Приложение МААМ

Познаем природу с помощью игр

Ольга Онищенко
Познаем природу с помощью игр
▼ Скачать + Заказать документы

Тема опыта «Познаем природу с помощью игр»

(интегрированный подход к развитию экологической игровой деятельности дошкольников»)

Цель – развитие у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира.

Задачи

• Формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и не живой природы

• Совершенствование познавательно-иследовательской и конструктивной деятельности

Публикация «Познаем природу с помощью игр» размещена в разделах

• Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Актуальность

«В игре ребенок проходит своеобразную практику общественной жизни» - Д. Б. Эльконин

Объекты:

- Дети ДОУ;

- Педагогический коллектив;

- Родители детей, посещающих ДОУ.

Основные принципы опыта:

- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

- доступности в соответствии с возрастными особенностями детей;

- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов познания дошкольников);

- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к природе);

- систематичности;

- целенаправленности;

- комплексности и интегративности образовательных областей

Основные направления:

- познавательно - исследовательское

- конструктивное

Опыт работы реализуется через следующие разделы:

- Укрепление материально – технической базы ДОУ.

- интеграцию образовательных областей

- Работа с детьми.

- Работа с родителями.

Ожидаемые результаты реализации опыта работы.

1. Активно сопровождает речью игровые и бытовые действия

2. В играх противостоит трудностям, подчиняется правилам

3. Расширение представлений детей в условиях необходимых для жизни людей, животных и растений.

4. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

5. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам экологического воспитания.

Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с принятыми в 2010 году ФГТ. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности. Так, например, с средины 20 века основными видами деятельности детей дошкольного возраста считалось учение, игра и труд. Однако жизнь ребенка не может быть ограничена только этими занятиями, поэтому сегодня в качестве детских видов деятельности определяют игру, труд, общение, чтение художественной литературы, продуктивную, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную и двигательную деятельность. Таким образом, игре как и прежде, отводится особая роль.

Игра создает зону ближайшего развития и сама выступает источником развития. Еще Выготский Л. С. подчеркивал, что «через игровую деятельность движется ребенок. В этом смысле она может быть названа ведущей так как определяет развитие»

Игра как метод экологического воспитания – специально организованная воспитателем игровая деятельность, направленная на процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

ИОС характеризуют следующие моменты:

- она имеет короткий несложный сюжет, основанный на жизненных событиях или литературном произведении, хорошо знакомом детям;

- оснащена необходимыми атрибутами

- в нее заложена воспитательная задача, которой подчинены сюжет и ролевое взаимодействие персонажей;

- игру проводит воспитатель, сообщает название, распределяет роли, поддерживает интерес

- ею руководит воспитатель, следит за развитием ее сюжета

Я в своей практической деятельности выделила несколько видов ИОС

1. ИОС с игрушками-аналогами

Данные игрушки имитируют объекты природы : растения, животные, птицы. С их помощью формирую у детей, начиная с 2-3 лет отчетливые представления об особенностях живых существ. Детям показываю отличие игрушки от живого объекта, организовав восприятие и сопоставление. Так например, птица попугай. Это наблюдение из цикла наблюдений за птицами.

Живой попугай Игрушка попугай

Движется, прыгает

Издает естественные звуки

Красивый, разноцветный Стоит на месте

Беззвучный

Красивый, сделанный руками человека

ИОС с игрушками – аналогами можно использовать во всех возрастных группах и могут быть включены в любую форму экологического воспитания. Причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с изображением на картинках.

2. ИОС с литературными персонажами

В ИОС сказочные герои действуют в новых, но аналогичных их литературной биографии ситуациях. Педагогу следует помнить, что все слова и действия кукол должны соответствовать их литературной биографии. Например, Чипполино – смелый, находчивый, много занет об овощах, фруктах. Карлсон – весельчак, живет на крыше, может рассказать много нового о жизни птиц, сезонных изменениях в природе. Использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии – это косвенная форма обучения, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.

3. ИОС в виде путешествий

Путешествие – собирательное название различного рода игр, имитирующих походы, посещение выставок, зоопарка, экскурсий. Оказываясь в новых интересных местах, дети в игровой форме получают знания о природе, знакомятся с растениями, животными.

4. Игры с правилами

Для формирования у детей эмоционального отношения к природе я использую и подвижные игры: простые по содержанию, но основанные на представлениях о природе.

5. Словесно-дидактические игры

Их лучше проводить со старшими дошкольниками. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представления, умение использовать имеющиеся знания, например: д/и «Антонимы»

Ворона большая, а воробей маленький и т. д.

6. Игры в загадки-описания

Они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, развивают внимание. Например, игры «Что бывает зимой», «Летает – не летает». Словесные игры помогают закрепить знания дошкольников, научить использовать их в нужный момент.

Публикации по теме:

Развитие фонематического слуха у детей 4–5 лет с помощью дидактических игр Описание проекта:Основания для инициации проекта:На сегодняшний день одной из актуальных проблем в развитии речи ребенка является формирование.

Развитие грамматического строя речи у детей 3–4 лет с помощью дидактических игр «Развитие грамматического строя речи у детей 3 – 4 лет с помощью дидактических игр"Основания для инициации проекта: очень важно учить ребенка.

«Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр» Цель: - развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего возраста с помощью пальчиковых игр. Задачи: 1. Сочетать игры и упражнения.

«Социально — коммуникативное развитие младших дошкольников с помощью дидактических игр» Голикова А. В., воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад «Сказка» г. Абакан Социализация ребенка является одним из главных направлений работы дошкольных.

Формирование системы ценностей у детей с помощью игр Мусатова Александра Николаевна, Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №29 «Золотой ключик» Формирование системы ценностей у детей с помощью.

Мастер-класс для родителей «Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр» «Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр» Цель: познакомить родителей с видами нетрадиционных пальчиковых игр. Задачи:.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр» Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны.

Проект «Играя познаем природу»Проект «Играя познаем природу» Проект «Играя познаем природу» Каждый ребенок посещающий наш детский сад - особенный, это бесспорно. Но есть детки, о которых говорят.

Проект «Развитие творческих способностей детей младшей группы с помощью развивающих игр»Проект «Развитие творческих способностей детей младшей группы с помощью развивающих игр» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта – исследовательско-познавательный. Продолжительность проекта – долгосрочный (1 год). Участники проекта –.

Самообразование «Развитие речи с помощью дидактических игр» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 35 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познаем природу с помощью игр
Опубликовано: 4 октября 2017 в 17:59
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познаем природу с помощью игр» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Онищенко (УИ 235080) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД