Анна Кузнецова
Консультация «Поговорим про деньги»
▼ Скачать + Заказать документы
Сами по себе деньги не имеют какого-либо отрицательного или положительного влияния на ребенка. Но именно они (а точнее — неправильное к ним отношение) могут стать причиной весьма неприятных ситуаций.
В возрасте 6–7 лет у многих детей возникает интерес к настоящим деньгам : им хочется самостоятельно что-то купить. Иногда воплощение этого желания приводит родителей в замешательство, так как ребенок может позаимствовать деньги у родителей без спроса. Такие ситуации пугают родителей и интерпретируются ими как воровство. Однако большинство детей поступают так по следующим причинам:
Публикация «Консультация „Поговорим про деньги“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
— ребенок искренне полагает, что все деньги в семье общие и он имеет полное право их брать;
— ребенок знает, что если он попросит у родителей денег, то его начнут подробно выспрашивать, зачем они ему нужны, прочитают длинную нотацию о том, с каким трудом дается каждая копейка, да еще и объяснят, что у него и так все есть.
Ребенок, не умеющий распоряжаться деньгами, может попасть в неприятную ситуацию. Восьмилетний Дима растратил выданные ему на обеды на неделю деньги и, опасаясь родительского гнева, придумал целую детективную историю про старшеклассников, отнявших у него кошелек.
Однако не всегда отсутствие опыта обращения с деньгами и стремление иметь собственные деньги на карманные расходы являются причинами детских проступков. Родители четвероклассников были озабочены тем, что с некоторых пор их дети стали просить большие суммы на карманные расходы. Причиной новых требований оказался Вася — новенький мальчик. Он показывал, что у него в кошельке есть пятьсот рублей, и хвастался, что может их потратить, как захочет. Он покупал всем мальчикам кока-колу и чипсы в буфете. На самом деле эти деньги ему давали, чтобы он расплатился с репетитором, а угощал он ребят из сэкономленных карманных денег. Но такими разговорами он стремился привлечь к себе внимание, завоевать авторитет у сверстников.
У третьеклассника Мити не было модной и популярной электронной игры, и он очень завидовал ее обладателям: вокруг них каждую перемену собирались одноклассники, их прихода ждали, им старались угодить, чтобы получить возможность поиграть в игру. Митя предложил хозяевам игры сдавать ее одноклассникам на прокат за деньги. Он был кассиром, назначал сумму и время проката. Вырученные деньги делились на равные части между ним и владельцами игры. Таким образом Митя стал главной фигурой в классе, теперь все слушались его.
Приведенные примеры наглядно показывают, что некоторые дети очень рано пытаются использовать деньги для удовлетворения своих коммуникативных потребностей — завоевать популярность, обратить на себя внимание, получить власть. Уже в 8–9-летнем возрасте они считают, что это единственный и действенный способ добиться желаемого.
За подобными поступками скрываются серьезные личностные и педагогические проблемы
10 ошибок
1. Запрет разговоров о деньгах Многие родители предпочитают не посвящать детей в финансовые дела семьи. Обычно разговор о планировании месячного бюджета проходит без их присутствия. В результате этого у подрастающего поколения может сложиться неправильное представление о назначении денег, а в более зрелом возрасте возникнут затруднения с распоряжением собственными средствами. Помните, что обсуждение семейного бюджета – вполне нормальный процесс, который не стоит скрывать от ребенка. Он помогает понять, каким образом нужно тратить деньги, тем самым формируя финансовую грамотность.
2. Отсутствие карманных денег Наличие собственных денег позволяет детям чувствовать себя самостоятельными. Примерно с 6 лет попробуйте еженедельно или ежемесячно выделять ребенку небольшие суммы, которые ему можно будет использовать по собственному усмотрению. С возрастом он начнет тратить эти деньги с умом – оплачивать Интернет или приобретать подарки в честь какого-либо праздника. Читаем по теме: Дети и карманные деньги. Как научить ребенка правильно относиться к деньгам
3. Постоянное контролирование Не стоит запрещать ребенку покупать что-либо на карманные деньги или ругать его за очередную ненужную трату. Разумеется, вы хотите научить его правильно обращаться с финансами, руководствуясь лишь благими намерениями. Однако получается, что выделенные средства принадлежат вашим детям лишь формально. Столь жесткий подход порождает чувство неуверенности – ребенок постоянно боится совершить ошибку и прогневить родителей. Готовьтесь к тому, что изначально попытки самостоятельной траты денег будут ошибочными. Только так накапливается ценный опыт и постепенно начинают соизмеряться желания и возможности. 4. Полное отсутствие контроля Важно не впадать в крайности, стараясь все же принимать участие в финансовом воспитании школьника. Он должен быть уверен в том, что у него есть надежная опора в лице родителей, которые дадут мудрый совет и поддержат. Обязательно озвучьте основные правила
обращения с деньгами : брать с собой только мелкие суммы, не рассказывать друзьям о своем «богатстве», избегать азартных игр и споров. Дайте совет, как быстрее собрать необходимую сумму на приобретение вожделенной игрушки. 5. Денежное вознаграждение за достижения Не рекомендуется использовать деньги в качестве стимула – это касается как хороших оценок, так и примерного поведения. Ребенок учится в школе не для того, чтобы заработать, а стремится обрести необходимые в дальнейшей жизни знания и опыт. Это является практически единственной серьезной задачей школьника на протяжении всего периода пребывания в среднем учебном заведении, поэтому научитесь прививать тягу к знаниям как-нибудь иначе. В крайнем случае пусть подарком за табель с отличными отметками будут полезные вещи – компьютер или экскурсионная поездка в другой город. 6. Оплата помощи по дому Постоянное вручение денежных средств за тщательно убранную комнату или вовремя политые цветы – не лучшее решение. Дети быстро привыкнут к такому способу «заработка» и в дальнейшем откажутся делать что-то бесплатно. А ведь мать не получает доплату за приготовленный ужин, а отец ремонтирует сломавшийся пылесос совершенно бесплатно. Приучите ребенка к той мысли, что все члены семьи должны в равной степени заботиться о доме и создавать в нем уют. Лучше предоставить подростку нематериальные привилегии за покупку продуктов или помощь в воспитании младшего брата.
7. Измерение всего деньгами Необходимо научить ребенка правильно распределять ценности, не пренебрегая при этом духовным воспитанием. Конечно, финансово успешный человек имеет массу преимуществ, но обеспеченность вовсе не предполагает наличие безграничных возможностей. Стоит объяснить детям, что важность человека измеряется вовсе не его благосостоянием. Сформировать правильное отношение к нематериальным ценностям помогут книги, иллюстрации или фильмы, основной тематикой которых является любовь, дружба, добро и взаимопомощь.
8. Отбирание заработка Часто подростки хотят немного подзаработать в период летних каникул. Не нужно отбирать у них всю зарплату для пополнения семейного бюджета. Лучше попросите приобрести угощение для всей семьи или предложите частично оплатить общий поход в кино. При этом часть средств все равно должна оставаться у тинейджера для личных нужд. Будет полезным проинформировать его о возможности накопления капитала – например, десятую часть заработанных денег можно ежемесячно откладывать на сберегательный счет. Читаем также: Как и за что следует поощрять детей? Нужно ли использовать деньги в качестве поощрения? Как не надо хвалить ребенка
9. Выбор профессии по зарплате Существует множество профессий, не предполагающих карьерного роста и солидного заработка. Подросток вправе выбирать понравившуюся специальность и реализовывать себя в близкой ему сфере. Вам может не нравиться его выбор, но следует уважать его. Предложите обсудить его планы на ближайшие несколько лет. Спросите, кем он видит себя после окончания института, и поинтересуйтесь, будет ли полностью удовлетворен жизнью, если получит желаемое место работы. Наиболее убедительным аргументом станет пример родителей. Поделитесь с детьми личным опытом выбора профессии, восхождения по карьерной лестнице и собственными достижениями.
10. Манипуляция деньгами Основная цель выдачи карманных денег – заложение основ финансовой грамотности. С их помощью ребенок чувствует самостоятельность и ответственность за собственные действия. Сделайте процесс получения денежных средств прозрачным и очевидным. Рекомендуется наладить четкую и последовательную схему выплаты определенной суммы, которая никаким образом не должна влиять на отношения между родителями и детьми. Лишать карманных средств стоит только за серьезные проступки.