Ольга Николаева
Познавательно-исследовательский проект «Кто время бережет, того оно не подведет»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно- исследовательский проект «Кто время бережёт, того оно не подведет»
Разработчик воспитатель: Николаева О. В.
Тип проекта : - по составу участников – групповой (дети, родители, педагог)
- по целевой установке – информационно – практико-ориентированный, познавательно-исследовательский, (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде творческой выставки, мини-музея, презентации)
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Кто время бережет, того оно не подведет“» размещена в разделах
Участники проекта : 1. Воспитатели, инструктор по физической культуре.
2. Дети подготовительной к школе группы.
3. Родители.
Место проведения: СП «Детский сад № 3 ГБОУСОШ№30 г. о. Сызрань»
Организация деятельности участников проекта : взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта
Срок реализации: С 15 сентября по 15 декабря 2016 г. (среднесрочный)
Актуальность:
Современная жизнь характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, специальности требуется умение ориентироваться во времени, тонко его чувствовать, рационально использовать и ценить. Современному человеку необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим ориентироваться во времени : определять, измерять время, чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, способствует развитию таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Много трудностей приходится преодолевать детям, у которых не развиты временные различения, т. к. в процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности детей, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления.
Именно поэтому, в дошкольном возрасте одна из самых важных задач — ознакомление детей со временем, развитие умений определять время по часам и управлять своими действиями во времени.
Специфические особенности времени – текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм, относительность словесных обозначений времени затрудняют его восприятие дошкольниками. В начале года я увидела, что дети моей группы, пытаясь познать и понять меры времени часто задавались вопросами: «Что такое прошлое?», «Куда ушло время?», Как его измерить?», «Как ходят часы?», Откуда они пришли?». Чтобы детям ответить на все интересующие вопросы, чтобы они осознанно усвоили различные временные понятия (сутки, неделя, месяц, год, секунда, минута, час, узнали как появились часы, мы решили совместно воплотить проект «Кто время бережёт, того оно не подведет». В процессе реализации познавательно-исследовательского проекта познание мер времени будет основано на развитии “чувства времени” у ребенка, осознании им своего настоящего, прошлого и будущего. Воспитание у детей чувства времени будет развиваться и совершенствоваться в процессе практической деятельности. Только на этой основе можно сформировать умение у дошкольников ценить и беречь время.
Цель проекта : знакомство детей с историей создания часов, развитие временных представлений у детей. Воспитание бережного отношения ко времени.
Задачи:
Познавательное развитие :
Познакомить детей с историей появления часов, с разными видами часов, их деталями (циферблат, стрелки);
Развивать умение определять время с помощью часов с точностью до 1 часа, получаса, различать понятия «час», минута».
Речевое развитие:
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Активизировать словарь детей: циферблат, часовая и минутная стрелка, «минута», «час», «полчаса», сутки; водяные, солнечные, масляные, механические, электронные часы, куранты.
Упражнять в правильном согласовании числительных с существительным "час".
Пополнить литературный багаж детей пословицами, поговорками, загадками.
Совершенствовать умение выразительно, с естественными интонациями читать стихотворные строки.
Художественно-эстетическое развитие:
Закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части);
Совершенствовать изобразительные навыки и умения: создавать предметы с натуры или по представлению, передавая их характерные признаки;
Формировать художественно - творческие способности (изготовление макета часов «моей мечты»).
Социально-коммуникативное развитие:
Развивать умение следить за течением времени в процессе деятельности и распределять ее во времени.
Воспитывать у детей способность и умение беречь свое и чужое время, аккуратность и пунктуальность.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку.
Физическое развитие:
Развитие умения выполнять двигательные задания за определенный промежуток времени.
Формировать потребность в ежедневной двигательной активности.
Развивать физические качества.
СТРАТЕГИЯ, МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Данный проект осуществлялся в рамках педагогической системы через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в ходе образовательной деятельности, режимных моментов и различных видов детской деятельности с детьми; с педагогами - в условиях проведения методической работы; с родителями - в совместной деятельности. Значительная роль в освоении временных представлений детьми принадлежала педагогической работе в повседневной жизни с опорой на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служил ребенку надежной опорой в различении частей суток, определении времени. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров использовали примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствовало распознаванию частей суток, определению времени по часам. Поскольку время - чрезвычайно трудная для познания ребенка сфера действительности, мы использовали в работе самые различные способы и средства его “материализации” : картинки, модели, символы-знаки, календари и такие приборы для измерения времени, как песочные часы, секундомер, часы - конструктор, другие виды часов.
Работа по ознакомлению детей со временем имела практическую направленность. Мы совместно с детьми определяли и измеряли время с помощью доступных им средств и способов действия. Так как возможность определения времени ребенком по часам связана в значительной мере со знанием чисел, то количественные и временные представления формировали в единстве и взаимосвязи друг с другом.
В ходе реализации проекта использовали следующие формы и методы:
• создание в группе предметно-развивающей среды;
• познавательные игры-беседы, рассказы, проблемные вопросы;
• творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
• посещение детьми и родителями ремонтной мастерской часов, выставок;
• опыты и эксперименты;
• развлечения, досуги;
• самостоятельная познавательная, художественно-творческая деятельность
Этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный:
- Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме
- анкетирование родителей по теме «Знает ли ваш ребенок время?»
- постановка цели, разработка плана реализации проекта; определение способа представления результатов.
- Ресурсное обеспечение для реализации проекта (интернет-ресурсы, плакаты, иллюстрации, модели часов).
II этап - формирующий (практический)
- пополнение развивающей среды (сбор информации, материала, изготовление);
- создание, оформление и оснащение мини-музея часов
- развитие у детей представлений о времени, истории возникновения часов, формирование умения определять время с помощью часов через непосредственно образовательную деятельность, проведение опытов, экспериментов, совместную деятельность детей, родителей, педагогов;
- отражение дошкольниками полученных знаний в продуктивной и игровой деятельности.
III этап - Итоговый, презентация проекта.
- создание мини-музея «Часы» в группе, представление детьми экспонатов музея;
- выставка продуктов детской деятельности и родителей
- оформление папки-передвижки для родителей.
IV - Контрольно-рефлексивный.
- итоговое диагностирование детей;
- оценка результатов и подведение итогов.
Прогнозируемые результаты: у ребенка уточнены и конкретизированы представления о необратимости, ценности времени;
- ребенок получил положительные эмоции и удовлетворение от результатов своих достижений.
Дети знают и умеют:
- определяют время по часам (с точность до часа, до получаса);
- выполняют и прекращают работу в срок.
- ускоряют и замедлять темп своей деятельности;
- следят за течением времени в процессе деятельности;
- принимают решение и используют имеющиеся знания при выполнении заданий;
- понимают и принимают задания взрослого;
— Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
—Активное участие семьи в учебно-воспитательном процессе.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Работа воспитателя с
родителями. 1. Сообщение о начале работы над проектом.
2. Привлечение к сбору познавательного материала о часах, времени, частях суток.
3. Анкетирование на тему «Знает ли ваш ребенок время?»
4. Оформление фотовыставки «Как мы познавали «время».
5. Оформление папки-передвижки для родителей «Человек и время».
Работа воспитателя с детьми.
1. Познавательное развитие. Беседы «Что такое часы»; «Немного из истории часов», «Какие бывают часы» (Просмотр слайдов); «Прошлое и настоящее часов»; цикл непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП: части ОД «День, ночь-сутки прочь», «Знакомство с часами», «Учимся определять время по часам», «Час, минута», «Назови правильно время на часах». рассматривание с детьми иллюстраций с изображением разных часов, эксперименты на тему: «Что можно успеть за 1 минуту, за 5минут и др.
2. Социально-коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья. Распорядок дня», «Соберемся в школу», «Часовая мастерская»;
Детская игровая ситуация: «Что было бы, если бы не было часов?»; «Соедини правильно», «Нарисуй стрелки на часах»;
Дидактические игры «Режим дня», «Сколько времени на часах?», «Умные цифры», «Какие часы правильные?», «Часы и минуты»; «Каждой цифре свое место»; игры с часами-конструктором.
Настольно-печатные игры: «Учим часики» и «Мои первые часы».
3. Речевое развитие. Разучивание стихов о часах, авторы: Е. Горбовская, Т. Ефимова, О. Димакова, Н. Чупрова, И. Шимко, Н. Астахова, Г. Терешкова, Н. Уманская, Ю. Мориц, В. Орлов «Часы». С. Баруздин «О человеке и его часах», «Тик и так», пословиц поговорок; чтение И. Змай «Часы», Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома часовщика»
4. Художественно-эстетическое развитие. Создание детьми совместно с воспитателем мини- музея; рисование ««Какие часы ты знаешь?», «Часы моей мечты», аппликация «Мир часов», «Конструируем песочные часы из бросового материала». Выкладывание цифр от 1 до 12 из палочек, вечер загадок про часы и время
5. Физическое развитие.
Подвижные игры : «Заяц, заяц, сколько времени?», «Части
суток, стройся по порядку».
Физкультурное развлечение с использованием песочных
часов «Делу – время, потехе – час».
6. Совместная деятельность в режиме дня:
Выполнение заданий за определенный промежуток времени, используя при этом песочные часы (1 минута, 2 минуты, 3 минуты, 5 минут) : - Надо одеться (раздеться) за 1 минуту Надо заправить кровать за 2 минуты.
-Надо почистить зубы за 3 минуты.
- Надо собрать разрезные картинки за 5 минут.
Работа родителей с детьми. 1. Сбор цветных иллюстраций, открыток, картинок с изображением часов, моделей часов.
2. Заучивание наизусть стихов, пословиц, поговорок, загадок о часах.
3. Беседы с детьми «Как важно беречь время».
4. Экскурсия в часовую - мастерскую, в отдел магазина «Часы».
5. Чтение детям художественных произведений, беседа о прочитанном.
6. Совместные рисунки детей и родителей на тему: «Часы для любимой мамы», конструирование часов из бумаги.
Совместная работа родителей, детей и воспитателя. 1. Создание мини-музея «Часы».
2. Изготовление поделок.
3. Подготовка сценки «Каждая минутка на счету».
4. Подготовка и оформление экспонатов (фото, рисунки, часы, поделки и др.) для мини-музея.
5. Выставка рисунков детей «Часы и мы».
6. Презентация экспонатов мини- музея.
Воспитатель и коллеги 1. Консультации, обмен опытом.
2. Совместная подготовка практических дел.
3. Презентации для педагогов «Как мы создавали наш проект.
Таким образом, можно отметить, что педагогический проект способствовал эффективному и системному включению детей в познание временных отношений и формированию у них представления о необратимости, ценности времени. Дети совместно с педагогами и родителями вели поисковую работу, собирая материалы, экспонаты по темам «Измерение времени в прошлом», «Современные часы». Достижению положительной динамики по развитию временных представлений у детей способствовала и созданная предметно-развивающая среда в группе, а также использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, опытов, экспериментальной деятельности, которые позволили сформировать умения самостоятельно определять время по часам, распределять свою деятельность во времени и рационально его использовать.
Нам удалось вовлечь в совместную деятельность родителей, они стали нашими союзниками в формировании у детей основ временных представлений, воспитании бережного отношения ко времени. Думаю, что сформированное у детей чувство времени и умение регулировать свою деятельность во времени, помогут им успешно обучаться в первом классе в школе.
Литература:
1. Сошественская Н. М. Занятие в ГПД «Что мы знаем о часах», статья с фестиваля «Открытый урок»
2. Сафонова Л. А. Цикл занятий по ознакомлению детей со временем, статья с фестиваля «Открытый урок»
3. Шорыгина Т. А. «Беседы о пространстве и времени». Методическое пособие.
4. Котляр Эльмира «Часы – часики». «Малыш», 1986.
5. Кобитина И. И. «Дошкольникам о технике». «Просвещение», 1991.
6. Юбелакер Эрик «Время». «Слово», 1990.