ольга игнатенко
Полезная прогулка
▼ Скачать + Заказать документы
1слайд
Тема моего вытупления сегодня – «Полезная прогулка»
2 слайд
«Ура, прогулка!»
- подобные детские возгласы педагоги слышат ежедневно, что неудивительно. Ведь для воспитанников в радость вдоволь побегать, попрыгать и поиграть. Однако творчески работающие воспитатели знают, что у каждой прогулки с детьми свои цели и задачи, решение которых не может ограничиваться только выходом из помещений ДОУ на прилегающую территорию. Кроме того, организация прогулок разных видов предполагает соответствующую подготовку и соблюдение нормативных требований. Давайте их вспомним!
3 слайд
Публикация «Полезная прогулка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Основные задачи прогулки :
Развивает умственные способности и наблюдательность.
Дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых.
Удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении.
Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.
У детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
На прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Для того чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей, воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая образовательную составляющую и самостоятельную деятельность дошкольников.
4 слайд
Педагог планирует прогулку с учетом множества факторов: погодных условий, возраста детей, их познавательных интересов, имеющегося материала, тематики предыдущей образовательной деятельности. Также необходимо предусмотреть возможность оздоровительного эффекта в физическом и психическом плане. Правильно организованная прогулка - это наиболее доступное средство закаливания детского организма. Ведущей игровой деятельности ребенка, посредством которой он познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль.
5 слайд
Структура прогулки :
1. Наблюдение.
2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность проведения прогулок зависимости от :
- от предшествующей деятельности детей
-от времени года
-от индивидуально-возрастных особенностей детей
-от познавательных интересов детей.
6 слайд
Виды прогулок в детском саду
1. По месту проведения:
• на территории участка детского сада;
• за пределами территории детского сада (возможны в старших группах, на небольшие расстояния) .
2. По содержанию:
• традиционная, включающая в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев, снега и т. д., подвижные и тихие игры и т. д. ;
• тематическая: состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему (животные, облака, деревья, городской транспорт и т. д., может представлять собой уличную театральную постановку, квест с преодолением несложных препятствий – требует заранее подготовленного сценария;
• целевая: организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние
• экскурсия
7 слайд
В ходе прогулки возможно интеграция различных образовательных областей, таких как
«Физическое развитие».
«Социально-коммуникативное развитие».
«Развитие речи».
«Познавательное развитие».
«Художественно – эстетическое развитие»
Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в виде деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки связана с любым из видов детской деятельности (игровым, коммуникативным, трудовым, двигательным, познавательно-исследовательским, музыкально-художественным, продуктивным) без жесткой ее регламентации.
8 слайд
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка.
Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер. В 6-7 лет, а иногда и раньше, дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными. Человек с плохо развитой речью становится инвалидом в современном обществе. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду. Поэтому нас, как воспитателей, в первую очередь волнует проблема развития речи детей.
9 слайд
Территория нашего детского сада большая и разнообразная: здесь растут берёзы, дубы, клёны, тополя, черёмуха, сирень, липа, каштаны, ели, разные виды кустарника. В тёплое время года клумбы пестрят различными цветами. Имеется огород. Выход на прогулку мы начинаем со слов восхищения: «Обратите внимание, дети, какой прекрасный сегодня день!» На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами, а мы должны им в этом помочь.
Березка стройная, белоствольная, зеленая, кудрявая.
Елочка пушистая, колючая, зеленая, пахучая.
Муравей маленький, юркий, трудолюбивый, муравьи дружные.
Облака воздушные, кучерявые, пушистые, белые.
10 слайд
Осенью отмечаем, что солнышко обманчивое, нежаркое, листья на деревьях золотые, пурпурные.
Осень золотая, яркая, разноцветная, теплая, сухая.
Рассматривая листья с разных деревьев, называем их: кленовый, березовый, дубовый, липовый, осиновый, тополиный. Совершая экскурсию по территории детского сада, закрепляем родительный падеж множественного числа: ''На нашем участке растут две березы, а там нет берез'', ''Какие стройные тополя на соседнем участке, а у нас нет тополей'' и т. д. Образование и употребление родственных слов, например, показываем детям лист, а они подбирают родственные слова: осиновый листок, лиственный лес, березовый листочек, пушистая лиственница, осенний листопад.
11 слайд, 12 слайд
Во время прогулки я с детьми наблюдаю за окружающим и спрашиваю их о том, какое небо, какой снег на участке, какие листья лежат на земле и т. п. Стараюсь побудить детей слушать и слышать взрослых, задавая вопросы типа: ''Кто больше придумает слов об осени? '', ''Кто точнее скажет о кошке, гуляющей на участке? '', ''Кто больше назовет перелетных птиц? (деревьев, цветов и пр.) ''
13 слайд
Дети с удовольствием работают на огороде детского сада, ухаживают за овощами, собирают урожай. При этом расширяются знания детей, пополняется их словарный запас. Одновременно веду работу по закреплению ранее поставленных детям звуков. Так собирая морковь, можно закрепить звук ''щ'', читая шутилку:
Большую морковку зайчишки тащили
Они от морковки чуть – чуть откусили,
Потом захотелось еще откусить,
Потом уже нечего было тащить.
Осенью во время листопада заучиваем стихотворение, в котором закрепляем произношение
звука «с»
Листопад, листопад,
Осыпается сад,
Осыпается лист в лесу,
Сильный ветер свистит, словно всем говорит:
«Скоро снега сюда нанесу!»
14 слайд
С наступлением зимы тоже очень хорошо использовать стихи, потешки, загадки для закрепления произношение звуков.
«Л»
Все бело, бело, бело
Много снегу намело.
«Ш, Ж»
- Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?
- Я давно заметил крошки,
Но боюсь сердитой кошки.
СНЕЖОК
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.
Детям очень нравится слушать стихи русских поэтов о природе. Слушая, дети определяют, когда это бывает: в начале, середине или конце сезона, стараются повторить некоторые строки. Таким образом мы учим детей видеть прекрасное вокруг нас, пополняем их словарный запас красивыми эпитетами, определениями.
15 слайд,16 слайд
Задачу развития речи и побуждению к этому через поощрение можно выполнять посредством наблюдения на прогулке за трудом взрослых, прохожими. Здесь место и для беседы о людях труда, которые построили красивый дом или посадили цветы. Надо беречь чужой труд. Дети рассказывают, кем работают их родители, гордятся ими.
17 слайд
Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка
18 слайд,19 слайд
Начинаем играть. Дети, не задумываются над тем, что предоставленная им возможность рассказать правила игры, похвала или поощрение за правильный рассказ в виде желаемого положения в игре (водящий, первый, лучшее место и т. д.) – это тоже развитие их речи. Вот игра «Кто ушел?» Ребенку просто необходимо назвать товарища, который ушел из его поля зрения. Если водящий затрудняется, дети подсказывают: «А у него белый шарф» и т. д. Подобная игра «Узнай по описанию». Ведущий ребенок, глядя на своих товарищей описывает кого-либо. Водящий ребенок должен отгадать, кого он описывает и назвать имя. А такая игра, как «У медведя во бору» заставляет проговаривать слова, вызывает бурю эмоций и, опять же - формирует четкую речь, закрепляет произношение звука «р»
Условия игры: Дети произносят стихотворение
У медведя во бору,
Грибы ягоды беру,
А медведь ворчит
И на нас рычит:
Р – Р – Р (у – у – у) .
20 слайд
Есть такая замечательная игра «Лохматый пёс» :
Вот сидит лохматый пес
В лапы свой уткнувши нос.
Подойдем к нему разбудим,
И посмотрим, что же будет.
Громко и весело повторяют дети такие слова. Ребенок, изображающий пса, проявляет характер: некоторые сразу же бросаются за детьми, чтобы поймать одного из них и усадить на свое место, другие проявляют артистические способности – то делают вид, что крепко спят, то тихонечко скулят, то рычат, гавкают. После игры можно привлечь детей к обсуждению её результатов, оценке своего поведения и своих товарищей.
21 слайд
Очень нравится детям играть на прогулке в речевые игры :
Какой?
Для обогащения речи именами прилагательными.
Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.
Что могут делать?
22 слайд
Игра для увеличения запаса глаголов.
Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать… .
Назови ласково (также можно играть с мячом)
Например: птица — птичка, кошка - кошечка и т. д.
Потому что…
Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:
На улице много луж, потому что…
Почему ты одел тёплую куртку? и т. д.
23 слайд
Во время сюжетно-ролевых игр дети совершенствуют диалогическую речь, развивают навыки монологической речи. Овладение монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников, так как она вбирает в себя развитие всех сторон речи – лексики, грамматики, фонетики. Во время сюжетных игр у детей идет опосредованное общение через игрушку.
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача - создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Сюжетно- ролевая игра—как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития дошкольников.. Правильная организация сюжетно- ролевых игр помогает детям становиться коммуникабельными, доброжелательными.
24 слайд
Игры могут быть разные: это и простые в «Дочки- матери», «Семья», «Ты - врач, а я доктор»…., сложнее: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»… Все сюжетно- ролевые игры можно проводить и на прогулке. Конечно, нужно ориентироваться на время года. Такие игры, как «Больница», «Парикмахерская», «Почта», лучше проводить в теплое время года, когда аттрибуты можно вынести на улицу. На прогулке можно организовывать сюжетно- ролевые игры с исследовательским направлением. Что это значит? В ходе игры дети должны что-то новое узнать, сами до чего-то догадаться. Например, сюжетно-ролевая игра в зимнее время «Путешествие в лес».Заранее назначаются дети зайчиком, медведем, лисой, птичками так, чтоб другие дети не заметили. Воспитатель берёт на себя роль экскурсовода (для детей это сложно, проходим по участку и встречаем по очереди «зверюшек» и «птичек». Во время встречи беседуем, как им живется в лесу, чем они питаются. Дети принимают активное участие в беседе, жалеют лесных жителей. В ходе игры дети делятся знаниями, узнают больше, кто из зверей как зимует. Такие игры помогают развивать речь, расширяют словарный запас детей. Любая сюжетно-ролевая игра на прогулке обязательно многому научит детей, если воспитатель правильно спланирует ее и поставит нужные задачи. Самое главное – умело руководить игрой, ненавязчиво что-то предлагать, уводить грамотно от неправильных решений и выводов.
25 слайд
Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
26 слайд
И еще один вид деятельности на прогулке, не прописанный в методических пособиях и санитарных нормах — это ОБЩЕНИЕ.
Просто усадите детей рядом, расскажите какую-нибудь историю, задайте по ней вопросы. Рассмотрите книжки о природе, профессиях, покажите наборы картинок. Распросите, что дети больше всего любят, как собираются проводить выходные.
Поверьте, иногда живое общение, интерес к рассказам ребенка могут быть ему приятнее и уместнее, чем даже самые увлекательные игры.
Повседневное общение даёт воспитателю возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговаривают о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т. д.
Например: дети, молча, одеваются на прогулку. Воспитатель рассказывает обо всём, что они надевают: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Саши - зелёные, у Никиты - синие, у Маши - коричневые,. У Жени ботинки со шнурками, а у Ани - с ремешком, у Кати - сапоги,.»
27 слайд
Чем еще привлекательны прогулки для развития речи - так это тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас детей, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка.
Таким образом, правильная организация и проведение прогулки способствует не только укреплению здоровья и развитию двигательной активности детей, но и является самым действенным средством развития речи ребенка.