Галина Бокова
Познавательно — исследовательский проект: «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательский проект на тему : «Огород на окне»
Цель: Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.
Задачи:
– формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
– расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
Публикация «Познавательно — исследовательский проект: „Огород на окне“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
– привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
– развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
– воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
– активизировать речь и обогащать словарь детей;
– развивать эмоциональную отзывчивость;
– формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Пословицы дня: «Что посеешь, то и пожнешь»
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»
«Как потопаешь, так и полопаешь»
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: кашпо с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Участники проекта : воспитанники 5 групппы, воспитатель (Бокова Г. А.)
Продолжительность проекта : 2 - 2,5 месяца
Продукты проекта : рассада и фотографии реализации данного проекта, рисунки.
«Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать»
В. А. Сухомлинский
Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.
У ворот шумит народ.
Где тут необычный огород?
Говорят, что там растет
И цветочная рассада,
И салатик, и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот.
Актуальность проекта :
Педагогическая диагностика Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан “огород на окне”, который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода.
Перечень форм и методов реализации проекта в группе №5
• Беседы: «Где растут растения?»
«Разноцветные плоды растений»
«Зеленые растения зимой в природе»
• Подвижные, дидактические, творческие игры
• Рассматривание иллюстраций, картин
• Чтение художественной литературы
• Загадки, пословицы и поговорки
Этапы реализации проекта
1. Ознакомительный (подготовительный)
2. Практический (решение задачи)
3. Заключительный (презентация)
1. Ознакомительный этап.
Деятельность педагога.
1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
2. Составление плана работы над проектом.
3. Сбор материала необходимого для реализации проекта.
4. Презентаций по планируемой теме.
5. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
Деятельность воспитанников.
1. Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта, объединение в группы воспитанников.
Примечание.
Дидактические игры: «Что, где растет», «Найди такое же», «Что растет на огороде?», «Назови растение», «Что лишнее?».
Подвижные игры: «Овощи в корзинку», «Догони».
2. Практический этап
Деятельность педагога.
1. Беседа с детьми познавательного характера.
2. Организация предметно – развивающей среды по теме.
3. Создание презентаций для занятий с детьми (Семена. Мир растений. Загадки об овощах и др.)
4. Контроль и необходимая помощь воспитанникам по посадке семян овощных культур и цветов в группе №5.
Деятельность воспитанников.
- формирование специальных знаний, умений, навыков для достижения цели;
– посадка растений;
– уход за рассадой;
– участие в разных играх по экологическому воспитанию;
Поговорка дня:
«Дело мастера боится»
«Не начавши думай, начавши делай»
«Пашню пашут, руками не машут»
Загадки:
***
Здесь у нас разбиты грядки,
А на грядках по порядку
Дружно овощи растут:
Тут – морковь, а редька – тут (огород)
***
Здесь растут морковь, капуста,
И картофель здесь растет.
А зимой здесь будет пусто –
Отдыхает (огород)
***
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а (лук)
***
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (перец)
***
В огороде стоит, ничего не говорит,
Сам не берет и другим не дает (пугало)
3. Заключительный
1. Итоговая беседа (анализ проделанной работы).
2. Праздничное открытие «Огород на окне»
Ресурсное обеспечение
1. Подборка художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологические уголки.
3. Методический инструментарий: загадки, поговорки, картотека дидактических игр и т. д.
4. Технические средства: компьютер.
Ожидаемые результаты
Для воспитанников 5 группы
1. Сформированность представлений о растениях.
2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.
3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье)
4. Вовлечение в творческую деятельность.
5. Развитие познавательного интереса к природе.
6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Для педагогов
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
2. Внедрение инновационных технологий
3. Личностный и профессиональный рост.
4. Самореализация.
Используемая литература:
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2005г.
2. Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
4. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.