Мухьянова Альфия Равильевна
Познавательно-исследовательский проект «Занимательная математика» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта Познавательно - исследовательский, практико - ориентированный
Сроки реализации 01.02.2021-12.02.2021
Участники Дети средней группы, педагоги, родители воспитанников
Актуальность проекта У детей дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о времени, не достаточно сформировано представление о временах года, их отличительных особенностях. Дети не достаточно проявляют интерес к окружающей действительности.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Занимательная математика“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Детям дошкольного возраста часто бывает трудно правильно ориентироваться в пространстве. Многие дети часто путают: правую и левую руку, далеко, близко, а также направление – налево, направо.
Данный проект поможет детям получить определённые знания, умения и навыки, научит ориентироваться во времени и в пространстве.
Цель проекта - Формирование у детей 4-5 лет представления о временах года, их отличительных особенностях через систему мероприятий.
- Повысить уровень интеллектуального развития детей формируя представления о времени (сутки, последовательность частей суток).
- Формирование у детей пространственных представлений.
Задачи проекта 1. Обучающие:
- Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года.
- Познакомить детей с понятием «сутки», с последовательностью частей суток.
- Дать понятие о пространственных отношениях.
- Формировать умение ориентироваться в окружающем мире, на листе бумаги
2. Развивающие:
- Развивать у детей и родителей умение наблюдать за объектами и явлениями природы
- Развивать познавательную активность, воображение, мышление, коммуникативные навыки, познавательно-исследовательскую деятельность детей
- Пополнять и обогащать словарный запас детей :
o наречиями: слева – справа, вверху – внизу, между – около, высоко - низко и т. д.
o существительными: лабиринт, клетка, направление.
- Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.
3. Воспитательные:
- Укрепить связи между детским садом и семьёй.
- Воспитывать любознательность, умение внимательно слушать взрослых.
4. Здоровьесберегающее:
Учить детей соблюдать режим дня в течении суток.
Проблемные вопрсы, решаемые в ходе проекта 1. Что мы знаем о времени года, частях суток?
2. Что хотим узнать нового?
3. Как найти ответы на вопросы?
Предполагаемый результат (выход) - Дети умеют определять время года как на картинке, так и в природе, знают отличительные признаки каждого времени года.
-Освоение детьми временных представлений; представлений о частях суток, их названиях, последовательности.
- Формирование и закрепление понятия "сутки".
- Уверенно выделяет ведущую руку.
- Обозначает словом своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому предмету и.
- Активно использует в своей речи термины, обозначающие направление и время (вправо, влево, вверх, вниз и т. д.)
Продукт проекта Изготовление макета «Времена года. Части суток».
Оформление математического уголка «Заниматика»
Нод с использованием логических блоков Дьенеша «Ориентировка во времени»
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап
1.1. Постановка цели и формулирование задач.
1.2. Направлен на обогащение развивающей среды.
Подбор методической литературы по теме проекта, наглядного материала, пособий, дидактических игр.
2. Реализация проекта
2.1 Формы и методы работы с детьми
№№ Образовательная область Содержание
1. Познавательное развитие НОД :
«Ориентировка во времени»
Мастер-класс
«Путешествие во времени»
Наблюдения:
Наблюдения за природой и погодой на улице в разное время года: «Наш участок», «Территория детского сада»
Беседа «Утром, вечером и днем мы здоровье бережем!», «Сутки».
Работа с макетом "Времена года. Части суток"
Игры с логическими блоками Дьенеша в рамках темы пректа
2. Социально коммуникативное развитие Рассматривание календаря природы «Времена года», сюжетных картин «Сутки»
Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Когда это бывает», «Времена года», "Найди ошибку", "Что было бы, если. " «Что сначала, что потом»
Дидактические игры на листе бумаги: «Найди картинку и назови ее», «Кто, где живет», «Чудесные картинки», «Раскрась картинки» (ориентировка на листе бумаги, «Что было раньше, а что - потом», «Далеко – близко», «Когда это бывает», «Что ты сейчас делаешь», «Что мы делаем», «Вчера сегодня завтра», «Что за чем».
Настольно-печатные игры: «Ходилки» «Лабиринты»
Сюжетно - ролевая игра:
«Семья» сюжет «Мама собирает дочку в садик». «Семья» сюжет «Мама укладывает сыночка спать»
3. Речевое развитие Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок, стихотворений с математическим содержанием.
Составление рассказа по картине «Зимние забавы»
Чтение сказки «Четыре лебедя», стихотворения М. Вишневецкой «Сутки»
Пальчиковые игры: «Раз, два, три – части суток назови!»
4. Художественно – эстетическое развитие Раскрашивание математических раскрасок (по номерам, рисование цифр, раскрашивание цифр, рисование по точкам, рисование по клеткам)
Аппликации «Оденем девочку на прогулку»
Рисование: «Осенние деревья» "Мое любимое время суток"
5. Физическое развитие Подвижные игры: "Ветерок", "Белые снежинки", "Два Мороза" "День и ночь"
• Пальчиковые гимнастики.
• Физкультминутки: «Один - два», «Угадай сколько», «Назови три предмета», «Большие и маленькие», «Зарядка».
3. Взаимодействие с родителями
Привлечь родителей к работе над проектом : изготовление макета «Времена года. Части суток», изготовление дидактических игр, Изготовление игр на ориентировку в пространстве и на листе бумаги
Консультации для родителей: «Знакомим детей со временем», «Математика в повседневной жизни»; «Развитие математических способностей у дошкольников 4-5 лет»
Результат проекта
В результате реализации проекта дети значительно лучше стали:
- определять время года как на картинке, так и в природе, находить признаки различия каждого времени года.
- сформировалось представления о частях суток, их названиях, последовательности;
- двигаться в заданном направлении (вперёд-назад, вправо-влево, вверх-вниз);
- обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева - на полках игрушки, сзади - окно);
- определять и называть пространственные отношения «далеко – близко» (дом стоит далеко, а берёзка растёт близко).
Спокойно переносят полученные знания в свободную деятельность
Список литературы
Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
Венгер Л. А., Дьяченко О. М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М. : Просвещение 1989 г.
Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. : Просвещение, 1985
Федлер М. "Математика уже в детском саду". -М. : Просвещение 1981г. стр. 28-32, 97-99.
Шаталова, Е. В. Использование математических загадок в детском саду / Е. В. Шаталова. - Белгород, 1997. - стр. 157
Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 1985.
Учимся ориентироваться в пространстве. Материал для развития пространственного восприятия у дошкольников. Т. А. Шорыгина. М. 2004.
Интернет ресурсы.