Михайлова Валентина Дмитриевна
Подвижные игры в системе физического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы и учится жить по правилам. Игра – это упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни в обществе.
Какой ребенок не любит играть? Разве такие есть? Игра сопровождает ребенка от самого его рождения! Ошибочно полагать, что с грудничком не нужно играть. Дескать, он ничего не умеет и не понимает – что с ним, в принципе, можно делать? Но чем больше внимания мама будет уделять правильным играм, тем быстрее будет развиваться малыш. Конечно, на данном этапе не идет речь о подвижной игре с сюжетом и правилами. Достаточно взять в руки негромкую пищалку, музыкальную игрушку или погремушку и издавать звуки то с одной стороны головки, то с другой. Малыш начнет поворачивать голову туда, откуда идет звук. Или для деток чуть постарше игра «Проследи». С помощью яркого предмета мамам может так же учить ребенка поворачивать не только голову, но и переворачиваться на животик. Игра «Дотянись до погремушки», «Потрогай», «Ку-ку» или «Танцы» под детскую зажигательную музыку.
Публикация «Подвижные игры в системе физического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Все дети очень любят бегать, прыгать, скакать. Дети младшего дошкольного возраста подражают всему, что видят. И, как правило, в их играх, в основном отображение поведения взрослых или животных: «Зайки на лужайке», «Автомобили», «Воробушки», «Солнышко и дождик», «Через ручеек». Игра в этом возрасте присутствует везде. Они скачут зайками до своих кроваток, идут на носочках, как мышки, умываются, как котики.
Содержание игр и их характер меняется с каждым годом жизни ребенка. Начиная с 3-х лет, в играх уже отображаются явления окружающей жизни, дети выполняют различные роли (врач, строитель, парикмахер). Постепенно усложняется деятельность и повышается активность. Взрослые должны умело руководить играми детей, пользуясь различными воспитательными приемами : примером, показом, совместной игрой и т. д. При этом надо не забывать, что дети должны учиться играть самостоятельно. Не нужно задавливать инициативу в выборе игры, предметов для игры, а правильно подсказывать воспитанникам разное направление, усложнение и смену деятельности. Сюжетами для 3-4-х летних детей должно быть то, что им понятно и близко. В этом возрасте дошколят больше интересует процесс движений, а не результат.
Чем старше становятся дети, тем быстрее они осваивают новые движения и начинают понимать и выполнять несложные правила игры. Подвижные игры к 4,5 годам нужно усложнять и, соответственно, расширять тематику. В этом возрасте ребята уже могут без труда прыгать через небольшие препятствия. Перелезать через стойки, подлезать под веревкой, бегать парами и, учитывая эти моменты дети знакомятся с такими играми, как «Самолет», «Птички», «Добеги и не задень», «Гуси на лугу», «Кот и мыши».
Взрослеют дети и меняются игры. К 5,6 годам игры становятся еще более разнообразными. Но пока им легче играть, когда каждый отвечает за себя. Редкий ребенок готов играть в игры, где требуется коллективная ответственность, эти игры пока трудные для них. Взрослый в подвижных играх детей этой возрастной группы уже не нужен, как участник, а только как наблюдатель или корректировщик. «Замри», «Поймай зайцев», «Ловишки», «Хитрая лиса».
И вот перед нами старшие дошкольники. Совсем взрослые дети. Они сами могут не только выбрать игру, но и придумать новую, либо изменить правила. Они в состоянии выбрать ведущего и самостоятельно распределить роли. В играх ребят требуется быстрая реакция «Найди место», большое внимание «Разноцветная игра», выдержка «Сделай фигуру». Детей интересует не только сама игра, но и результаты: кто дальше прыгнул, кто быстрее прибежал, кто попал мячом в корзину и т. д. Дети этого возраста готовы к соревновательным играм, играм- эстафетам. Их увлекает разнообразие движений в одной игре: пробежать, перелезть, подбросить мяч, пройти по скамье. Занятия с использованием соревновательных игр и игр – эстафет способствует развитию положительных черт характера.
Так давайте сделаем вывод: игра является комплексным воздействием на организм ребенка: она может быть средством самопознания, отдыха, развлечения, средством физического и социального воспитания. Подвижные игры, при правильном подборе, оказывают благоприятное значение на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, формирование правильной осанки, повышают функциональную деятельность организма, активизируют обмен веществ и положительно влияют на нервную систему.