Яна Кищенко
Положительное влияние экспериментирования на эмоциональную сферу ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и экспериментирование как никакой другой метод, способствует этим возрастным особенностям.
Нельзя не отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Вот почему в программе экологического образования дошкольников основной упор сделали на наблюдение, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.
Публикация «Положительное влияние экспериментирования на эмоциональную сферу ребенка» размещена в разделах
Мы решила использовать в своей работе метод экспериментирования, так как знание детей почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными.
В ходе деятельности с детьми спланированы следующие задачи:
формировать умение составлять описательные рассказы об объектах природы;
устанавливать причинно-следственные связи в природе;
развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить свои суждения;
воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую работу;
овладеть практическими способами фиксирования результатов наблюдения;
воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.
В своей работе использовали следующие методы экологического образования:
наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин, иллюстраций);
словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора);
практические (опыты, эксперименты, экологические игры, труд детей в природе).
Свою работу построили в системе педагогического взаимодействия взрослых и детей:
специально организованное обучение (НОД);
совместная деятельность воспитателя с детьми (организация наблюдений, экспериментов, трудовой деятельности);
самостоятельная деятельность детей (экологические игры);
совместная деятельность педагогов с родителями (родительские собрания на экологические темы; выпуск экологических газет; анкетирование родителей);
составлен план работы по формированию навыков экспериментирования.
Благодаря использованию наблюдения экспериментов выявилась высокая эффективность экологических понятий у дошкольников.
Эксперименты и наблюдения дали детям возможность самостоятельно обнаруживать законы природы.
Экспериментирование позволило детям понять сущность многих явлений в природе:
почему идет дождь?
почему желтеют листья?
как дышит растение? и т. д.
Эксперименты и наблюдения проходили с большим подъемом и оказывали на детей сильное и эмоциональное воздействие. Дети научились логически мыслить, сравнивать, обобщать, выявлять существенные признаки предметов и объектов природы, связно рассуждать, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
В начале исследовательской работы качественный уровень умения детей по формированию навыков экспериментирования был очень низким. В процессе совместной работы педагогов с детьми, с родителями, самостоятельной деятельности детей высокий качественный уровень значительно повысился.
Достижение таких результатов способствовало наиболее эффективному развитию интеллекта у детей. Дети научились «чувствовать» природу, контактировать с ней, наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в природе, задавать ей вопросы и получать на них ответы.