Наталья Мозговая
Познавательная экскурсия «Русская изба»
▼ Скачать
Познавательная экскурсия «Русская изба»
Цель: продолжать знакомить детей с жилищем крестьянской семьи- русской избой;
развивать умение рассматривать и сравнивать предметы обихода с современными;
Публикация «Познавательная экскурсия „Русская изба“» размещена в разделах
воспитывать интерес к истории своего народа, поддерживать интерес к устному народному творчеству, к русскому быту, народным традициям.
Предварительная работа: беседа о мебели, рассматривание макета русской избы, чтение русских народных сказок, потешек, прибауток, пословиц.
Дети входят в помещение музея, где их встречает хозяйка.
Хозяйка: -Здравствуйте гости дорогие! Милости просим, заходите в наш дом. Посидим рядком поговорим ладком.
Ребята, вы пришли в музей старинной избы нашего детского сада.
Предметы которые здесь находятся, называются экспонатами и трогать их руками нельзя.
-Заметили, что у меня то, изба особая. А кто мне скажет, из какого материала раньше избы строили?
Ответы детей: из бревен, соломы.
Хозяйка:- Жилище, которое построено из бревен, называли «избой».
Заметили, что у меня мебель особенная, не такая как у вас в доме? Раньше в избах мебели было не много. Посмотрите вокруг и назовите предметы, какие вас окружают.
Дети рассматривают и называют предметы обстановки, если затрудняются, Хозяйка помогает.
Хозяйка: Она и поилица, и кормилица и телосогревательница. Как вы думаете, о чем я сейчас говорю?
Дети: о печке.
Хозяйка: -Да, войдя в избу в первую очередь обращали внимание на печь, она большая и занимает почти пол избы. А для чего же она нужна?
Ответы детей.
Хозяйка: Весь быт русского крестьянина, и вся его жизнь связана с печкой.
Обратите внимание, что стоит рядом с печкой.
Ответы детей
Поляной двор красных коров, черная зайдет- всех выгонит (Кочерга)
Вот вам еще загадка
Рогат, да не бык, хватает да не ест,
Людям отдает, а сам на отдых идет (ухват).
Хозяйка берет чугунок и показывает как ухватом ставили его в печь.
- В чугунке варили щи и кашу, в печи горячо, руками не поставишь, для этого был ухват.
- Кто из вас знает, пословицы о печи.
Проговаривают вместе пословицы
«Без печи хата-не хата»; «Когда в печи жарко - тогда и варко»; «Что есть в печи- то на стол мечи».
Хозяйка: -В каждой избе есть «красный угол» (передний, так назывался угол в котором стояла икона. Слово «красный», в старину означало - красивый, прекрасный, главный, всегда устраивался в самом видном месте.
- Здесь же рядом стоит стол и лавки. За стол в красный угол сажали самых почетных гостей.
- Посмотрите, какой большой был стол. Как вы думаете, почему раньше были такие большие столы?
Ответы детей: -Правильно потому, что семьи в старину были большие, детей было много, стол делали большим, чтобы все вместе разместились за столом.
- Посмотрите лавки тоже длинные и широкие, почему?
Ответы детей:
Хозяйка: - Во время обеда на лавках сидели, а ночью лавки служили кроватью, на них спали, так как места в избе было мало и всем не хватало.
-А вот у меня на столе очень интересная вещь. Отгадайте, что же это?
На дворе у чудака золотистые бока,
наелся щепок до отвала,
пускает струйки дыма, пара.
Пляшет глянцевый сапог,
из брюха льется кипяток.
-Посмотрите, какой красивый самовар.
Самовар – это устройство для приготовления кипятка. Сам варит – отсюда и слово произошло.
В старину молодые девушки и парни пели русские песни, водили хороводы, играли в игры.
Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.
Вышел Ваня погулять (Ваня (ребенок) стоит внутри круга с лентой в руке, высматривает себе подругу)
(Дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать (дети останавливаются)
Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке и дает ленту)
Да за ленточку держись
- В старину люди все делали своими руками. Вырезали из дерева миски, ложки, девушки вышивали одежду, рушники, скатерти, подушки.
Подводит детей к кровати
Хозяйка : - Как красиво вышиты подушки, накидки, покрывало.
Все делалось красиво, с любовью, с пользой. Народ стремился к прекрасному и передавал из поколения в поколение свое мастерство.
А вот и прялка. Для чего она предназначалась?
Ответы детей
Хозяйка: Правильно, на прялке пряли из шерсти и льна нитки. Вот так клали шерсть, лен. (показывает как пряли нитки)
Из шерсти вязали, а из льна, ткали полотна выкраивали и шили одежду. Посмотрите на мою одежду, ведь она не такая как ваша. Женщины носили сарафан, кофточку, фартук.
- Скажите, а где вы у себя дома храните вещи.
Ответы детей.
-А вы знаете, что в старину люди хранили свои принадлежности и одежду в сундуке. Сундук служил им вместо шкафа, его тоже делали из дерева. Каждая хозяйка хотела чтобы, ее сундук был не только прочным, но и красивым, поэтому их расписывали яркими красками.
-Были и маленькие сундучки, в которых хранили мелкие предметы, а боярские девушки украшения, их называли ларцами. На сундуке был замок. Даже была такая поговорка «Сундук без замка, что язык без привязи». Это означало: сундук без замка, похож на человека, который попусту болтает.
В каждой избе было по несколько сундуков и разного размера.
- А теперь я предлагаю вам разделиться на две команды и поиграть в игру «А нас, в квартире, а у вас».
Дети подгрупп поочередно называют предметы современной мебели или бытовой технике и соответствующие предметы быта и утвари, используемые в старину. Хозяйка указывает на предметы, находящиеся в избе.
Первая подгруппа – А у нас в квартире шкаф, а у вас?
Вторая подгруппа – А у нас сундук! А у нас в избе прялка, а у вас?
Первая подгруппа – А нас в квартире швейная машинка! А у нас в квартире обеденный стол, а у вас?
Вторая подгруппа – А у нас в квартире тоже есть стол. А рядом с ним скамейки стоят. А у вас?
Первая подгруппа – А у нас за столом сидят на стульях. Ау нас в квартире есть кровать. Ау вас в избе?
Вторая подгруппа -А у нас в избе лавки-лежанки и люлька для младенца. А что у вас?
Первая подгруппа - А у нас малыш лежит в детской кроватке. А у на в квартире газ. А у вас?
Вторая подгрупп – А у нас в избе печь. А у нас самовар. Ау вас?
Первая подгруппа – А у нас в квартире чайник.
Хозяйка: Молодцы ребята много вы знаете предметов мебели и быта.
Сегодня вы побывали в старинной русской избе. Что узнали нового?