Марина Лапшинова
Консультация «Полезные и бесполезные книжки для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — период активного освоения детской литературы. В русской и мировой культуре присутствует большое количество прекрасных сказок и стихов для маленьких детей, составляющих золотой фонд культуры. Все это могут и должны освоить наши дети. В настоящее время выпускается огромное количество самых разных изданий для детей. Детские книжки не только переполняют полки в магазинах, но и продаются в уличных лотках и палатках. Однако, выбрать хорошее литературное издание для детей весьма трудно. В борьбе за потребителя, издатели придумывают и выпускают новые формы печатной продукции для детей, где литература уходит на задний план и становится фоном для какой-либо другой деятельности.
Публикация «Консультация „Полезные и бесполезные книжки для дошкольников“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Среди относительно новых жанров детских книг можно выделить книжки-игрушки, книжки-поделки и книжки-задачники. Остановимся на их описании и характеристике.
Книжки-игрушки
Книжки-игрушки — печатные издания, в которые добавлена какая-либо игровая «добавка», призванная сделать книжку более развлекательной и привлекательной. Такие добавки можно наблюдать в виде: круглых глаз персонажей, внутри которых крутится подвижный зрачок; встроенное звуковоспроизводящее устройство или музыкальный инструмент и пр.
Игровые добавки могут иметь самые разные варианты, призывающие ребенка к действию — играть. При этом ее литературное содержание уже не важно. Понятно, что интерес к таким книжкам быстро иссякает. Картинка для ребенка — это не просто иллюстрация, это средство проживания и присвоения текста. Но для этого картинка должна быть просто картинкой, а не предметом для манипуляций.
Книжки-поделки
Книжки-поделки — это некое сочетание литературы с продуктивной деятельностью — рисованием, раскрашиванием, аппликацией, где по ходу чтения произведения ребенку предлагается, например, раскрасить не закрашенные картинки, дорисовать или доклеить отсутствующие детали изображений и пр. Вместо того чтобы «вжиться» в содержание сказки, ребенок начинает «доделывать» книжку. В то же время он не может полностью погрузиться в продуктивную деятельность, поскольку это все-таки книжка. Таким образом, вместо бережного отношения к книге ребенку предоставляется полная свобода в обращении с ней — он может произвольно и по-своему ее разукрашивать, разрисовывать, доделывать и пр. Можно полагать, что такое вынужденное внедрение в материальную форму произведения убивает уважение к книге и, конечно, нарушает целостность восприятия литературы.
Книжки-задачники
Еще одним популярным жанром издательской продукции для детей являются книжки-задачники, а именно превращение художественной литературы для детей в дидактические пособия по освоению каких-либо навыков. В традиционные сказки вставляются мало связанные с их содержанием задания, которые нужно выполнить в процессе чтения. Например, по ходу знакомства с известной сказкой «Гуси-лебеди» ребенок должен сосчитать, сколько гусей летит в небе, сколько яблок растет на яблоне, сколько деревьев растет на поляне и пр. Аналогично в книжку про Красную Шапочку помещены задания по определению времени отдельных событий. Пользуясь нарисованными на каждой странице часами, ребенок должен выяснить, как долго гуляли по лесу Красная Шапочка и волк, сколько было времени, когда волк начал есть бабушку, сколько времени потребовалось охотникам для «вскрытия» волка и т. п. С точки зрения авторов этих книжек подобные задания имеют несомненный развивающий эффект, который дополняет известную сказку. Ребенок не просто знакомится со сказкой, но еще и учится определять время. Конечно, это полезное умение, но при чем здесь Красная Шапочка? Похожих заданий в детских книжках огромное множество.
Другие книжки
Конечно, книжки-раскраски и дидактические книжки для детей были всегда и в определенных количествах они нужны дошкольникам. Но в последнее время эти дополнительные элементы внедряются в литературные произведения и явно мешают восприятию текста. С точки зрения создателей подобных книжек введение специальных заданий в известную сказку сразу делает книжку развивающей. Так, сказка про репку ничего не развивает, а та же сказка, но в которой нужно измерить и сравнить рост персонажей, сразу превращается в развивающую. Такая простая житейская логика совершенно не принимает в расчет развивающее значение самой детской художественной литературы. А между тем это значение огромно. В педагогике и психологии немало трудов посвящено воспитательному значению детской литературы. Литература дает ребенку образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Герои детских сказок выступают для дошкольников как моральные эталоны, т. е. как общественно признанные носители положительных или отрицательных качеств. Следует подчеркнуть, что такие персонажи не являются образцами в обычном понимании этого слова. Дети не столько подражают сказочным героям (что, кстати, подчас невозможно сделать, сколько воображают себя ими, берут на себя их роли, как бы перевоплощаются в них. Это очень важно для становления морального сознания и моральной саморегуляции. Ребенок получает возможность предстать перед собой в образе, отличном от него самого, воплотить какие-то свои качества в поступки. Это бесконечный источник сюжетов игры, в которых присваиваются смыслы человеческих отношений и мотивы деятельности людей. Такое присвоение, как и моральное воспитание вообще, не может быть основано ни на наказаниях, ни на упражнениях, а только на формировании эмоционального отношения к нормам поведения человека. Художественная литература как раз способствует воспитанию чувств и становлению эмоционального отношения к моральным нормам. Восприятие литературы имеет огромное значение для умственного и познавательного развития ребенка. Читая книгу, вернее слушая литературный текст, дошкольник должен представлять происходящие события, включаться в них, связывать разные фрагменты произведения. Это требует работы мысли, сосредоточенности и воображения, а значит развивает все эти способности. Если при восприятии мультфильмов все это дается на экране в готовом виде, то приобщение к книге требует большой внутренней активности. Чтение (слушание) книг развивает образное мышление, будит воображение ребенка, стимулирует к осознанию событий, к собственной активности. Литература приобщает его к отечественной и мировой культуре и играет исключительно важную роль в речевом, эстетическом, личностном и познавательном развитии ребенка. Но далеко не всякая книжка может выполнять эту развивающую роль. Описанные выше варианты современных детских книжек явно не способствуют восприятию литературы. В них содержание и художественная форма текста вытесняются и подменяются другими, посторонними для литературы видами деятельности (манипулятивной, продуктивной или учебной). Такая подмена явно не способствует переживанию и пониманию содержания книжки. Под предлогом дополнительного привлекающего или развивающего эффекта ребенку предлагают осуществить какие-либо действия, уводящие его от полноценного литературного восприятия. Поэтому, выбирая книжку для детей, нужно следить за тем, чтобы она не нарушала целостности восприятия литературы, чтобы никакие дополнения не уводили ребенка от содержания произведения. Но этого, конечно, недостаточно. Необходимо оценивать и само содержание, и художественную форму текста, и оформление книжки. Все это имеет решающее значение для понимания книжки, присвоения ее содержания и в итоге для развития ребенка.