Алевтина Павлова
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности «Подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема : "Подводный мир"
Возрастная группа: старшая
Форма НОД: Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени»»
Форма организации - подгрупповая
Средства:
Наглядные – иллюстративный материал, отображающий подводны мир (фигурки рыб, набор картинок по истории рыб для сравнения и выстраивания временных рядов, одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер 6*8, 7*10 см).
Публикация «Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности „Подводный мир“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
мультимедийные - слайды, отображающие подводный мир разных времен. литературные - Детская энциклопедия "Подводный мир".
музыкальные - шум моря.
Цель: Закрепить первоначальные представления детей о подводных обитателях.
Задачи:
1. Формировать представление детей об обитателях подводного мира в историческом времени (прошлое и настоящее).
2. Развивать у детей представление о причинах исчезновения некоторых видов.
3. Развивать способности выстраивать умозаключения и выводы.
4. Развивать у детей интерес к созданию выставки морских животных, связанных с прошлым и настоящим родного края.
5. Развивать любознательно-познавательную активность.
6. Воспитывать бережное отношение к животным, чувство ответственности, желание сохранить богатство природного края.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости,давайте поприветствуем.
Мы тоже встанем в круг и поприветствуем друг другу.
Все: Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Как вы уже догадались ребята, сегодня мы с вами поговорим, о море. А точнее о его жителях. Подводный мир самый интересный и загадочный. В нём обитает множество самых разнообразных животных, растений, рыб.
Я вас приглашаю в увлекательное путешествие. Ребята,наша планета Земля-это единственная планета на которой есть суша и вода. Вода занимает половину земли. Это моря реки. озера,океаны. Увидеть можно с помощью глобуса или карты. А что это? Что изображено голубым цветом?
Хотите отправиться в путешествие на морские глубины. превратиться в исследователей и изучить загадочный подводный мир. Тогда закрываем глаза и начинаем наше путешествие на лодочке по «реке времени» (Звуки теплого моря. (По окончании дети откр. глаза.)
- Ребята, как вы думаете, где можно найти ответы на ваши вопросы о жизни обитателей подводного мира?
- Ребята, а вы знаете, какие рыбы существовали, в то время, когда еще не было человека на земле?
- Садитесь в нашу лодочку времени, мы отправляемся с вами в далекое прошлое! (показ слайдов)
- Ребята, что вы сейчас посмотрели? Как вы думаете, они жили на Земле?
- Ребята, а вы знаете, как называются эти морские животные? (показ слайдов)
- Посмотрите, какие большие рыбы, какие они все разные, в каких природных условиях они жили. Это рыба латимерия. Это единственная сохранившаяся рыба. Она очень крупная. Также акула и скат считаются очень древними. Длина 20 м. (показ слайдов)
- Вы когда-нибудь встречали этих древних рыб, в наше время, в мультфильмах, в книжках.
- Вы знаете, почему они исчезли?
- А хотите подробнее узнать, почему это произошло?
- Однажды на Землю упал метеорит (слайд, начался ледниковый период. Земля покрылась льдом, исчезла вода, пища и все обитатели подводного мира вымерли.). (показ слайдов)
- Вы готовы продолжить путешествие?
- Как вы думаете, что произошло на планете и в нашем крае, когда закончился ледниковый период?
- После ледникового периода прошло очень много времени и наступило потепление. На нашей планете снова появились различные морские жители.
- А вы ребята знаете, какие морские обитатели существуют в настоящее время.? А хотите больше узнать, какие еще животные обитают в подводном мире?
- Садитесь в нашу лодочку мы отправляемся обратно в наше - настоящее время, чтобы поближе познакомиться с подводным миром. (показ слайдов)
Ребята посмотрите кто это (морская звезда) (показ слайдов)
- Чем похожи звезды, которые сияют в небе и звезды, которые живут в море? (Морские звезды и звезды в небе похожи по форме).
- Чем они различаются? (Морская звезда – это живое существо. Лучики – это ноги с присосками,с помощью которых она передвигается. А еще она открывает ими раковины).
Какого цвета морская звезда? (Морские звезды бывают красными, желтыми, синими, яркими. Яркий цвет – сигнал опасности: так она говорит своим врагам не подходи).
Восемь ног, большая голова – Кто это, ребята? (Это - осьминог). (показ слайдов)
- Ребята, для чего осьминогу такое большое количество ног?
(С помощью ног осьминог плавает и ловит добычу, на ногах у него есть присоски).
- Для чего осьминог выпускает чернильную струю? (Так он маскируется когда ему угрожает опасность, обманывает врагов, чтобы легче было уплыть.)
- Какой осьминог по размеру и форе? (Осьминог большой. Голова у осьминога круглая, есть восемь длинных ног.)
- Какого он цвета? (Осьминог может быть разного цвета: серого, красного, зеленого. Когда он сердится или пугается, то меняет цвет).
Это рыба клоун. Они обычно питаются различными видами водорослей, которые проплывают по течению. Рыбки редко заплывают в поисках пиши далеко. (показ слайдов)
Это морская черепаха. У неё, как и у сухопутных черепах, тоже есть панцирь, но посмотри, вместо ног у неё ласты и черепашка отлично плавает! Морская черепаха не может прятать голову в панцирь. (показ слайдов)
В морских водах очень много ракушек. На берегу моря мы находим их пустыми, а в глубине вод в таких раковинах живет двустворчатый моллюск (у ракушки как бы две створки).На голове у улитки есть небольшие рожки, а на них есть глаза! Таких улиток называют брюхоногие, наверно из-за того, что на их брюшке есть одна нога. Они с помощью неё и двигаются. (показ слайдов)
Эта огромная рыба - акула. Она очень древнее животное. Акулы жили и в те времена, когда землю населяли динозавры. Многие акулы хищники, питаются рыбой и даже могут напасть на человека, поэтому опасны (показ слайдов)
В теплых водах живут необычные животные, которые очень похожи на растения – это кораллы. Кораллы бывают разных цветов и причудливых форм. Правда они очень красивы? (показ слайдов)
Эти существа – медузы. На ощупь они похожи на кисель и состоят, в основном, из воды! Чтобы двигаться, они набирают в себя воду и выплевывают её. Вода выбрасывается в одну сторону, а медуза при этом плывет в другую! А некоторые медузы могут больно ужалить человека! (показ слайдов)
Это тоже рыба, но без чешуи. Из-за своего сходства с конем её называют «Морской конек». (показ слайдов)
- Ребята, очень много разных животных мы встретили, пока путешествовали по «реке времени», но некоторые из них погибают.
- Как вы думаете, что влияет на исчезновение и гибель животных?
- Как человек наносит вред животному миру?
- Как вы думаете, мы можем сохранить животных, как мы можем о них заботиться?
- А вы знаете, что придумали ученые для защиты животного мира?
- А почему она так называется?
- А о ком и о чем еще написано в книге?
- Как вы думаете, если люди так и не научатся бережно относиться к природе, останутся животные на Земле.
- Ребята, вам интересно узнать, что лежит на столах? (показываю на панно "Река времени")
- Это «река времени», она длинная и меняет цвет.
- Как вы думаете, почему она меняет цвет?
- Вы хотите узнать, что за карточки у меня в руках?
- Хотите сами угадать, как я буду эти символы времени, располагать на нашей реке?
- А еще я принесла для вас картинки морских обитателей.
- Вы хотели бы сами этих животных расположить на «реке» так, чтобы каждое животное оказалось в своем времени?
- Может, вы разделитесь на 2 группы?
- Одна группа детей находит животных далекого прошлого – древнего мира, а вторая группа выбирает животных, которые живут в настоящем времени.
- Кто каких животных будет располагать на «реке времени»?
- Посмотрите ребята внимательно и скажите, какой путь проделали наши подводные обитатели.
- Вы заметили какие-нибудь изменения на «реке времени»?
- Как вы думаете, почему будущее время на нашей реке осталось без картинок с животными?
- Как вы думаете почему?
- Вы хотели бы забрать в свою группу «реку времени» и добавить еще картинки животных, которые найдете с воспитателем.
- Что для вас было самым интересным в нашем путешествии?
- Что вы нового узнали сегодня?
- Что для вас показалось трудным?
- Ребята, было бы здорово, если бы вы сами придумали животных будущего, нарисовали их, придумали им названия.
- Хотели бы вы, каждый для себя придумать животных подводного мира, как вы их себе представляете?
- Выберите необходимые вам средства и творите.
- А кто хочет рассказать о своем подводном жителе?
- Как вы думаете, что можно сделать с вашими рисунками?
- Вы не хотите взять их в группу и расположить их в будущем времени на наше «реке» с остальными ребятами вашей группы?
[/b]