Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Постановка звуков»

Коваленко Елена Павловна
Консультация для воспитателей «Постановка звуков»
▼ Скачать + Заказать документы

ЗВУКИ С, З, Ц

Сигматизм (дефекты произношения свистящих и шипящих звуков).

Для устранения межзубного сигматизма применяется следующий способ: ребенку, сидящему перед зеркалом, надо предложить соединить верхние и нижние резцы так, чтобы между ними не было видно щели, и в таком положение длительно произнести - звук (ccc.. .).

Занятия по постановке правильного произношения необходимо проводить перед зеркалом, чтобы ребенок, видя в нем рот взрослого и свой собственный, научился отличать правильное положение губ, языка, зубов от неправильного и таким образом мог контролировать свою артикуляцию.

Темочки:

Если удалось получить правильное произношение звука, то попутно с закреплением его в слогах и словах нужно проделать такие же упражнения на звук з. Затем выполняются упражнения на дифференциацию этих звуков.

При исправлении губно-зубного сигматизма ребенку предлагают произносить звук с при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ перед зеркалом).

Если ребенок не сможет воспроизвести это положение органов артикуляции сам, то взрослый придерживает нижнюю губу ребенка, обнажая таким образом резцы, и предлагает ему произвести звук с. Затем ребенок сам придерживает пальцем нижнюю губу, не давая ей подтягиваться к верхним резцам, и произносит звук с.

Когда звук с будет звучать правильно изолированно, следует приучать ребенка произносить этот звук в сочетании с гласными сначала с механической помощью (придерживая пальцем нижнюю губу, затем без нее.

При исправлении призубного сигматизма можно применить два способа:

1. Легким нажимом шпателя или плоской ручки чайной ложки на кончик языка опустить его за нижние резцы, чтобы образовать таким образом вы ход воздуха через зубную щель.

2. Предложить ребенку держать язык между резцами, широко распластав его; при таком положении языка ребенок, выдыхая воздух, ощущает его струю на кончике языка, производя звук, похожий на межзубное («шепелявое») с. Затем, слегка нажимая шпателем на распластанный кончик языка, следует постепенно отодвигать его за нижние резцы.

Когда установится правильное произношение звука с и ребенок сможет удерживать необходимое положение языка уже без механической помощи (без поддержки шпателя, звук с можно будет включать в слоги, а затем в слова и дифференцировать его со звуком з.

Этот способ можно применять и при исправлении шипящего, бокового и носового сигматизма.

Чтобы научить ребенка правильно произносить звук ц, надо предложить ему произнести слитно звуки т и с (тс, затем закреплять этот звук сначала в обратных слогах (ац, оц, уц, иц, затем в прямых (ца, цо, цу, цы).

ЗВУКИ Ж, Ш

При правильной артикуляции звуков ш, ж части артикуляционного аппарата занимают следующее положение. Губы при правильной артикуляции выдвинуты вперед (лабиализация); кончик языка поднят по направлению к нёбу (за альвеолами, но не касается нёба, образуя щель; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха; нёбная занавеска поднята: голосовые связки при ш разомкнуты, при ж сомкнуты и вибрируют.

Недостатки шипящих звуков ш и ж можно устранять в том случае, если свистящие с и з произносятся правильно, так как звук ш ставится от звука с, а звук ж — от звука з. Чтобы поставить звук ш следует предложить ребенку длительно произносить звук с и в это время шпателем, подложенным под передний край языка, поднять его за верхние резцы; при таком положении языка вместо с получится звук ш, вместо з — звук ж. Постепенно ребенок приучается самостоятельно, без помощи шпателя удерживать язык в нужном положении и правильно произносить шипящие звуки ш и ж.

Следует указать ребенку, чтобы он слегка выдвинул губы при произнесении этих звуков (показать перед зеркалом) и прислушался к характеру издаваемого звука. Когда звуки ш и ж будут звучать правильно в изолированном виде, необходимо упражняться в произнесении их в слогах, словах, а затем дифференцировать со звуками с и з.

ЗВУКИ Ч, Щ

Звук ч произносится как ть шь (тьшь). Чтобы научить ребенка правильно произносить звук ч, нужно предложить ему несколько раз подряд повторять слог ать и в это время, подложив шпатель или плоскую ручку чайной ложки под передний край языка, поднять его за верхние резцы и слегка выдвинуть губы вперед. При таком положении языка и губ вместо ать послышится ач, вместо оть —оч, вместо уть —уч и т. д.

Звук щ произносится как шьшь. Чтобы ребенок правильно произносил звук щ, следует предложить ему длительно произнести смягченное шь (шьшьшь)

ЗВУК Л

Дефекты произношения звука л — так называемый ламбдацизм.

Для устранения неправильного ношения звуков л и ль укажем несколько способов.

Первый способ.

Ребенку, сидящему зеркалом, предлагается просунуть широко распластанный язык между резцами, слегка прикусить передний край и в этом положении языка дать голос. Послышится звук, близкий по звучанию к л. Этот звук вначале следует сначала произносить длительно, а затем, когда появится большая точность звучания л, можно предложить ребенку соединить данный звук с гласными в прямом и обратном порядке (лллл-а, лллл-о, лллл-у, лллл-ы, а-лллл, о-лллл, у-лллл, ы-лллл)

Если звук л звучит достаточно хорошо в слоговых упражнениях; следует перейти к произнесению слов, а затем предложений, содержащих данный звук.

Постепенно произношение звука л закрепляется, автоматизируется при межзубном положении языка, а затем постепенно язык переводится за верхние резцы.

Второй способ.

Если первым способом не достигается точное звучание звука л, можно применить другой способ, например: ребенку предлагается просунуть широко распластанный язык между резцами, слегка прикусить передний край языка, и не меня я положения, длительно произносить звук ы. Вскоре послышится чистый звук л. По мере закрепления л в слогах, словах и предложениях положение языка меняется: постепенно он переводится за верхние резцы. При вызывании смягченного л (ль) нужно особенно тщательно следить за тем, чтобы передний край языка крепко упирался в шейки верхних резцов и весь язык был напряжен.

ЗВУК Р

Ротацизм- дефекты произношения звука р.

Первый способ постановки.

Ребенку, сидящему перед зеркалом, предлагается широко открыть рот, поднять кончик языка за верхние резцы,к альвеолам, и в таком положении длительно произносить звук з; что время шпателем (или плоской ручкой чайной ложки, подложенным под кончик языка, нужно производить частые колебательные движения, отчего получается рокот, характерный для произношения звука р.

Этот механический способ дает ребенку возможность ощутить вибрацию языка, мышечно запечатлеть ее и в дальнейшем воспроизводить без механической помощи. Звук р, получающийся с механической помощью, следует соединять с гласными в прямом и обратном порядке, в звуковых сочетаниях и словах. Таким образом, постепенно ребенок введет звук р в практику речи.

Второй способ.

Установив четкое длительное произношение верхнего альвеолярного з, включаем его в слоги; слова и предложения. Слышится проторный звук, близкий к р, но без вибрации. Этот звук посредством тренировочных упражнений следует автоматизировать в словах и предложениях, и постепенно он приобретет элементы звука р: кончик языка начнет вибрировать без особых усилий со стороны ребенка.

Третий способ.

Ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук д (дддддддд..) при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол).

Ребенок должен видеть в зеркале быстрые удары кончика языка. Темп этих ударов должен постепенно учащаться и колебания кончика языка производиться в различном ритме (ддд. ддддддддд. ддд-ддд-ддд). Эти ритмичные удары языка затем соединяются с гласными в прямом и обратном порядке, например: дддд-а, дддд-о, дддд-у, у-ддд, о-ддд, а-ддд)

В то время как ребенок выполняет эти упражнения, следует шпателем (или плоской ручкой чайной ложки, подложенным под передний край языка, производить быстрые колебательные движения, отчего послышится рокот, характерный для звука р.

Для получения смягченного звука р (рь) следует показать ребёнку (перед зеркалом) положение языка: передний край языка не у альвеол, а у шеек верхних резцов. Добившись правильного произношения звуков р, рь, необходимо тщательно выполнить упражнения на дифференциацию этих звуков в слогах, словах и предложениях, чтобы ребенок научился четко отличать характер этих звуков и не смешивать их в своей речи.

ЗВУКИ К, Г, Х

Устранить дефекты произношения звуков к, г, х можно следующими способами.

Чтобы научить ребенка произносить звук к, надо предложить ему несколько раз подряд произносить слог та: тa- тa-тa. В это время шпателем или плоской ручкой чайной ложки нужно нажать на передний край языка и слегка отодвинуть его в глубь рта, предлагая ребенку продолжать произносить та-та-та. При таком положении языка сначала послышится слог кя: кя-кя-кя, а затем, когда язык будет отодвинут ещё немного вглубь, послышится ка-ка-ка.

По мере того, как артикуляция звука к станет все более и более точной, можно предложить ребенку произносить звук к уже без механической помощи (без помощи шпателя или чайной ложки) и перейти к автоматизации звука в слоговых упражнениях, словах и предложениях.

При постановке звуков г и х может быть применен тот же cпocoб, что и для постановки к, но звук г вызывается от звука д (да- да-да, а звук х от звука с (са-са-са).

ЗВУК Й

Неправильное произношение звука й называется йотацизмом.

При постановке звука й можно применить следующий способ: ребенку предлагают произносить раздельно звуки и и а (и-а, и-а, и-а) сначала медленно, затем ускорить темп; эти звуки сольются: иа, иа, иа.

Затем предлагаем ребенку точно так же присоединять к звуку и гласные о, затем у и е. В результате этих упражнений у ребенка появляются йотованные гласные.

Давая ребенку слова с йотованными гласными, следует вначале требовать, чтобы он удлинял звук и перед гласным звуком, например: иаблоко — яблоко, иула — юла, моиа — моя. Постепенно у ребенка образуется навык, опираясь на гласную и, произносить йотованные гласные правильно. Добившись правильного произношения ребенком йотованных гласных, воспитатель дает ему упражнения дифференциацию этих гласных со звуком ль.

ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ В, Б, Д

Способы постановки звонких согласных:

При исправлении дефектов произношения звонких согласных необходимо особое внимание уделить использованию слухового внимания ребенка, его зрения и осязания.

Исправление следует начинать с группы щелевых звуков (в, з, ж, так как они могут произноситься длительно, тогда как смычные (б, д, г) произносятся кратко.

Для постановки звука в можно использовать следующие способы:

1. Ребенку предлагается длительно произносить звук ф и в это время присоединить голос, который ребенок может осязать, приложив свою ладонь к гортани.

2. Ребенку предлагается длительно произносить звук у, и в этот момент взрослый пальцем или шпателем подтягивает нижнюю губу ребенка к его верхним резцам. Это поможет поставить чистое в.

При постановке звука б можно использовать следующие способы.

1. Предложить ребенку произносить звук п и в это время присоединить голос, который он может осязать, приложив свою ладонь к гортани.

2. Предложить ребенку длительно произносить двухгубное в и, горизонтально приложив указательный палец к его нижней губе, легким, быстрым движением производить колебание нижней губы вверх и вниз. Вследствие этого происходит смычка и размычка губ — основа звука б.

Вначале эти движения производятся взрослым, затем — самим ребенком; темп колебаний постепенно замедляется, затем к получаемому звуку б присоединяются гласные, и он автоматизируется в слогах вначале с механической помощью, а затем без нее.

При постановке звука д можно применить следующие способы:

1. Предложить ребенку произносить звук т и в это время включить голос, который ребенок может осязать, приложив свою ладонь к гортани (одну к гортани логопеда, а другую к своей).

2. Предложить ребенку произносить слоги ба: бабабаба. Затем перейти к произношению слога да: дадада. Затем слог ба чередуется со слогом да: бабабададада, бадабада.

3. Предложить ребенку произносить слоги бабаба и в это время просунуть язык между губами (проконтролировать, используя зеркало). Когда звук д будет звучать достаточно четко при данном межгубном положении, взрослый предлагает ребенку оттянуть углы рта, обнажив таким образом ряд верхних и нижних зубов. Вследствие этого звук д будет некоторое время звучать при межзубном положении языка, но постепенно, в процессе автоматизации звука д в слогах и словах, копчик языка примет за зубное положение.

В упражнения по автоматизации звуков в, б и д в слогах и словах следует включать также упражнения на дифференциацию этих звуков с их парными глухими (ф, п, т).

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Консультация для педагогов «Автоматизация звуков в игровых упражнениях с помощью картинок»Консультация для педагогов «Автоматизация звуков в игровых упражнениях с помощью картинок» Автоматизация звука порой очень кропотливый процесс. Просто проговаривать речевой материал скучно. И не всегда можно предложить ребенку.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Постановка звуков»
Опубликовано: 2 марта 2025 в 14:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Постановка звуков»» (включая файлы) размещена пользователем Коваленко Елена Павловна (УИ 1840079) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД