Ирина Карпеш
Познавательно-творческий проект «По следам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект «По следам сказок»
Участники проекта : Дети средней и старшей групп, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Срок реализации: краткосрочный 11.07.2022г – 18.07.2022 года.
Тип проекта : познавательно – творческий
Цель: Создать условия для духовно - нравственного развития ребенка, для проявления детского интереса к книгам и чтению художественной литературы.
Задачи:
Публикация «Познавательно-творческий проект „По следам сказок“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2022
• Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота — хитрость). Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
• Учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.
• Развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно — следственные связи в сказке, делать выводы. Содействовать развитию познавательной сферы детей, развитию речи, обогащению словаря. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
• Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
• Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
• Воспитывать интерес к сказкам, самостоятельно выбирать сказку для рассматривания и чтения. Побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок, использовать различные виды театра
Актуальность:
Сказка- древнейший жанр устного народного творчества. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно - нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Проблема:
Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей.
Включение сказки в непосредственно образовательную деятельность дает возможность детям приобрести опыт познания, создает ситуации переживания и преобразования окружающей реальности.
Такая организация непосредственно образовательной деятельности способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника образовательного процесса.
Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, педагог может преобразовывать сложные ситуации, решать педагогические задачи, подводить к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои варианты решения.
Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо».Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как ни в коем случае нельзя, в определённых жизненных ситуациях.
Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни.
Чтение, рассказывание и показ сказок развивают внутренний мир ребёнка, фантазию, воображение. Дети, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают связную речь и мышление, внимание, память, его творческий потенциал.
Этапы работы:
1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Сбор информации, литературы, дополнительного материала. по теме проекта, разработка конспектов, мероприятий, размещение информационного материала в родительском уголке.
3. Работа по плану с детьми, родителями.
4. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
5. Презентация проекта.
План работы с детьми :
1. Беседа «Сказка ложь да в ней намёк».
2. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
3. Чтение сказок: «Лисичка-сестричка и волк», «Зимовье зверей», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и журавль», «Принцесса на горошине», «Кто сказал мяу?», «Мешок яблок», «Три поросёнка», «Муха-цокотуха», «Под грибом», «Айболит», «Царевна Лягушка», «Сказки про Машу и Ойку» и т. д.
4. Чтение терапевтических сказок.
5. Просмотр диафильмов и мультфильмов:
Пузырь, Соломинка и Лапоть.
Лиса и кувшин.
Заяц-хваста.
Смоляной бычок.
Гуси-лебеди.
Мешок яблок. и т. д.
6. Дидактические игры:
«Чего перепутал художник?»
«Кто лишний»
«Кого не хватает?»
«Из какой это сказки?»
«Кто откуда?»(сгруппировать героев по сказкам)
«Что сначала, что потом?»
«Узнай по контуру»
«Разрезные картинки»
7. Пересказ прочитанных сказок.
8. Инсценирование сказок «Колобок», «Теремок», «Три поросёнка».
9. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
10. Загадки о сказках, героях сказок.
11. Словесная игра: «Я назову, а вы продолжите» (мышка – (норушка, волчок – (серый бочок)
12. Словесная игра: «Чья песенка»
Например : Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
13. Счет: Сколько у мамы козы козлят? Сколько было гусей у бабы Яги? В какой сказке говорится о цифре 3?
14. Подвижные игры: «Волк и козлята», «Гуси-лебеди», «Теремок» ит. д.
15. Конструирование из строительного материала: «Волшебные замки»
16. Ситуативная беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка, «Угадай из какой сказки волшебная вещь?»
17. Викторина по сказкам.
18. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
19. Развлечение для детей, квест-игра: «Путешествие в страну сказок»
Содержание работы с родителями:
- Информация для родителей в родительском уголке и в родительской группе в Ватцапе: «Знакомство с проектом».
-Консультация: «Читаем детям сказки».
-Выполнение работ совместно с детьми для творческой выставки рисунков-загадок: «Из какой я сказки?»
-Изготовление персонажей сказок : «Театр своими руками»
- Чтение сказок с детьми.
- Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
Предполагаемый результат.
• Дети проявляет интерес и умеют внимательно слушать сказки, понимают содержание, следят за развитием действий, самостоятельно пересказывают знакомые сказки. Знают и называют прочитанные сказочные произведения, персонажей, мораль.
• Дети узнают сказку по загадке, иллюстрации, стихотворению, отрывку, стали лучше запоминать, обогатился активный словарь, речь стала более выразительной.
• Повысилась ответственность за свои дела и поступки.
Заключительный этап.
• Подведение итогов.
• Выставка рисунков-загадок: «Из какой я сказки?»
• Развлечение для детей, квест-игра: «Путешествие в страну сказок»
• Презентация проекта.