Светлана Березинская
«Вулканы». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
Автор: воспитатель 1 кв. категории Березинская С. В., МАДОУ д/с № 17 «Олимпик», г. Дивногорск.
Тема: "Вулканы".
Задачи:
Образовательная:
- познакомить детей с природным явлением - вулканом, внутренним его строением;
Развивающая:
- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;
Публикация «„Вулканы“, Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
- поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
Воспитательная:
- воспитывать любознательность;
- закладывать основы экологической культуры личности.
Подготовка к исследованию, материалы:
– карточки с символическим изображением методов исследования:
«Подумать самостоятельно»
«Посмотреть по телевизору».
«Спросить у другого человека».
«Провести эксперимент»
«Посмотреть в книгах»
«Получить информацию у компьютера»
«Понаблюдать»
«Связаться со специалистами».
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением вулканов и города Дивногорска, телевизор, компьютер, книги энциклопедии, сода, уксус, красная краска, моющая жидкость, чайная ложка, макет гор – вулкана.
Предварительная работа:
1) Изготовление макета вулкана;
2) Изучение познавательной литературы, чтение энциклопедий.
3) Проведение опытов с песком, глиной, водой, камнями.
Словарная работа: вулкан, лава, извержение, пепел, потухшие, спящие, действующие вулканы, кратер, жерло.
Ход НОД:
1. Вводная беседа.
Дети рассаживаются полукругом на ковре возле телевизора.
В: Ребята скажите, пожалуйста, а в каком городе мы живем?
Д: в Дивногорске.
В: а вы знаете, почему его так назвали?
Д: если знают. Я вам скажу, почему наш город так называется.
Дивногорск – это маленький уголок Сибири, укрощённый Енисей и поразительной красоты горы. Наш город расположен в Красноярском крае на правом берегу реки Енисей, на склоне горы. Все дороги города ведут к Дивным горам – горы напротив набережной, на вершинах которых развеваются флаги, - самое красивое место в Дивногорске.
У нас спокойные горы, но в некоторых местах на земле есть необычные горы (огнедышащие) их называют вулканами.
А вы хотите узнать, что такое вулкан и из чего он состоит?
Д: ….
Введение в игровую ситуацию «Я исследователь»
Сегодня мы с вами будем играть в юных исследователей. А кто такие исследователи? Что они делают?
Ответы детей:…
Для проведения этой игры нам необходимо стать научными сотрудниками-исследователями. Мы надеваем шапочки «Я исследователь».
Дети садятся за столы.
2. Поиск и предложения возможных вариантов исследования (проектная деятельность).
Итак, мои маленькие исследователи, где и как можно найти информацию о вулканах?
Дети высказываются о знакомых методах исследования, возможных в стенах детского сада. Символические обозначения методов исследования вывешиваются (спросить у взрослого или сверстника, прочитать в книге, посмотреть познавательный фильм, и т. д.).
3. Ход исследования.
3.1 Беседа.
В: Дети вы что-нибудь знаете о вулканах?
Д: ….
В: А что бы вы хотели узнать о вулканах? Я как старший научный сотрудник подведу итоги. Итак, план нашего исследования:
Что нам надо узнать:
•Что такое вулканы? (подумать самостоятельно)
•Из чего состоят вулканы? (познавательный фильм, телевизор)
•Какие бывают вулканы? (интернет, компьютер)
•Что происходит при извержении вулкана? (спросить у другого человека, (опыт)
•Чем это опасно? (книга, (опыт)
Таким образом, у нас получился план нашего исследования. Собирая материал и все полученные новые сведения, схематично мы будем зарисовывать в свои альбомы, (каждый метод исследования в свой домик, чтобы потом, посмотрев на свои записи, вы могли рассказать друзьям, родителям.
3.2 Рисование «Что такое вулкан». Подумать самостоятельно и ответить на вопрос. «Что такое вулкан?» (зарисовывают, сидя за столами).
Дети рассаживаются полукругом на ковре возле телевизора.
3.3 Просмотр фильма. Мы можем включить познавательный фильм, и посмотреть «Из чего состоят вулканы?»
3.4 Рисование строение вулкана.
И переходим к следующему этапу… (посмотреть информацию в интернете). Дети подходят к компьютеру, и находим нужную информацию.
3.5 Просмотр презентации «Виды вулканов». В интернете мы находим информацию, какие бывают вулканы. Презентация.
3.6 Рисование виды вулканов (за столами, схематично зарисовали).
3.7 Деловая игра «Специальный корреспондент».
Сегодня мы попросим помощи у наших гостей. Попросите их ответить на вопрос «Что происходит при извержении вулкана?» и зарисовать. Кто будет готов, садитесь на свои места.
И переходим к следующему этапу…
3.8 Работа с книгой в книжном уголке. В энциклопедии находим ответ на вопрос «Чем опасен вулкан?».
3.9 Рисование «Опасность вулканов».
В: А вы хотели бы хоть одним глазком посмотреть на извержение вулкана?
Д: Да.
Дети садятся за столы.
3.10 Опыт «Извержение вулкана».
Для проведения этого опыта нам потребовалось: макет вулкана, пищевая сода, немного моющей жидкости, красная краска, столовый уксус.
Вначале помещаем в «жерло» вулкана соду, немного красной краски и моющего средства. К следующей жидкости прошу отнестись очень внимательно, она обозначена особым знаком. Объяснить, что он означает? (дети знакомятся с этим знаком). Это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю уксус в «жерло». И наблюдаем «извержение» вулкана. Посмотрите что происходит?
Д: Красная лава выливается из кратера вулкана….
В: Вот так в природе всё и происходит. Интересно?
Д: Да.
4. Итог.
В: мои исследователи, посмотрите на свои зарисовки, записи и на наш вулкан, расскажите, что мы узнали о вулкане, интересного, что сможем рассказать другим по результатам проведённого исследования.
Д: рассказывают подводят итог:
что такое вулкан,
его строение,
какие они бывают,
что происходит при извержении,
чем это опасно.
5. Завершение работы.
Молодцы! Мы с вами проделали огромную работу, а на занятии по рисованию мы составим стенгазету на тему «вулкан», возьмем наш макет и пойдем, расскажем группе «Буратино».