Надежда Шуклина
Повышение компетентности педагогов в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
С развитием техники в нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортные происшествия : по статистике, каждый десятой жертвой в них становиться ребёнок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения : ведь ребёнку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?
Публикация «Повышение компетентности педагогов в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями правил дорожного лвижения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь мы, взрослые, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые принципы, и не задумываясь, что ставим перед ребё нкои неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делает?
Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии, если работу по профилактике детского дороно-транспортного травматизма педагог целенаправленно проводит с родителями и взрослыми сопровождающими детей в дошкольное учреждение.
Чем это можно объяснить? По нашему мнению, во-первых, родители не до конца осознаёт необходимость обучения детей правилам дорожной безопасности, а во –вторых, в дошкольных учреждениях ещё недостаточно внимания уделяют этому вопросу.
В общеобразовательной программе «От рождния до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой,которые являются базовой программой нашего ДОУ, работа по ПДД не выделена в самостоятельный раздел.
Анализ учебно-методического псобия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. «Безопасность» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной показал, что данной проблеме разработчиков отвели всего два часа. При таком подходе нарушаются принципы постоянства и планомерности обучения. В работе с дошкольниками к одним и тем же проблемам необходимо возвращаться неоднократно, стимулировать интерес ребят, привлекать родителей, используя самый широкий спектр форм организации деятельности. Основным ориентиром при организации той или иной деятельности является опыт детей, учёт особенностей их поведения, предпочтений. Это позволяет выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику. При этом важно, чтобы противоаварийная пропаганда не содержала «шоковой» информации.
Ошибки при подготовке речевого материала:
-использование весёлых и смешных иллюстраций (комиксов).Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного;
-обучение по старым правилам, что неприемлемо для дорожной обстановки в современных городах и опасно для жизни и здоровья детей. Рассмотрим некоторые из них и дадим наиболее точные и актуальные трактовки.
1. Обходи трамвай спереди, автобус-сзади. Это правило давно устарело и не спасёт, а напротив, создаёт аварийную ситуацию, так как при обходе транспортного средства сзади или спереди ни водитель, ни пешеход не видят друг друга из-за стоящего транспорта, и происходит наезд на пешехода в ситуации закрытого обзора.
ПРАВИЛО:жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрёстка или ешеходного перехода, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
2. При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо. Это правило создаёт опасную ситуацию, так как поведение ребёнка, находящегося посередине проезжей части, нередсказуемо испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперёд или назад и оказаться под колёсами.
ПРАВИЛО:прежде чемперейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, перейди дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию.
3. Красный сигнал светофора-«стой». Жёлтый-«приготовиться», зелёный-«иди». Дети часто путают расположение сигнала светофора при исключении зелёного сигнала начинают сразу же переходить проезжую часть, в то время как недисциплинированный водитель можетпостараться проскочить на свой 2красный».
ПРАВИЛО6красный сигнал светофора-запрещающий, так как с другой стотроны горит зелёный, разрешающий для машин. Жёлтый-не «приготовиться2, а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора; для пешехода он ткже является запрещающим. Так как на него машинам разрешается проезд перекрёстка. Зелёный сигнал разрешает движение пешехода, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Жёлтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекрёсток нерегулируемый, поэтому. Прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по близости нет транспорта.
4. Если не спелперейти дорогу. Остановись на островке безопасности или на середине дороги. Эта ситуация крайне опасна.
ПРАВИЛО:необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги. Но если попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, не делая ни шагу ни вперёд, ни назад.
5. Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома.
ПРАВИЛО: выходи (не выбегая0 из подъезда. Будь внимателен и осторожен, так как вдоль подъездов по дворовому проезду может двигаться автомобиль (и часто на большой скорости). Играй на специально отведённых детских площадках.
6. использование для показа старых дорожных знаков на жёлтом фоне (при этом педагоги сами нередко путают группы знаков, неправильноназывают их).
СОВЕТ:на занятиях по ПДД больше используйте современный наглядный материал и ситуаионный метод обучения.
Разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорожно- транспртные происшествия 9ДТП, используйте стихи о животных Наряду с этим приводите им примеры и из реальной жизни.
Важно обратить серьёзное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины. К сожалению. На практике и родители, и некоторые учителя. И авторы учебных пособий по ПДД употребляют термины и понятия, которым обучали в их детские годы, но десятки лет назад изъятые из Правил дорожного движения.