Ольга Чистякова
Познавательно-исследовательский проект «Про микробов и не только»
▼ Скачать
здоровье сберегающей направленности
«Про снег, микробов и не только…»
в старшей группе
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Он изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом, и радуется даже самому маленькому открытию.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Про микробов и не только“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения.
Актуальность проблемы:
Во время зимних прогулок в детском саду некоторые ребята пытались есть снег. На замечание воспитателей последовали вопросы: «Почему нельзя? Ведь снег - белый, чистый. Мороженое ведь можно есть, хотя оно тоже холодное». Отсюда возникла проблемная ситуация: почему нельзя есть снег?
Данный проект является:
- по доминирующей деятельности - исследовательским;
- по характеру контактов - внутренним;
- по количеству участников - коллективным.
- по продолжительности выполнения - краткосрочным;
Объект исследования - талый снег.
Гипотеза: снег чистый, белый, красивый, его можно есть.
Цель: исследование свойств снега.
Задачи:
1) продемонстрировать чистоту и качество снега на площадке детского сада;
2) собрать информацию о способах очистки талой воды, разнообразии фильтров;
3) учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование, выяснить опытным путем наилучших материалов для очистки воды;
4) развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения) и познавательный интерес, умение высказывать гипотезы, формулировать их, искать доказательную базу в процессе совместной исследовательской деятельности;
5) воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, активность, желание экспериментировать.
Планируемые результаты:
-Расширение представления о снеге.
- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.
- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.
Этапы проекта
I этап – подготовительный.
• Обсуждение цели, задачи с детьми.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Перспективное планирование проекта.
II этап – основной.
• Реализация проекта путем решения поставленных задач
III этап – заключительный.
• рефлексия по результатам исследовательской деятельности
• Оформление результата проекта.
Ход исследования:
1. Постановка цели исследования
Мы опросили ребят группы, решили узнать, что они знают о снеге, пробовали ли они снег, вкусный ли он.
Опрос:
«Кто хоть раз пробовал снег?»
«Как вы думаете, снег чистый?»
Проанализировав результаты опроса, мы выяснили, что почти все пробовали снег. Снег белый, холодный. Все думают, что снег чистый, ведь он белый. Мы решили изучить чистоту снега, чтобы узнать, вреден ли снег для нас. Можно ли есть снег?
2. Наблюдение за снегом.
Во время прогулок мы рассматривали снег. Снег очень холодный, попадая на ладонь, тает, превращается в воду. В холодную погоду он рассыпчатый, при теплой погоде может быть липкий. При таком состоянии можно построить разные фигуры из снега.
3. Опыты со снегом: получение талой воды, очистка воды при помощи ситечка.
Пока мы обедали, снег в ящике превратился в воду. И он был совсем не так чист, как казалось раньше. В нем был мусор, мелкие камушки и даже белые червячки. Наверное, они зимуют под снегом. Неужели все это мы ели!
Было решено очистить воду. Высказывались разные предположения, но в группе для очистки воды нашлись только ситечки. Воду процедили. Песок, мусор и червяки остались на ситечке, но вода была все еще достаточно грязной. Пить ее не было никакого желания. Вспомнили о фильтрах, которые стоят дома для очистки водопроводной воды. Решено подключить родителей. Посмотреть в интернете, расспросить взрослых. Ищем варианты фильтров чтобы очистить талую воду. Срок – выходные.
Вечером часть воды использовали для опытов. В результате наблюдений выяснили - что вода может быть трех состояниях: жидкое, твердое, парообразное.
4. Чтение и рассматривание энциклопедий о воде, ее свойствах, воде на нашей планете, важности воды для всего живого на земле;
5. Исследовательская деятельность: рассматривание водяной капли под микроскопом.
Так как вода была мутной мы решили, для того чтобы рассмотреть ее внимательней нам нужен микроскоп. Воспитатели помогли нам их настроить. Но, к сожалению, мы ничего не увидели. Поверим на слово воспитателям, что есть другие микроскопы более сильные. А пока посмотрим, что взрослые могут увидеть в свои микроскопы.
6. Просмотр познавательного фильма «Мы никогда не бываем одни. Микробы вокруг нас».
Сложно передать впечатление, оно полярно, границ нет. От восхищения и удивления до крайней брезгливости.
7. Исследовательская деятельность совместно с родителями. Проектирование фильтров.
Мамы наши тоже молодцы. Но папы знают все про все на свете. Поэтому проектирование и создание фильтра это дело для настоящих мужчин. Мы с папами читали статьи в энциклопедии, смотрели схемы в интернете. У взрослых как всегда все сложно. Надо изобретать свое. И мы с помощью родителей справились. В понедельник день испытаний для моделей фильтров.
8. Экспериментальная деятельность: «Фильтры для очистки воды»
Спроектировано три фильтра:
1. салфетка + толченый активированный уголь
2. салфетка + вата
3. салфетка + песок и мелкие камушки
Каждый считал, что его фильтр лучший. Узнать какой точно лучше всех очищает воду поможет эксперимент. Начинаем.
И вот результат. По нашему мнению, чище всего вода из фильтров с углем и ватой. Но после фильтра с углем она еще и не пахнет, а после фильтра с ватой запах остался. Фильтр с песком воду нам почти не очистил, может быть сначала надо долго мыть сам песок?
9. Продуктивная деятельность «О маленьких, но очень вредных», «Маняша - если не будешь умываться, микробы будут размножаться»
Мы теперь знаем, как выглядят микробы, которые живут в воде, в земле, на коже грязных рук. И поэтому решили всем рассказать об этом. Мы нарисовали этих маленьких, но очень вредных, приносящих болезни существ. А для того, чтобы все знали, где мы можем с ними встретиться развесили их «портреты» в самых опасных местах.
ЧТО МЫ УЗНАЛИ?
Итак, отвечаем всем детям на вопрос: «Можно ли есть снег?».
Мы убедились в том, что снег есть нельзя, так как он холодный и грязный. Талым снегом можно поливать растения, а также его пьют животные и птицы. Так что белый снег вовсе не является синонимом слова «чистый». Также в снегу живут микроорганизмы, которых можно обнаружить только при использовании специальных приборов. Эти невидимые существа присутствуют даже в самых чистых с виду образцах снега. Очистить талую воду очень трудно, нужны специальные фильтры. Кушая снег, можно переохладить горло и простудиться, а микробы, живущие в талой воде, могут вызвать опасные болезни. К тому же это просто противно есть снег, в котором живут такие отвратительные существа.