ТАТЬЯНА БАЛАШОВА
Познавательная деятельность детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная деятельность детей раннего возраста
Работая по образовательной программе дошкольного образования для детей от двух месяцев до трех лет «Теремок» авторы: И. А. Лыкова, Т. В. Власовец, И. Л. Кириллова, О. С. Ушакова. -2018г. Ориентируясь на создание оптимальных условий для становления социокультурного опыта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи, мы стараемся обеспечитьт полноценное образование сенсорных и познавательных способностей, создавая развивающую среду в ДОУ. Музеи, бизиборды в коридорах и на прогулочных участках. Музыкальный и физкультурный залы оснастили специальным развивающим оборудованием, в том числе и интерактивным, многие пособия сделаны своими руками.
Публикация «Познавательная деятельность детей раннего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Ребенок от природы любопытен, поэтому весь материал, который мы используем в работе, яркий, эстетичный, крупный. Богатая сенсорная среда является важнейшим фактором познавательного развития (эксперимент с детьми в пустой среде) Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, наблюдаемой в яслях и домах ребенка (госпитазизм, то происходят резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.
Воспитатели групп владеют приемами привлечения непроизвольного внимания и с успехом, применяет их в своей работе: резкое изменение темпа речи, тембра голоса, интонации, приемы оживления игрушки, обращения, движения. Приемы вопросов, рассказов способствуют удержанию внимания и стимулированию интереса и любознательности. Педагоги обращают внимание на интересы детей, возникшие спонтанно, в процессе детской деятельности и стремятся их поддержать беседой, развитием сюжета в сюжетно – ролевой игре, вариантами дидактических игр, а иногда педагогическими проектами.
Вся работа воспитателей строится на основании педагогической диагностики. В начале учебного года воспитатели проводят анализ нервно – психического развития воспитанников по методике К. Л. Печоры, Н. М. Аксариной, Г. В. Пантюхиной. Определяют перспективные стороны каждого ребенка и направления требующие особого внимания. Составляется программа работы воспитателей групп раннего возраста. Так на начало учебного года по образовательной области «Речевое развитие» мы выявили отставание на 1 эпикризисный срок у 30% детей, то к концу учебного года, наши дети не имели отставания по этой образовательной области. Такая же картина наблюдалась и в образовательной области «Познавательное развитие». Все это произошло благодаря усиленной работе воспитателей. Для того, что бы процесс развития шел наиболее успешно, необходимо усилить эмоциональный отклик от ребенка. Мы этого достигаем средствами музыки, сказочным материалом (использованием фланелеграфного, настольного, перчаточного театров, а также театра родителей, предметами народных промыслов (свистульки). Обязательно создаем ситуацию успеха для каждого воспитанника: похвалой, подбадриванием, положительной оценкой, установкой на успех.
В группе детей раннего возраста преобладает манипулятивная игра. Поэтому мы показываем способы манипуляции игрушкой, учим делить предметы на классы (куклы мячи, машинки) или по форме, или по цвету, предлагая целый набор дидактических игр.
Те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Мозг постоянно нуждается в раздражителях, стимулирующих его деятельность и обеспечивающих развитие.
В современном мире существует огромное количество уже готовых игрушек, которые, как мы можем наблюдать, достаточно быстро детям надоедают и родителям приходится снова и снова тратиться в попытке порадовать и занять свое чадо. И интересную картину мы можем наблюдать с игрушками, которые были изготовлены руками родителей, они зачастую становятся самыми любимыми и заигрываются буквально до дыр. Почему так происходит, конечно, можно углубиться в вопросы биоэнергетики, но я думаю, здесь все проще, родитель создает эту игрушку, ребенок является активным участником этого процесса – он наблюдает, обсуждает, выясняет. Делает. В итоге – игрушка дарит ребенку огромное количество знаний, а вместе с ними и эмоций. Она повоздействовала на все органы чувств, прошла через эмоциональное восприятия, и как следствие стала чем – то родным.
Кроме готовых игрушек, мы постоянно предлагаем детям материалы и инструменты, которые помогут реализовать детские фантазии: краски, карандаши, пластилин, цветную бумагу.
Содержание образовательной деятельностистроится на следующих моментах:
1. Разнообразим действия с бытовыми предметами, дидактическими и образными игрушками, стимулируем проговаривать свои действия, называть что получилось.
2. Даем для экспериментирования различные материалы (бытовые, природные, художественные).
3. Проводим игры – занятия с игрушками имитирующие орудия труда.
4. Знакомими с природными обьектами в течении всего дня, во всех режимных моментах. Учим различать по характерным признакам., развиваем сенсорные способности в процессе восприятия и обследования обьектов природы, попощряем самостоятельные находки в игровой деятельности.
5. Знакомим с книгами.
6. Создаем условия для игры в воображаемом плане (как будь – то)
7. Знакомим с правилами ОБЖ (все, что не угрожает жизни и здоровью, можно сделать вместе).
И самое важное: надо постоянно общаться с ребенком, сообщая ему все, что мы видим вокруг, или делаем. Пояснять, что происходит за окном: загорелся красный сигнал светофора, кошка полезла на дерево, запела птица. Так мы учим наблюдать, проявлять любопытство, любознательность и стимулируем познавательные интересы.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что достаточное общение с взрослыми, богатая стимулами среда, возможность осуществления двигательной активности, эмоциональное благополучие - вот главные факторы полноценного и здорового формирования личности ребёнка. Неудовлетворение потребностей, соответствующих этим факторам, ведёт к возникновению психических отклонений и нарушений, которые, в зависимости от своей интенсивности и продолжительности, оказывает зачастую необратимое негативное влияние на психическое развитие ребёнка, ведёт к задержке его умственного и психического развития, способствует усложнению установления контактов с социальным окружением в будущем.