Татьяна Балахнина
Повышение уровня рефлексивной деятельности педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Рефле ксия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
Рефлексивная компетентность – это способность педагога к анализу своего педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: он сам, воспитанники, цель, содержание, арсенал педагогических методов и средств и т. д.
Цель педагогической рефлексии - оптимизация условий развития, саморазвития и продуктивной самореализации личности педагога в объективной оценке и самоанализе продуктов и ресурсов профессионально-педагогической деятельности и системы профессионально-трудовых отношений.
Основными компонентами рефлексивной компетентности являются:
когнитивный – способность педагога к переосмыслению прошлого опыта;
операциональный – осуществление практической деятельности педагога, направленной на построение своей индивидуальной деятельности;
личностный – направленность рефлексии педагога на саморазвитие, самореализацию в профессиональной деятельности. В образовательном процессе рефлексивная компетентность выступает как необходимая составляющая профессионального развития начинающего педагога.
Причины низкого уровня рефлексивной компетентности
Недостаточность знаний и опыта педагога
Низкий уровень профессиональной и личностной самооценки педагога
Профессиональное «выгорание» педагога
Пути устранения низкого уровня рефлексивной компетентности
• ведение дневниковых записей, фиксирующих события профессиональной жизни, становящиеся предметом дальнейшего анализа и осмысления
• опорные программы для ведения наблюдения за своими действиями (или действиями своих коллег)
• видеозапись проведения педагогом мероприятия с последующим его анализом (или самоанализом) и обсуждением
• кейс-метод (от английского case – случай, ситуация, дело, один из популярных активных методов обучения, представляющий собой деловую игру в миниатюре.
В целом работу над рефлексивной компетентностью можно разделить на несколько этапов:
1. Диагностический этап - диагностика профессионально значимых личностных качеств, анализ собственной профессиональной деятельности по итогам диагностики.
2. Мотивационный этап предполагает осознание педагогами четкого определения целей профессионально - педагогической деятельности.
На мотивационном этапе работы с педагогами по формированию профессиональной рефлексии целесообразно применять следующие интерактивные упражнения: «Расскажи о себе», «Я и каким меня видят», «какой я есть и каким хотел бы быть» «Кто я?», «Жизненное кредо. Личный герб и девиз», «Мое имя и личная черта», «Моя индивидуальность», «Вот я такой», «Не хочу хвастаться, но я.», «Превращение», «Моя Вселенная. Рефлексия: выводы после обсуждения - у всех много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что нас объединяет. Мы нужны друг другу, и каждый человек может достичь в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям было веселее жить [21].
3. Целью информационного этапа должно стать усвоение системы знаний: теоретических (психолого-педагогические и правовые, которые обеспечивают учебную деятельность: понятия, правила, законы); знания о сущности рефлексии и рефлексивной культуры, рефлексивной деятельности, способствующих формированию рефлексивных умений на основе определенных педагогических условий. Задача методической службы на данном этапе - пробудить в педагогах желание и умение учиться, добывать знания путем самостоятельных поисков в различных информационных источниках. Этому будут способствовать интерактивные игры: «Кресло сказителя», «Детектив», «Открытая трибуна», «Открытый микрофон» (индивидуальные); «Зашифруй - отгадай», «Ассоциации» (в парах); «Тортик», «Ярлыки», «Паутинка» (групповые) и тому подобное.
4. Репродуктивно-обобщающий этап: предполагает практическое воплощение усвоенных знаний, закрепление приобретенной рефлексивной позиции, первые попытки дать конкретные ответы на вопрос: «Что я делаю?» (гармоничный внутренний мир); «Как я это сделаю?» (критерий трудолюбия); «Как сделать, чтобы не навредить?» (критерий толерантного отношения к воспитанникам); «Как будет, если я. ?» (определение гибкости профессиональной позиции); «Почему или зачем я это делаю?» 29 (смыслотворчества деятельность педагога). Педагог, который пытается таким образом мыслить или рефлексировать, всегда осознает цель профессиональной деятельности, а также определяет цепочку последовательных заданий для выполнения, которые способствуют ее достижению. [2]. В рамках методических объединений при обсуждении педагогами увиденного занятия целесообразно использовать нестандартные формы анализа: «Портфель оценивания», «Корзина пожеланий и советов», «Солнышко и дождик» и другие. Специалисты методической службы предоставляют возможность педагогу не когда-нибудь, в далеком будущем, а сегодня практически применить приобретенные на информационном этапе знания, навыки и умения, отбирая среди них необходимые для решения новых, нестандартных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности. Очень важно помочь каждому педагогу испытать свои возможности, сопоставив их с желаниями, вызывать чувство уверенности в своих силах; отследить динамику роста каждого отдельного педагога, сравнивая только с его личными предыдущими достижениями.
5. Рефлексивно-оценочный этап ставит перед педагогами следующие задачи: осознать приобретенный за весь период опыт, научиться делать подробную психологическую характеристику собственном личностном развитии. Примеры интерактивных упражнений: «Конверт пожеланий», «Письмо к самой себе», «Закончит фразу».
Ожидаемые результаты работы над рефлексивной компетентностью
• Формирование интереса к собственной личности и ее развитию
• Развитие познаний в области рефлексивного анализа
• Положительная динамика в умениях оценивать собственное поведение и деятельность.
• Повышение активности в профессиональной деятельности