощей и фруктов знают все. Их биологическая ценность для организма неоспорима. Овощи и фрукты не обладают большой энергетической ценностью, но являются поставщиками важнейших нутриентов, от которых напрямую зависит здоровье человека. Кроме того, овощи и фрукты имеют превосходный вкус и аромат, никакая другая еда не приносит большего удовольствия и пользы. Это настоящий подарок природы, позволяющий обеспечить организм жизненно необходимыми полезными веществами. Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей и фруктов, ведь все они богаты витаминами и минералами, необходимыми для нормального развития организма ребенка.
Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию. Данная форма интересна тем, что тематика проектов может варьироваться в зависимости от интересов детей и их возможностей, от направлений образовательной деятельности и запросов родителей. Реализация совместных проектов способствует налаживанию эффективной взаимосвязи с семьями, родители начинают проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками.
Этапы работы над проектом :
I этап – подготовительный, информационно – технологический.
Сбор и анализ литературы по данной теме, разработка плана реализации проекта, подборка иллюстративного материала, подборка стихотворений, загадок и потешек по теме, подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр по теме, подбор и разработка дидактических игр, пособий, подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.
II этап – основной.
Беседы с детьми о здоровье :
«Полезная и вредная пища», «О здоровье и чистоте», «Польза овощей и фруктов», «Правила личной гигиены», «Быть здоровыми хотим – фрукты овощи едим». Цель: Дать детям представления о здоровом образе жизни, о пользе овощей и фруктов для здоровья человека.
Дидактические игры:
«Собери отгадки в корзину на грядке», «Разложи овощи и фрукты», «Определи на ощупь и вкус»,
«Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Во саду ли в огороде».
Цель: формировать обобщающие понятия «овощи», «фрукты»; учить различать и называть фрукты, овощи по цвету, форме, величине; дать представления о том, что овощи растут на грядке, а фрукты на деревьях в саду, формировать представления о пользе витаминов.
Сюжетно-ролевые игры:
«Идем в магазин за полезными продуктами», «Советы доктора Айболита».
Цель: способствовать развитию познавательного интереса и речевой активности, учить доброжелательно взаимодействовать в играх, проявлять себя в процессе творчества.
Хороводные игры:
«Есть у нас огород», «Мы ребята – молодцы, собираем огурцы».
Цель: развивать у детей познавательно-исследовательские и творческие способности, способствовать первым проявлениям в коллективном процессе.
Пальчиковые игры:
«Ну вот! Будем мы варить компот!», «Засолка капусты», «Что за скрип, что за хруст».
Цель: расширять представления о пользе овощей и фруктов для здоровья человека, вызвать желание у детей употреблять их в любом виде с пользой для организма.
Физкультминутки:
«Мы сегодня в сад пойдем – фрукты, овощи найдем», «В огороде заинька, в огороде маленький».
Цель: продолжать учить детей проявлять себя в коллективном творческом процессе, расширять представления о фруктах и овощах, где они растут и какую пользу приносят людям.
Ситуации общения:
«Что вредно, а что полезно», «Советы Доктора Витаминкина», «Сварим суп», «Вкусный компот».
Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков у детей, повышать речевую активность, активизировать словарь по теме «Фрукты», «Овощи», продолжать формировать представления о пользе витаминов, содержащихся в овощах и фруктах.
Восприятие художественной литературы:
«Пых» русская народная сказка, «Мешок яблок» В. Сутеев.
Цель: знакомить детей с произведениями художественной литературы, учить детей оценивать поступки героев произведений, продолжать расширять представления о пользе овощей и фруктов для здоровья человека.
Рассматривание иллюстраций и совместное обсуждение:
«Юля плохо кушает», «Как у нашей Любы заболели зубы», «Овощи» Ю. Тувим.
Цель: довести до понимания детей, используя наглядность, как важно заботиться о своем здоровье, правильно питаться, употреблять овощи и фрукты в разных видах.
Театрализованная деятельность:
«Села Машенька за стол», «Посадил дед репку», «Хозяйка с базара домой принесла».
Цель: вызвать желание у детей проявлять себя в процессе творчества, расширять знания о пользе овощей и фруктов для здоровья человека.
Художественно-эстетическая деятельность:
Аппликация «Яблоки на тарелочке», рисование «Консервируем помидоры».
Цель: учить детей свои впечатления, знания отражать в творческих работах, закреплять знания о месте произрастания овощей и фруктов.
Работа с родителями:
Консультации: «Как приучить детей кушать фрукты и овощи», «Хозяюшкам на заметку», «Правильное питание – залог здоровья», «Витаминная диета», «Полезные сладости».
Буклеты для родителей: «Здоровый образ жизни для детей и родителей», «Правильное питание». Цель: привлекать родителей к реализации проекта, установить взаимосвязь по созданию совместных проектов с родителями, повысить качество реализации образовательного процесса в группе.
III. Заключительный этап.
Непрерывная образовательная деятельность по формированию основ науки и естествознания.
Тема: «Быть здоровыми хотим – фрукты, овощи едим!»»
Цель: создать благоприятную атмосферу и условия для активной деятельности детей. Дать детям представления о пользе земли, об условиях для роста и развития растений.
Программное содержание:
1. Расширять представления детей об овощах и фруктах, местом и этапами их выращивания. Учить детей употреблять в речи существительные с обобщающим значением «овощи», «фрукты».
2. Закреплять умения детей различать и называть овощи по внешнему виду и вкусу, отгадывать загадки об овощах.
3. Развивать речевую активность, внимание, наблюдательность, слуховое и зрительное восприятие, формировать здоровый образ жизни.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей по выращиванию фруктов и овощей на благодатной земле.
Итоги проекта :
В ходе реализации проекта у детей возник интерес к познанию окружающего мира. Дети узнали, как выращивают овощи, каковы плоды на вкус, какие витамины содержатся в овощах и фруктах, как они влияют на здоровье людей и как здоровое питание влияет на человека.
С помощью различных занятий и игр дети последовательно достигали цели, проявляя внимание и настойчивость.
Совместная работа с родителями показала результат — активное участие в проведении выставок, активное изучение художественной литературы позволило детям узнать много загадок, стихотворений, поговорок, пословиц об овощах и фруктах.
А главное дети поняли, что всё, что приготовлено из овощей нужно кушать потому, что это полезно и необходимо.
Работа над проектом показала, что дети и родители с желанием и интересом принимали участие в работе проекта. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, положительно сказывается на результатах.
Результат:
Дети осознали важность правильного питания для сохранения здоровья, знают полезные продукты и какие витамины в них находятся.
Установилась взаимосвязь по созданию совместных проектов с родителями, что повысило качество реализации образовательного процесса в группе.
Список использованной литературы:
Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина Безопасность: Санкт –Петербург «Детство – Пресс» 2002;
М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Грамматика в играх и картинках» (Фрукты) – Санкт – Петербург «Паритет» 2004;
Н. С. Голицына ОБЖ для младших дошкольников Система работы: Москва «Издательство «Скрипторий 2003», 2010;
М. Ю. Картушина Зеленый огонек здоровья (Программа оздоровления дошкольников) – Москва, Творческий центр, 2007;
Шевелькова Л. «Я здоровым стать хочу…» // Здоровье дошкольника № 5.