Любовь Жукова
Познавательно-творческий проект для дошкольников «Путешествие по космосу»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
К сожалению, дети нового поколения, а так же их родители уже не уделяют достаточного внимания Дню Космонавтики. А ведь еще совсем недавно этот праздник стоял в первом ряду значимых дат.
Их, уже, не удивляют космические корабли, бороздящие космические просторы с космонавтами на борту. А ведь малыши ещё не знают, с чего все начиналось, кто был первооткрывателем космоса.
В связи с этим возникла идея создания проекта.
Публикация «Познавательно-творческий проект для дошкольников „Путешествие по космосу“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Вид проекта : познавательно-творческий
Срок реализации: краткосрочный (05.04.2019 года -12.04.2019 года)
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Цель: Формировать у малышей элементарные представления о космосе.
Задачи:
1. Познакомить детей с первым космонавтом Ю. А. Гагариным.
2. Активизировать словарь: космос, звезда, ракета, луна, космонавт.
3. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление.
4. Вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций о космосе.
5. Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности.
Основные формы работы над проектом :
Беседы по теме проекта;
Пальчиковые, дидактические, подвижные игры;
НОД; Индивидуальная работа (исходит из потребностей и запросов ребенка);
Дыхательная гимнастика; физкультминутка; Сюжетно – ролевые игры; Чтение художественной литературы;
Совместная работа с участниками образовательного процесса.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап.
а) Планирование работы по реализации проекта.
б) Работа с родителями:
Беседа: «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с космосом»
в) Подготовка методических пособий (создание банка игр по данной тематике, подготовка иллюстраций о космосе).
Используемые ресурсы: семья, художественная и учебная литература, интернет ресурсы.
2. Этап практический
Познавательное развитие :
1. Рассматривание иллюстраций по теме «Космос»;
2. Рисование «Ракета»;
3. Просмотр мультфильмов «Белка и Стрелка», «Лунтик».
Речевое Развитие:
1. Беседа «Какое бывает небо?»;
2. Беседа "Что такое космос?";
3. Беседа "Какие бывают звезды?";
4. Беседа "Кто такой космонавт?"
Физическое развитие:
1. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Мы летим на ракете»;
2. Пальчиковая гимнастика «Космонавт», «Тучки», «Солнышко светит»;
3. Дыхательная гимнастика «Ветерок»;
4. Физкультминутка «Ракета».
Художественно эстетическое развитие:
1. Слушание песен «Разукрасим все планеты» (Барбарики).
3. Конструирование из напольного конструктора: «Луноход»
Социально-коммуникативное развитие:
1. Сюжетно-ролевая игра "Летим в космос".
2. Чтение стихотворений на тему «Космос».
Работа с родителями:
Индивидуальные беседы на тему "Как познакомить детей с космосом!"
3. Итог работы
Выставка детских работ «Ах, какая ракета».
Результаты работы над проектом :
Сформированы элементарные представления о космосе.
Дети называют имя первого космонавта, узнают его на фото, узнали о первых животных успешно вернувшихся из космоса (Белка, Стрелка,
У детей обогатился и активизировался словарный запас.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: Развивать умение детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Когда воспитатель говорит солнышко – все гуляют, играют, дождик – быстро убегают на места.
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капли не жалей,
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Подвижная игра «Солнечные зайчики»
Цель: Учить выполнять разнообразные движения, развивать зрительные ощущения,
формировать представления о свете и темноте.
Материал: зеркальце.
Ход игры: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окошко, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стулья.
Предложите дотронуться до светового пятна – поймать солнечного зайчика.
Солнечные зайчики,
Скачут по стене,
Солнечные зайчики,
Скачут в тишине.
Яркий лучик солнышка
Зайчиков пустил.
Девочек и мальчиков
Лучик разбудил.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Пальчиковая гимнастика «Солнышко светит»
Цель: Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, учить расстегивать и застегивать прищепки.
Материалы: Круг желтого цвета (двусторонний, из плотного картона диаметром 15 см, прищепки.
Ход игры.
Начните игру с рассказа: «Посмотрите в окошко: видите, как ярко светит солнышко. Давайте сделаем такое же солнышко. Мы превратим этот круг (показывает) в солнышко. Мы сделаем ему лучики».
Покажите детям, как прикрепить прищепки-лучики к краям круга. Обратите внимание малышей на то, что нажимать на концы прищепки нужно одновременно двумя пальцами. Затем предложите детям «снять» лучики. («Теперь солнышко светит не ярко»)
Пальчиковая гимнастика «Тучки»
Мы наши пальчики сплели,
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли.
Отталкиваем тучки.
Упражнения выполняют стоя.
Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Сюжетно-ролевая игра. «Полет в космос»
Цель: Дать знания детям о работе космонавтов, о полетах в космос; воспитывать любознательность, желание быть похожими на космонавтов; активизация словаря. Формирование умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной эпизод.
Игровой материал: строительный материал, игрушки, атрибуты для игры, иллюстрации.
Ход игры: Для развития интереса к игре с детьми рассматриваем иллюстрации «Космонавты», в энциклопедиях, книгах, беседуем с ними о космических профессиях, о качествах, которыми должен обладать космонавт. Обсуждаем с детьми характеристики людей – космонавтов Командир корабля - спокойный и уверенный, сообщает на Землю о результатах наблюдений в космосе; диспетчер принимает информацию с космоса и передает на корабль.
«Полет в космос» может включать следующие моменты: тренировка космонавтов, осмотр врача, посадка в ракету, пуск корабля, работа в космосе, сообщения с борта корабля, управление полетом с Земли, приземление, встреча на Земле, медицинский осмотр, отдых космонавтов после полета, сдача рапорта о прохождении и завершении космического полета.
Затем предложить детям построить ракету из строительного материала. При сооружении постройки ракеты он выделяет ее части нос, люки, отсеки, иллюминаторы, пульт управления.
Сначала воспитатель берет на себя роль космонавта, затем предложить детям (командир корабля, космонавт). Поощрять желания детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для обыгрывания использовать предметы – заместители.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем, как ветерок. Следить за тем, чтобы рот был закрыт при вдохе. Повторить 4-5 раз.
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Физкультминутка «Ракета»
«Ракета» Раз-два, стоит ракета. (ребенок поднимает руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводит руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибает руки в локтях)
Пролетая над землею (разводит руки в стороны)
Ей передадим привет. (поднимает руки вверх и машет)
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Консультация для родителей «Знакомим ребенка с космосом».
Космос - это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры.
Земля - это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар (рассмотреть с детьми глобус или иллюстрации с изображением планет). Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна - это облака, снег и лед. Суша - это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой.
Земля - это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.
Планета Земля наряду с другими планетами, кометами, астероидами, метеоритным веществом входит в состав Солнечной системы, которая в свою очередь является частью громадной звездной системы – Галактики.
Солнечную систему образуют девять больших планет со спутниками и единственная звезда - Солнце, около которой обращаются все тела системы.
«Почему Луна превращается в месяц?» Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп.
Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет». Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча и маленький мячик – «Луна».
Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной.
Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны (рассматривание иллюстраций с изображением луны, месяца).
Спутник близкий для планеты,
Светит отражённым светом.
То как месяц, то кругла,
Мало дарит нам тепла.
За собою тянет воду.
В океанах с небосвода,
И поэтому вода,
Движется туда-сюда,
Есть приливы и отливы.
А ещё она красива,
Если вся освещена –
В небе полная Луна.
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
Консультация для родителей «Планеты и звезды».
Наша Земля – это огромный шар. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом.
Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Меркурий, Нептун, Плутон.
Кроме планет, существуют звезды. Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда, это раскаленный газовый шар, источник света, тепла и жизни в Солнечной системе. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло.
Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе.
Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце (наблюдение за солнцем и звездами на улице во время прогулок с ребенком). Поэтому звезды можно увидеть только ночью.
Спойте с малышом песенку «Солнышко» :
Вот как солнышко встает
Выше, выше, выше! (Дети медленно поднимают опущенные руки, встают на носки.)
К ночи солнышко зайдет –
Ниже, ниже, ниже. (Дети медленно опускают руки.)
Хорошо, хорошо Солнышко смеется.
А под солнышком всем
Весело поется. (Дети свободно приплясывают.)
Можно поиграть в игру «Солнечные зайчики», используя зеркальце. А также в подвижную игру с элементами пальчиковой гимнастики «Солнышко и дождик» :
Солнышко на небе Весело сияет.
Весело сияет, Деток согревает.
(Дети поднимают руки и машут раскрытыми ладошками из стороны в сторону)
Дождик понемножку,
Намочил дорожки.
Кап – кап, кап-кап. (Дети стучат пальчиком по ладошке)
Намочил дорожки. (Легко потряхивают кистями рук)
Луноход