Алёна Ломкова
Понятие «Жестокое обращение с детьми» в трактовке современных научных исследователей
▼ Скачать + Заказать документы
Феномен жестокого обращения с детьми в семье стал объектом внимания обществоведов относительно недавно.
На сегодняшний день в науке не существует единых оснований для определения понятия «жестокое обращение с детьми», нередко его отождествляют либо заменяют другими (например, насилие над детьми или в отношении детей, злоупотребление родительскими правами, плохое обращение с детьми и др.). В литературе можно встретить целый ряд терминов, обозначающих суть изучаемого нами феномена, но единая терминология, по крайней мере, в отечественной науке по сей день еще не сложилась. В действующем российском законодательстве не содержится четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», хотя его и можно встретить в целом ряде нормативных актов. Чаще всего описываемое нами явление называют либо жестоким обращением с детьми, либо насилием над детьми.
Публикация «Понятие „Жестокое обращение с детьми“ в трактовке современных научных исследователей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Темочки
Первые определения изучаемого нами явления были даны зарубежными авторами и, так или иначе, исходили из физического воздействия, оказываемого на ребенка. В частности, впервые жестокое обращение с детьми было упомянуто в работе американского врача С. Кемпе (с соавторами) при описании так называемого «синдрома избиваемого ребенка».
Синдром избиваемого ребенка — состояние, характеризующееся повторными намеренными действиями, в результате которых ребенку наносится травма, причем вызваны эти действия бывают малейшим или самым обычным проступком ребенка. Лишение пищи и питья — вариант такой травмы.
Понятие «жестокое обращение» шире по объему термина «насилие», поскольку включает в себя все виды деструктивных действий/актов бездействия, совершаемых в отношении детей в семье. И насилие, и жестокое обращение в отношении детей не единичные, случайные поведенческие акты, а регулярные, систематические, постоянно повторяющиеся факты грубого или небрежного обращения с детьми.
Различные взгляды на содержание и соотношение понятий «насилие над детьми в семье» и «жестокое обращение с детьми» можно встретить и в работах социологов. Например, М. Шарипова в диссертационном исследовании, посвященном социологическому анализу насилия в отношении детей, определяет такой вид насилия, как «любое действие (или бездействие) или совокупность действий и любая угроза действием, исходящие от родителей, родственников (лиц, их заменяющих, членов сообщества, другой личности или представителей государства не только в отношении самих детей, но и в отношении значимых для ребенка людей, животных и вещей, вызывающие у детей чувство страха и опасности, причиняющие детям физическое, моральное или психологическое страдание, ущерб их здоровью или развитию».
В рамках философских работ по рассматриваемой нами проблематике под насилием обычно понимается система поведения, направленного на подавление, получение власти одной стороной над другой. Например, Т. Г. Шалимова определила семейное насилие как «систему поведения, которое имеет целью достижение власти и контроля одного члена семьи над другим (другими) посредством унижения и ущемления свободы человека». Следовательно, поскольку иных форм насилия не выделяется, и нет никаких оговорок по исключению каких-либо лиц из числа субъектов семейного насилия, можно сделать вывод, что автор считает синонимами понятия «насилие над детьми в семье» и «жестокое обращение с детьми». Более того, в качестве субъектов насилия (или жестокого обращения) в данном случае могут выступать не только родители или заменяющие их лица, но и другие родственники (бабушки и дедушки, дяди и тети, братья и сестры и т. п.)
Несколько иные подходы можно обнаружить в работах по психологии. Например, Е. И. Цымбал не только не считает рассматриваемые понятия синонимами, но и характеризует жестокое обращение как частный случай насилия над детьми, отличающийся от других форм насилия тем, что оно совершается родителями или заменяющими их лицами.
Четкое разграничение рассматриваемых понятий можно встретить в работах социолога А. В. Очировой, которая определяет насилие как «нарушение меры применения физической силы или причинение физического вреда», а словосочетание «насилие над детьми» однозначно понимает как одну из форм жестокого обращения в семье. Также А. В. Очирова указывает на важный факт, с которым в контексте нашего исследования нельзя не согласиться, а именно: понятие «жестокое обращение» шире по объему термина «насилие», поскольку включает в себя все виды деструктивных действий/актов бездействия, совершаемых в отношении детей.
Жестокое обращение с детьми можно считать формой девиантного поведения, которому исследователи дают различные объяснения: биологическое, психологическое, социокультурное.
В работах авторов, изучавших проблемы семейного насилия, уделено довольно много внимания анализу тех факторов, которые могут обусловливать возникновение насилия в семьях. В этом плане можно утверждать, что не существует единой теории, способной полностью объяснить все случаи и причины насилия над детьми в семье.