Aлла Алексеевна Горбунова
Поэтапная работа по восприятию музыкального произведения c детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Л. Бетховен «Весело - грустно»
Материалы: портрет композитора Л. Бетховена, карточки двух цветов (желтая и коричневая) по количеству детей, иллюстрации из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной, музыкальные инструменты (колокольчик и треугольник).
1 занятие.
Задачи:
• рассказать детям о том, что музыка передает разное настроение людей (веселое, грустное, нежное, игривое);
• послушать новую пьесу.
Музыкальный руководитель :
Публикация «Поэтапная работа по восприятию музыкального произведения c детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Музыка обладает волшебным свойством – она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания – нежность, волнение, грусть и радость.
У каждого человека может быть то или иное настроение: веселое или грустное, спокойное или встревоженное. Улыбнулось тебе солнышко, и хочется улыбнуться ему в ответ. Поругала мама за какую-нибудь провинность или сломалась любимая игрушка, и настроение становится грустным, печальным.
Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Весело-грустно». Прислушайтесь, настроение музыки будет меняться.
Исполняется пьеса «Весело-грустно» Л. Бетховена.
Музыкальный руководитель :
Вы почувствовали, что сначала музыка звучала весело, беззаботно, шутливо? (Исполняется фрагмент первой части). А потом она загрустила, зазвучала печально. (Исполняется фрагмент второй части). Но вот грусть прошла, и снова хочется улыбаться! (Исполняется начало пьесы).
2 занятие.
Задачи:
• послушать пьесу повторно;
• учить детей различать средства музыкальной выразительности;
• определять форму музыкального произведения, используя карточки двух цветов (желтая, коричневая).
Музыкальный руководитель :
На прошлом занятии мы слушали пьесу Л. Бетховена «Весело-грустно», и говорили с вами о разном настроении людей. Настроение человека может зависеть от разных жизненных ситуаций, от хорошей или плохой погоды.
Солнце спряталось за тучку,
Стало грустно, стало скучно.
Расхотелось мне гулять.
Прыгать, бегать и играть.
Только солнце показалось,
Сразу всё заулыбалось:
И цветочки, и трава,
Папа, мама, ты и я.
Снова спряталось за тучку,
Стало грустно, стало скучно…
Исполняется пьеса «Весело-грустно» Л. Бетховена.
Музыкальный руководитель :
Сейчас я раздам каждому из вас по две карточки. Одна карточка желтого цвета, такого же, как солнышко. Как вы думаете, какое настроение соответствует этому цвету?
Дети: Веселое.
Музыкальный руководитель :
А карточке коричневого цвета?
Дети: Грустное.
Музыкальный руководитель :
Правильно. Когда вы услышите веселую музыку, то поднимите желтую карточку. А если грустную – карточку коричневого цвета.
Исполняется пьеса (дети выполняют задание).
3 занятие.
Задачи:
• формировать целостное и дифференцированное восприятие через анализ средств музыкальной выразительности (музыкальная форма, характер музыки);
• учить детей передавать в движениях смену настроений в трехчастной форме.
Музыкальный руководитель :
Ребята, посмотрите на иллюстрации. Что на них изображено? (Дети рассказывают, что на одной картинке изображено солнышко. Девочка и собачка весело бегут вприпрыжку. На второй – дождик. Девочка и собачка спрятались под зонтик). Как вы думаете, какое настроение у девочки на первой картинке? (Дети отвечают). А на второй? (Дети отвечают). А какую пьесу мы слушали на прошлом занятии? (Дети вспоминают название произведения).
Прислушайтесь, как звучит мелодия в первой части пьесы – плавно или отрывисто?
Исполняется фрагмент первой части.
Дети: Отрывисто.
Музыкальный руководитель :
Да, веселая, шутливая мелодия этой части звучит отрывисто, легко. Давайте попробуем передать настроение музыки движениями рук.
Музыкальный руководитель напевает мелодию первой части и вместе с детьми выполняет отрывистые движения руками.
Музыкальный руководитель :
А мелодия второй части?
Исполняется фрагмент второй части.
Дети: Плавно.
Музыкальный руководитель :
Правильно. Грустное, печальное настроение этой части создается плавной, «гладкой» мелодией. Давайте попробуем передать настроение музыки движениями рук.
Музыкальный руководитель напевает мелодию второй части и вместе с детьми выполняет отрывистые движения руками.
Музыкальный руководитель :
А теперь исполним всю пьесу.
Музыкальный руководитель исполняет пьесу целиком, дети «дирижируют».
4 занятие.
Задачи:
• учить детей соотносить настроение музыки с различными тембрами музыкальных инструментов и игрушек;
• развивать музыкальную память.
Раздается звон колокольчика.
Музыкальный руководитель :
Слышите, ребята? Кажется, к нам кто-то идет в гости. Да это же наш Петрушка. (Появляется Петрушка, которым управляет воспитатель).
Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я – Петрушка-молодец, на макушке бубенец!
Я пришел к вам не с пустыми руками. (Достает из «волшебного» мешочка музыкальные инструменты) Послушайте, как весело позвякивает колокольчик! У него отрывистый, нежный, короткий звук. (Петрушка вызванивает колокольчиком ритмический рисунок первой части пьесы и напевает мелодию). Треугольник звучит тоже нежно, волшебно, но звук у него более долгий, продолжительный. Прислушайтесь! (Напевает мелодию второй части и играет на треугольнике).
Кто хочет поиграть на музыкальных инструментах? Колокольчик должен звенеть тогда, когда звучит веселая отрывистая мелодия, а треугольник – когда грустная.
Музыкальный руководитель исполняет пьесу. Дети играют на музыкальных инструментах. (Задание выполняется 2-3 раза).
Петрушка: Молодцы, ребята! А у вас какое настроение?
Дети: Хорошее.
Петрушка: А чтобы у вас всегда было хорошее настроение, я каждому из вас подарю по солнышку.
Петрушка дарит каждому ребенку «солнышко» из голографической бумаги.