Ольга Онищенко
Познаем природу с помощью игр
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта «Познаем природу с помощью игр»
(интегрированный подход к развитию экологической игровой деятельности дошкольников»)
Цель – развитие у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира.
Задачи
• Формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и не живой природы
• Совершенствование познавательно-иследовательской и конструктивной деятельности
Публикация «Познаем природу с помощью игр» размещена в разделах
• Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности
Актуальность
«В игре ребенок проходит своеобразную практику общественной жизни» - Д. Б. Эльконин
Объекты:
- Дети ДОУ;
- Педагогический коллектив;
- Родители детей, посещающих ДОУ.
Основные принципы опыта:
- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
- доступности в соответствии с возрастными особенностями детей;
- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов познания дошкольников);
- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к природе);
- систематичности;
- целенаправленности;
- комплексности и интегративности образовательных областей
Основные направления:
- познавательно - исследовательское
- конструктивное
Опыт работы реализуется через следующие разделы:
- Укрепление материально – технической базы ДОУ.
- интеграцию образовательных областей
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
Ожидаемые результаты реализации опыта работы.
1. Активно сопровождает речью игровые и бытовые действия
2. В играх противостоит трудностям, подчиняется правилам
3. Расширение представлений детей в условиях необходимых для жизни людей, животных и растений.
4. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
5. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам экологического воспитания.
Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с принятыми в 2010 году ФГТ. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности. Так, например, с средины 20 века основными видами деятельности детей дошкольного возраста считалось учение, игра и труд. Однако жизнь ребенка не может быть ограничена только этими занятиями, поэтому сегодня в качестве детских видов деятельности определяют игру, труд, общение, чтение художественной литературы, продуктивную, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную и двигательную деятельность. Таким образом, игре как и прежде, отводится особая роль.
Игра создает зону ближайшего развития и сама выступает источником развития. Еще Выготский Л. С. подчеркивал, что «через игровую деятельность движется ребенок. В этом смысле она может быть названа ведущей так как определяет развитие»
Игра как метод экологического воспитания – специально организованная воспитателем игровая деятельность, направленная на процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий несложный сюжет, основанный на жизненных событиях или литературном произведении, хорошо знакомом детям;
- оснащена необходимыми атрибутами
- в нее заложена воспитательная задача, которой подчинены сюжет и ролевое взаимодействие персонажей;
- игру проводит воспитатель, сообщает название, распределяет роли, поддерживает интерес
- ею руководит воспитатель, следит за развитием ее сюжета
Я в своей практической деятельности выделила несколько видов ИОС
1. ИОС с игрушками-аналогами
Данные игрушки имитируют объекты природы : растения, животные, птицы. С их помощью формирую у детей, начиная с 2-3 лет отчетливые представления об особенностях живых существ. Детям показываю отличие игрушки от живого объекта, организовав восприятие и сопоставление. Так например, птица попугай. Это наблюдение из цикла наблюдений за птицами.
Живой попугай Игрушка попугай
Движется, прыгает
Издает естественные звуки
Красивый, разноцветный Стоит на месте
Беззвучный
Красивый, сделанный руками человека
ИОС с игрушками – аналогами можно использовать во всех возрастных группах и могут быть включены в любую форму экологического воспитания. Причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с изображением на картинках.
2. ИОС с литературными персонажами
В ИОС сказочные герои действуют в новых, но аналогичных их литературной биографии ситуациях. Педагогу следует помнить, что все слова и действия кукол должны соответствовать их литературной биографии. Например, Чипполино – смелый, находчивый, много занет об овощах, фруктах. Карлсон – весельчак, живет на крыше, может рассказать много нового о жизни птиц, сезонных изменениях в природе. Использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии – это косвенная форма обучения, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.
3. ИОС в виде путешествий
Путешествие – собирательное название различного рода игр, имитирующих походы, посещение выставок, зоопарка, экскурсий. Оказываясь в новых интересных местах, дети в игровой форме получают знания о природе, знакомятся с растениями, животными.
4. Игры с правилами
Для формирования у детей эмоционального отношения к природе я использую и подвижные игры: простые по содержанию, но основанные на представлениях о природе.
5. Словесно-дидактические игры
Их лучше проводить со старшими дошкольниками. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представления, умение использовать имеющиеся знания, например: д/и «Антонимы»
Ворона большая, а воробей маленький и т. д.
6. Игры в загадки-описания
Они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, развивают внимание. Например, игры «Что бывает зимой», «Летает – не летает». Словесные игры помогают закрепить знания дошкольников, научить использовать их в нужный момент.