Надежда Лиходед
Конспект занятия по постановке звука [С]
▼ Скачать +Заказ
Тема. Постановка звука «С»
Цели. 1 Добиваться правильного звучания изолированного звука.
2 Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.
3 Развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики.
4 Развитие внимания, памяти, мышления.
5 Воспитывать интерес к речи и желание преодолеть свой недостаток.
Оборудование: карточка с символом звука «С», зеркало, игрушка сова, кусочки бумаги, вата, спирт, зонд.
Ход занятия
1 Организационный момент
Публикация «Конспект занятия по постановке звука [С]» размещена в разделах
- Послушай загадку и, отгадав ее ты узнаешь кто придет к нам в гости:
Днем спит
Ночью летает
И прохожих пугает (сова).
Правильно сегодня к нам в гости пришла сова, она будет помогать нам правильно произносить звуки.
Скажи, а ты слышал или видел когда-нибудь как накачивают шины насосом и какой слышится звук. Звук ссс.
2 Характеристика звука «С»
Когда произносим звук «с»
-губы в улыбке, зубы видны;
- верхние и нижние зубы сближены, но не сжимая;
- широкий кончик языка упирается в нижние зубы;
- по середине языка идет сильная холодная струя воздуха;
- голос спит.
3 Артикуляционная гимнастика
Я сейчас буду рассказывать сказку про язычок, а ты внимательно слушай, и вместе с язычком будешь выполнять те задания, которые он будет предлагать.
Жил да был Веселый язычок. У него был домик. Что это за домик? Это рот. Чтобы веселый язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбайся и покажи зубы) как называется эта дверка? (Зубы). Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбайся, покажи верхние и нижние передние зубы).
Когда он встал рано утром, он увидел солнышко и ему стало так хорошо, что он даже улыбнулся (Улыбнись). Потом язычку захотелось почистить зубки (губы в улыбке, зубы видны, рот широко открыт, кончик языка чистить с внутренней стороны верхние и нижние зубы). Язычок решил сделать зарядку.
Упражнение «Катушка» (Улыбнись, рот широко открыт, завернем кончик языка и прижмем зубами).
Упражнение «Горка» (губы в улыбке, кончик языка прижимаем к нижним зубам, спинку языка приподнимаем, и получается горка).
Упражнение «Съедь с горки» (6-7раз).
Сделал язычок зарядку и решил выйти на улицу. Вышел, сидит на крылечке.
Упражнение «Лопатка» (кладет широкий расслабленный язык на нижнюю губу). Скучно одному сидеть, не с кем поиграть. Вдруг подул сильный ветер и поднял снежную пыль.
Упражнение «Сдуй снежинки» (со спинки языка, с кончика языка). Погулял язычок пришел домой и стал отдыхать.
Еще, у нас с тобой есть голосок! Он тоже живет в домике. (Показываю). Иногда голосок спит, а когда проснется песни поет, да так громко, что стенки домика начинают дрожать.
Произносим звук «С», а затем звук «З». Приложив тыльную сторону руки к горлу, он проверяет, спит голосок или нет. Произнесение звука ссссс. Воздушная струя (холодная, плавная, длительная).
4 Постановка звука (с механической помощью зонд).
Он произносит многократно слог та, я ввожу зонд между альвеолами и кончиком (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимаю им вниз.
5 Динамическая пауза.
Изображение кистями рук «Птичку»
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку, большие пальцы – головка, сомкнутые пальцы – крылья. Помашем ими.
Птичка крылышками замахала
И тихонько пропищала:
Пис – пис – писсссс
6 Изолированное проговаривание звука «с» (пособие улитка).
Произнесение звука сссс
Ссса сссы сссо сссу
7 Проговаривание звука «с» в слогах, словах в ударной позиции в начале слова
- слоги
Са-са-са сы-сы-сы
Са-са-сы сы-са-са
Са-сы-сы сы-сы-са
Са-сы-са сы-са-сы
- слова
Сад, сани, Саня, сапоги, самовар, самолет, самокат, сын, сыт, сыр, сыпать, сынок, садик.
- чистоговорки
Са-са-са-сад са-са-са-Саня
Са-са-са-сани са-са-са-садик
Сы-сы-сы-сын сы-сы-сы-сыр
Сы-сы-сы-сыт сы-сы-сы-сынок
8 Игра «Внимательные ушки»
- среди других звуков (поднять символ звука «с»)
Тебе нужно поднять символ звука «с» если услышишь его среди других звуков.
(а,и,у,с,в,ф,д,с,б,д,т,с,к,г,д)
- среди слог (хлопнуть)
Я называю слоги, а если ты услышишь слог со звуком «с» то хлопни в ладоши.
(ва,фа,да,са,на,ка,ра,са,па,ба,са).
- среди слов (топнуть)
Лавка, палка, платье, самолет, лента, альбом, билет, лимон, самокат, валенки, малина, пальто, самовар.
9 Игра «Послушай назови»
Называю слова, ты их внимательно слушай и запомни только те, в которых есть звук «С», а потом назовешь их.
(танк, клетка, сад, птичка, аквариум, садик, книга, лодка, сани).
10 Игровое упражнение «Выложи предмет» (из палочек)
(самолет, стул).
11 Итог занятия.