Ирина Шемерянкина
Портфолио воспитателя высшей квалификационной категории
▼ Скачать + Заказать документы
«Система педагогической деятельности».
Наше образовательное учреждение реализует примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождение до школы», в соответствие со ФГОС, под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Одна из задач «Совершенствовать формы работы с детьми по художественно-эстетическому развитию, через интеграцию образовательных областей и взаимодействия специалистов ОУ.
Мой педагогический стаж 24 лет, в этом дошкольном учреждении, я работаю четыре года.
Публикация «Портфолио воспитателя высшей квалификационной категории» размещена в разделах
- Портфолио воспитателя и педагога
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
В средней группе проводя работу по организации развивающей предметно-пространственной среды я столкнулась с некоторыми трудностями. При оформление центра художественно-эстетического центра: отсутствие изделий народных мастеров, иллюстративного материала, методических разработок по ознакомлению детей с народным-декоративным творчеством. И свою работу я начала в этом направление.
Были изучены программы, методические разработки следующих авторов:
1. И. А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»;
2. И. А. Лыкова «Город мастеров»
3. Н. Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду»
4. А. А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации».
5. О. А. Соломенникова «Радость творчества.»
Свою работу начала с диагностической карты обследования детей.
Системы оценивания, составила в виде диагностирования по индивидуальной траектории развития ребенка.
Была выбрана тема самообразовательной работы «Приобщение дошкольников к народному искусству посредством декоративно-прикладного творчества». Диагностическое обследование на конец года в средней группе, показало, что практически все дети имеют средний уровень знаний и самым важным для меня явился тот фактор, что у детей не пропал интерес к народному творчеству. Разработала модифицированную программу «Народные промыслы». В старшей и подготовительной группе работа велась по данной программе.
Во время реализации программы «Народные промыслы» наш детский сад получил статус инновационной площадки ТОИПКРО «Музей в детском саду как интерактивное образовательное пространство личностного развития дошкольников».
Родители проявили высокую творческую активность по созданию мини-музея. Наш мини-музей был пополнен экспонатами созданными народными мастерами и изделиями изготовленными родителями совместно с детьми. Для родителей был проведен семинар-практикум «Золотая Хохлома» и мы приступили к работе в сотрудничестве: педагог, родители и дети.
Основная цель работы воспитание любви и уважение к родине через народное декоративно-прикладное искусство.
Знакомство с народными промыслами начали с Дымковской игрушки. На базе мини – музея проводились экскурсии беседы, экскурсии путешествия, продуктивная деятельность.
С детьми лепили из глины птиц, животных, людей (дымковская барыня) по типу народных игрушек и украшали этих изделия декоративной росписью. Детские работы получились яркими, красочными порой необычными. Просматривали презентации и видеофильмы, дети получили наглядное представления о местах, где проживают дымковские мастера и увидели работу мастера-художника.
На следующем этапе знакомства с народным декоративным творчеством, мы с детьми отправились в край «Золотой Хохломы».
Гжельский промысел был следующим видом декоративного творчеством. Познакомились с техникой изготовления гжельских изделий колоритом и элементами росписи.
Городецкая роспись удивила своей яркостью и сюжетным построением рисунка.
Итоговым мероприятием была экскурсия, где дети выступили в роли экскурсоводов.
В подготовительной группе дети познакомились с особенностями русского национального костюма, вологодским кружевом, жостовской росписью. Знакомство также проходило через экскурсии в музей.
Было организовано и проведено досуговое мероприятие «Ярмарка ремесел»
Работами детской продуктивной деятельности были пополнены полки нашего мини-музея.
Что нам дал музей?
Предметы народных промыслов находятся в непосредственной близости с детьми, дети ежедневно соприкаются с ними, через музейные экспонаты, через дидактические игры, иллюстративный материал.
Использование нетрадиционного приема, рисование пластилином (неплохое упражнение для развития мелкой моторики, позволило закрепить колорит росписи. Дети с большим интересом украшали дымковскую барышню. Вспомнив историю дымковской росписи, колорит и элементы орнамента, мы с детьми приступили к лепке дымковской птички, дымковского коня, дымковской барыни, используя прием лепки, из целого куска глины, соленого теста. При работе с этими более пластичными материалами, нам удалось более точно передать, образ и характер дымковской игрушки.
В музеи имеются бумажные шаблоны дымковских игрушек, на которых дети самостоятельно отрабатывали рисование элементов росписи, соблюдая колорит цвета.
Применение в своей работе технологических карт, помогло детям закрепить этапы лепки игрушек, орнамент и колорит росписи. При украшении вылепленных игрушек, дети научились составлять узор из элементов росписи дымковской росписи, стали проявлять творческую фантазию. Детские работы получились яркими, красочными порой необычными, и во всех работах были соблюдены традиции дымковской росписи.
Проводя рефлексию работ, на первых занятиях дети выбирали свои работы, как самые удачные, но постепенно, освоив все традиции дымковской росписи, дети действительно выбирают самую лучшую работу, дают обоснованное объяснение своему выбору.
На следующем этапе знакомства с народным декоративным творчеством, мы с детьми отправились в край «Золотой Хохломы».
Дети познакомились с этапами изготовления хохломского изделия при помощи схем.
Мы учились видеть связь русской природы и Золотой Хохломы. Растительный орнамент Хохломской росписи: листы, травинки и ягоды, краски, переливы всё есть в природе. Использую в своей работе игры, которые имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игр можно выделить те,
1. которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
2. которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
3. которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
4. которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
При помощи такого сравнения, мне удалось помочь детям понять сочетание узоров хохломской росписи. Дети запомнили название элементов росписи, цвета характерные для Хохломской росписи.
На ряду с традиционными методами рисования, попробовала использовать в своей работе элементы ТРИЗ, например, крупные ягоды изображались пальцем, мелкие ватной палочкой, завитки заостренной спичкой. В результате детские рисунки получились более аккуратные, ягоды на рисунках имели правильные формы.
Для развития у детей творческого воображения детям были предложены бумажные шаблоны разной формы и цвета, на которых дети смогли закрепить рисование элементов росписи и цветовой колорит.
Декоративно-прикладное творчество находится в тесной связи с народным творчеством песнями, играми, хороводами, с обычаями и традициями нашей страны. Применение элементов народного творчества помогло прочувствовать тесную связь с историей и традициями нашего народа. Дети с уважением стали относится к произведениям мастеров декоративного творчества.
Дети могут выделить и назвать предметы с Хохломской росписью, называют основные элементы, цвета. Повысились технические навыки владения кистью. В результате приобретенных знаний, дети самостоятельно научились проводить рефлексию работ, выделяют и называют более удачные элементы, колорит хохломской росписи, обосновывая свой выбор.
На занятиях по художественному творчеству, я выделила для себя интересный момент, дети которые справляются с заданием первые, предлагают свою помощь. При рисование Хохломского леса Саша Соломенникова (девочка имеет хорошие способности в рисование) предложила свою помощь соседке, девочки вдвоем продолжили рисование. Свою помощь Александра сопровождала объяснением приемов рисования. Использование такого приема, закрепилось в моей работе. Мои дети учатся работать в коллективе, у них закрепились дружественные отношения и чувство взаимопощи. А работами детской продуктивной деятельности были пополнены полки нашего мини-музея.
У детей совершенствованы навыки в лепке, в рисовании.
Дети научились создавать узоры в стиле этих росписей.
Сформированы навыки рисования всей кистью, кончиком кисти, получили небольшой опыт работы с палитрой.
Освоены приемы лепки дымковской и филимоновской игрушки из целого куска глины или какой-либо массы для лепки.
Дети овладели навыками составления искусствоведческих рассказов.
Дети готовы к публичным выступлениям на методическом объединение выступили в роли экскурсоводов.
И наши дети «Не Иваны, которые не знают родства».
Я не думаю, что все взрослые могут классифицировать, выше перечисленные народные промыслы.
Чтобы у детей не пропал интерес в своей работе использовала различные методы и формы обучения:
• Словесный метод.
• Метод обследования, наглядности.
• Метод экспериментирования.
• Практический.
• Эвристический.
• Проблемно-мотивационный.
• Метод «подмастерья».
• Сотворчество;
• Мотивационный (убеждение, поощрение);
• Жест руки.
• Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
• Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в городе;
• Экскурсии, развлечения,
• Игровая деятельность: дидактические игры, народные игры, хороводные игры.
В конце первого года нашего знакомства с народными промыслами я заметила, что мои воспитанники не ощущают связь времен.
И параллельно с работой в мини- музее мы приступили к знакомству с жизнью на Руси. Свою работу с детьми реализовывала через инновационную технологию проектной деятельности. Был разработан проект «Мы Славяне». Почему была выбрана именно эта технология? Проектная деятельность является вариантом интегрированного обучения детей, организация педагогического процесса основана на поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели, на сотрудничестве воспитателя, детей и родителей.
Цель проектта: Приобщение детей к нравственным и духовным ценностям нашего народа.
Задачи:
• знакомить детей с культурой и историей своего народа;
• формировать чувства сопричастности к культурному наследию;
• формировать таких нравственных качеств как доброта, сострадание, трудолюбие;
• вовлекать родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей
• прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
• прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
• расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
• воспитывать творчески развитую личность через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщение их к русской национальной культуре.
Реализация проекта началась с проведения родительского круглого стола на тему: «Традиции русского народа». Анкетирование родителей. Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т. д. Диагностика.
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
1. Беседы;
2. Занятия на основе метода интеграции;
3. Экскурсии в мини-музей «Русского быта»
4. Экскурсии в мини-музей «Народные промыслы»
5. Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
6. Экскурсии в краеведческий музей.
8. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
В организованной совместной деятельности использовала ИКТ на каждое занятие была подобрана озвученная игровая презентация. Дети познакомились с историей, бытом традициями нашего народа: традиционной русской избой, с русским бытом, убранством русской избы, как давали имена на Руси, какие были игрушки, музыкальные инструменты, узнали историю Петра и Февронии с символом семьи и любви на нашего народа ромашкой, с русскими богатырями, с народными поверьями, с традиционными праздниками Масленицей, Троицей. Итоговым мероприятием стала «Ярмарка ремесел» и изготовление лэпбука «Русская изба». Использование презентаций на каждом занятие сделало наше путешествие в прошлое более увлекательным, дети с нетерпением ждали для себя новых открытий и путешествий. Дети ушли в школу и ушли они «Не Иванами, не знающими родства», они с уверенностью могут сказать, как называли наших предков, что такое курная изба, красный угол, коромысло, и когда вплетают ленточки березки.
Реализуя проект «Мы славяне», дети соприкоснулись с историей наших предков. У детей сформировались представления о жизни своих славян, народной культуре, традициях и обычаях. Но самым главным я считаю то, что дети почувствовали себя частью своего народа. Дети научились различать добро и зло. Научились ценить отличительные качества русского человека: чуткость, сострадание, любовь. Стараются прежде всего в самом себе победить такие качества, как лень, зависть, эгоизм, жадность. Сравнивая жизнь наших предков с современной жизнью, дети видят, что их жизнь, была намного сложнее и сопереживанием, и гордостью относятся к жизни славян.
Очень хочется, чтобы наше будущее поколение дарило друг другу не валентинки в феврале, а в июле белые ромашки. Проект был реализован на «ОДНОМ ДЫХАНИИ». Почему?
Благодаря музейной педагогики дети смогли перенестись в прошлое нашей страны, в мини –музее «Русская изба» смогли увидеть и подержать в руках предметы быта нашего народа. Какой тяжелый быть утюг, а коромысло держать на плечах тяжело даже с пустыми ведрами.
В новом учебном году была продолжена работа в творческой группе по развитию музейной педагогики.
Современный рынок заполнен красивыми, на первый взгляд, игрушками.
А во что играли наши мамы, бабушки, прабабушки? Ведь наверняка во времена их детства были другие игрушки, а какие?
Сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская игрушка не привлекает внимания детей.
В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и сохранить искренние чувства патриотизма.
Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: форма, роспись, орнаментальность, которые связаны с местными традициями. И наш музей получил название «Народная игрушка».
Цель:
Приобщение детей к национально – культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о народных игрушках.
При ознакомлении дошкольников с народной игрушкой разработаны различные формы экскурсий: экскурсия-занятие; экскурсия-беседа; экскурсия-открытие; экскурсия-путешествие; экскурсия-загадка; экскурсия-игра; продуктивная деятельность.
Часть экспонатов были сделаны мною, часть экспонатов изготовлены родителями детей и самими детьми, часть экспонатов приобретены в музее славянской мифологии. На начало года дети познакомились с дымковской глиняной игрушкой, филимоновской, богородской игрушкой, с историей тряпичной куклы.
В музеи, представлены следующие экспозиции: городецкая игрушка, дымковская игрушка, филимоновскую игрушка, каргопольская игрушка, матрёшка, хохломская игрушка, богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу - и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно.
За четыре месяца работы мини – музея дети прибрели практические навыки, научились лепить дымковскую птичку, барыню, филимоновского петушка познакомились с историей игрушек.
На начало 2016года года диагностируя детей старшей группы по художественно – эстетическому развитию было отмечено, что дети незнакомы с видами живописи, со знаменитыми художниками живописцами. Разработала индивидуальную программу профессионального развития.
Учитывая результаты самоанализа своей деятельности была выбрана тема самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через знакомство с произведениями художников живописцев».
Цель: Развитие умение детей в выражение своих чувств, своего видения мира, своего настроения доступными ему живописными средствами.
При знакомстве детей с живописью широко использовала нетрадиционные техники. Были разработаны модифицированные программы:
Программа по использованию нетрадиционных техник «Фантазия»
Программа «Песочные фантазии» - рисование песком.
Программа рассчитана на детей 4 - 7 лет. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand-Аrt, т. е. «искусство песка». Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. Во время рисования песком ребенок манипулирует своим вымышленным миром. Не понравился замок? Не беда. Вместо него можно нарисовать другой, ведь здесь не нужно менять рабочую поверхность и материалы. Переделывать песочные картины можно бесчисленное количество раз! И это придает ребенку уверенность в своих силах и возможностях. Он всегда будет знать, что если что-то не получиться, то это поправимо.
Рисование песком – это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Как и любое рисование, рисование песком на стекле развивает фантазию, внимание, моторику пальцев и пространственное восприятие. По утверждению специалистов парапсихологов песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.
Кроме психического воздействия на детей, рисования песком наилучшим образом развивают мелкую моторику пальцев, координацию движений, сенсорные ощущения и тренируют синхронизированную работу обоих полушарий мозга (одновременно работают умственные и физические отделы мозга).
Проработав по этим программам 6 месяцев, было проведено промежуточное диагностирование были выявлены следующие знания и умения:
Откликаются на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие (отзывчивость) ко всем близким родственникам и работникам детского сада.
Сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов.
Проявляют эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа.
Эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, при слушании музыкальных и художественных произведений.
Выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
Знают особенности изобразительных материалов.
Различают виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
Называют основные выразительные средства произведений искусства (цвет, форма, ритм, симметрию).
Узнают и могут назвать произведения живописи: И. Шишкина («Рожь», «Утро в сосновом лесу», И. Левитана («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода», А. Пластова («Полдень», «Летом», «Сенокос», В. Васнецова («Аленушка», «Богатыри». «Иван-царевич на Сером волке») и др. детские работы.
При знакомстве детей с живописью использую следующие методы и приёмы:
Пояснение
Сравнение
Акцентирование деталей
Метод вызывания адекватных эмоций.
Тактильно-чувственный метод.
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.
Приём «вхождении» в картину
Метод музыкального сопровождения
Игровые приёмы.
Итоговым мероприятием проделанной работы стал КВН «В стране рисования».
Интерес к данному направлению в моей работе вызван тем, что богатую почву для развития изобразительного творчества получают дети, знакомясь с живописью. Прежде всего, это радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство дарит радость общения, формирует умение сопереживать. Через зримые красочные образы произведения живописи которые, помогают ребёнку познать красоту, истину, добро. Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то своё. У них возникает желание самим создать нечто подобное. Необходимо научить ребёнка видеть, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Живопись может стать хорошей для этого основой. Живопись дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка.
Я стараюсь относится к детям по принципу принятия, каждый ребенок должен чувствовать, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать и понять.
Правильная организация образовательный среды созданная в группе стимулирует уверенность в себе, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку в трудной ситуации.
Чему хотелось бы научиться? Очень многому, всему новому и интересному. Ведь в настоящее время дети более развитые и уникальные, чем были раньше, и к ним нужно искать новые подходы и использовать новые методы, методики и формы в воспитательном процессе.
В мире занятости, инноваций и постоянного движения для меня стало правилом: «Нельзя повторятся, нужно постоянно находить новые оригинальные идеи для общения с воспитанниками».
Я сделала вывод, что педагогическое мастерство — это искусство воспитания, требующее постоянного совершенствования.