Жаркова Галина
Подвижные казачьи игры как средство развития двигательной активности у детей через работу кружка «Игры казачат»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочешь узнать, что за народ живет в стране, взгляни на игры его детей.
Монгольская пословица
В народном эпосе, песнях, былинах, сказках воспевались героизм, мужество и отвага тех, кто не щадил ни сил, ни самой жизни, защищая родную землю. Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что оно формирует не просто гражданина, а гражданина-патриота, горячо любящего свою Родину, свой край, готового достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой.
Публикация «Подвижные казачьи игры как средство развития двигательной активности у детей через работу кружка „Игры казачат“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества.
Глубокое убеждение педагогического коллектива ДОУ в том, что если мы хотим возродить казачество на Дону, начинать надо соответствующие воспитание с самого юного возраста.
Нашему дошкольному образовательному учреждению присвоен статус «казачье». Ребята поступают в ДОУ в двухлетнем возрасте и сразу попадают в детскую «казачью семью», благодаря которой сразу начинают «впитывать» казачью культуру, обычаи и традиции своего народа.
Педагоги ДОУ разработали программу по приобщению детей к народной культуре казаков «Дончата», в рамках которой старших дошкольников приобщают к истокам казачьей культуры и быта, знакомят с изделиями народного творчества, с традиционными праздниками и фольклером. Одним из разделов данной программы является реализация проекта «Народные казачьи игры».
Формирование у детей нравственных чувств — таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств.
Для обогащения представлений детей об особенностях народных традиций, формирования физических способностей с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта организованна работа кружка «Игры казачат». Кружок «Игры казачат» имеет оздоровительную значимость, а также большое влияние оказывает на нервно-психическое развитие ребёнка, на формирование важных качеств личности. В казачьих подвижных играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций, создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств.
В наше время информационных технологий дети получают зачастую поток вредной информации, которая не воспитывает чувства патриотизма, а наоборот, отдаляет от культуры и традиций родного края. Как показала практика, дети не умеют играть в подвижные игры, организовывать их в самостоятельной деятельности, что замедляет процессы двигательной и эмоциональной активности.
Для определения проблемы, форм и методов работы в данном направлении были проведены анкетирование родителей и мониторинг знаний детей о казачьей культуре, традициях и играх. Результаты анкетирования родителей и мониторинга знаний детей выявили недостаточный уровень знания родителей и детей об играх, и не только традиционных, но и народных, казачьих.
По итогам анкетирования педагогами ДОУ был разработан и реализован план мероприятий по ознакомлению родителей с информацией о важности и необходимости совместных подвижных игр с детьми, их значении для укрепления здоровья детей и о взаимосвязи поколений в историческом, культурологическом и патриотическом направлении. С целью привлечения родителей к совместным играм с детьми педагоги проводят консультации для родителей «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем», «Казачьи подвижные игры», индивидуальные беседы с родителями.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического развития личности ребенка. Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
В нашем детском саду мы создаем все необходимые условия для всестороннего развития детей и укрепления их здоровья. У нас есть замечательный спортивный зал, оснащённый необходимым оборудованием спортивная площадка, в каждой группе созданы спортивные уголки, обеспечивающие двигательную реализацию детей в течение дня. Используется комплексный подход к оздоровительной работе вместе с другими направлениями воспитания в ДОУ.
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Занятия вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы : в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В казачьих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций.
Проект реализуется через полную интеграцию образовательных областей, согласно ФГОС ДОУ, с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и применением современных методик для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и достижения позитивного результата.
Педагоги ДОУ также активно участвуют в реализации проекта «Народные казачьи игры», что позволяет им повысить профессиональную компетентность в проектной деятельности; углубить знания о традициях и культуре родного края, увеличить объем игрового репертуара, укрепить связь с семьями детей.
Пример успешно адаптированного в ДОУ игрового репертуара для старших дошкольников:
Игра «Бой с булавами»
Описание игры : Соревнуются два игрока. Игроки становятся на длинную скамейку друг против друга, держа мягкие булавы в руках. Игроки на счет начинают сбивать соперника со скамьи булавами. Кто останется на скамье, тот и победил.
Игра «Перебери зерно»
Описание игры : Участвуют 4-5 казачек-девочек. На столе в чашках смешана фасоль горох. По команде, играющие отделяют зерна, кладут в пустую посуду. Кто быстрее переберет, тот и выиграл.
Игра «Нагайка»
Описание игры : Играющие встают в круг по 10-15 человек. И присаживаются на корточки. Водящий с нагайкой обходит сидящих, старается положить сзади игрока незаметно нагайку. Тот игрок, за которым находится нагайка, должен взять ее в руки догнать водящего, слегка ударить. Водящий должен успеть занять место игрока. Если не успел, выбывает из игры.
Игра «Утица»
Описание игры : Дети образуют круг. В кругу два водящих «утушка» и «селезень». Утка в кругу, селезень за кругом. Играющие, взявшись за руки идут и поют:
«Шла утица по бережку,
Шла серая по кругу.
Вела детей за собой.
Вдруг селезень налетал!
Утицу догонял!
Улетай утица скорей, - Дети поднимают руки, утица убегает в ворота, селезень
Да в воротца, не робей!» пытается ее догнать. Если догнал - ведущие меняются.
Игра «Длинная лоза»
Описание игры : мальчики строятся в две команды. Присаживаются на колени. По сигналу играющие наклоняются, голова внизу, руки на полу. Последний игрок по сигналу отталкивается, двумя руками о спины игроков, перепрыгивая по спинам, движется вперед и становится первым и так каждый игрок. Побеждает команда, которая заканчивает первой.
Игра «Наездники»
Описание игры : участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде надевают папаху, «садятся» на коня, и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.
Игра «Самый меткий»
Описание игры : Участники становятся в одну линейку, в руках нагайка. Перед каждым участником лежит обруч и 5-6 кеглей. По сигналу одним ударом необходимо сбить большее количество кеглей. Кто собьет все, тот и победил.
В ходе реализации проекта воспитанниками ДОУ достигнуты следующие результаты:
-познакомились с традициями и культурой казаков;
-научились отличать подвижные игры от других видов игр;
- познакомились с понятием народные и казачьи игры;
-научились самостоятельно организовывать игры, соблюдать их правила;
-научились преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями;
- научились принимать решение и действовать, чтобы достигнуть цели, что способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности;
-расширили и углубили свои представления об окружающей действительности практически используя свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике.
Подводя итоги, следует отметить, что активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Занятия вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы : в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В казачьих играх у детей развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций.
Когда есть положительные результаты, есть и позитивная тенденция к продолжению и усовершенствованию данного опыта работы.