Надежда Дьяченко
«Увлекательная химия». Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Увлекательная химия"
Цель:
Расширять представления детей о воде и её свойствах.
Задачи:
Закреплять знания детей об известных свойствах воды, о состоянии воды в природе.
Способствовать развитию речи, мышления.
Развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования.
Воспитывать аккуратность при работе, осторожность.
Предварительная работа:
наблюдение за водой;
рассматривание иллюстраций;
чтение художественной литературы;
проведение опытов с водой.
Публикация «„Увлекательная химия“, Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Материал и оборудование:
ТСО: проектор, экран, ноутбук.
Для опытов: прозрачные ёмкости, ложечки, лёд, соль, кристаллы геля, фенолфталеин, раствор соды, раствор лимонной кислоты, халаты, очки.
Презентация "Три состояния воды".
Методы и приемы:
словесные (беседа, вопросы к детям, повторение, уточнение, напоминание, поощрение);
наглядные (показ демонстрационных материалов);
игровые (игровая ситуация);
практические (опыты);
методы контроля (наблюдение).
Вид: интегрированная (познавательно – исследовательская, игровая)
Продолжительность 25 минут.
Место проведения: групповая комната.
Ход ООД:
Вводная часть 3 минуты
Сюрпризный момент.
В группу вход профессор Химичкин.
- Здравствуйте, куда я попал?
(ответы детей)
- опять не подрасчитал, я торопился на конкурс профессоров, показать свои лучшие опыты. И кому я буду показывать? Может вам будет интересно?
Позвольте представиться, я профессор Химичкин - химик,изучаю вещества,провожу опыты и эксперименты, делаю открытия.
Отправляемся в лабораторию (дети с профессором встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза.
Попадают в лабораторию.
- это моя лаборатория, здесь я работаю, изучаю воду и её свойства.
я прошу придерживаться моих правил: без моего разрешения ничего не нюхать, не трогать и не облизывать.
-чего – то не хватает?
Одеваем халаты и очки для безопасности.
Основная часть 18 минут
Беседа с детьми.
Цель:
Закреплять знания детей об известных свойствах воды, о состоянии воды в природе.
Что такое вода?
Какая вода (прозрачная без запаха, без вкуса)
Если воду вынести на мороз?
Если воду поставить на плиту и нагреть?
Презентация «Три состояния воды»
Дети берут в руку лёд, наблюдают, как он тает. Делятся своими впечатлениями.
Практическая работа:
Фронтальное экспериментирование (растворяют в воде кристаллы соли)
Вывод: соль растворяется в воде. Цвет не меняется, меняется вкус.
Дети выливают соленую воду в емкость, проводится опыт с яйцом.
Вывод: соленая вода тяжелая, предметы не тонут.
Дети наливают воду в ёмкость с цветными кристаллами.
Физкультурная минутка.
Демонстрационное экспериментирование (профессор показывает опыт «Красная вода» : на демонстрационном столе стоят три стакана с водой, при смешивании воды из двух стаканов, вода становиться ярко-розовой, при добавлении из третьего стакана, жидкость становится снова светлой)
Вывод: с виду обычная вода, прозрачная, а на самом деле, в воде растворили вещества и она поменяла свои свойства.
Дети возвращаются на места и обнаруживают, что вода исчезла. Кристаллы превратились в гель.
Вывод: не все вещества растворяются в воде, они впитывают в себя воду.
Заключительная часть 4 минуты.
Подведение итога, вывод.
Вручение дипломов и цветочков (лотосы из бумаги, которые раскрываются в воде)
Профессор предлагает опустить цветы в воду и понаблюдать за ними, когда дети вернутся в свою группу.
Дети с профессором встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза – вернулись в групповую комнату.
Химичкин прощается и уходит.
Литература:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. — М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С. 29.
3. Лазарева Л. П., Акшонова Е. С. Развиваем любознательность и самостоятельность дошкольников через экспериментирование. // Дошкольная педагогика, 2007. № 8 (41). – С. 33.
4. Мартынова А. Опыт – вот учитель жизни вечный. // Дошкольное воспитание. 1996. - № 7. – С. 26.
5. Порткина С. А. «Путешествие в королевство Воды». // Воспитатель ДОУ. – «2010. - № 3. – С. 31.