Галина Рабовол
Подвижные игры на прогулке как фактор развития двигательной активности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему
«Подвижные игры на прогулке, как фактор развития двигательной активности детей 3-4 лет»
Воспитатель: Рабовол Г. А.
г. Радужный, 2024
Развитие двигательной активности детей 3 – 4 лет в подвижных играх на открытом воздухе
Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего гармонического развития личности.
Темочки:
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Прогулка. Игры на прогулке
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Физкультура. Конспекты занятий по физкультуре
- Темочки
Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма
Как отмечает Л. И. Пензулаева, в дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.
Самым благоприятным временем для реализации потребностей детей в движениях является игровая деятельность детей на открытом воздухе. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если в ходе прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных подвижных игр. И поэтому развитие двигательной активности, а также её оптимизация, являются актуальными в настоящее время.
Во время проведения подвижных игр на открытом воздухе дети упражняются в бросании мяча вверх и вперед, совершенствуют имитационные движения животных и птиц, упражняются в ходьбе различного рода, координируя движения рук и ног, беге в разных направлениях, с увертыванием и т. д.
В процессе проведения комплекса подвижных игр используются различные потешки, считалки, стихи. В содержание комплекса подвижных игр на открытом воздухе для развития двигательной активности включаются действия с мячом, обручами, дугами, а также используются мягкие игрушки и маски животных и птиц.
В ходе подвижных игр интересными для малышей имитационные движения. Детям предлагается выполнить имитационные движения зайчика, особое внимание при этом уделяется выполнению подскоков. Содержание двигательной активности детей, благодаря разнообразному использованию физкультурного оборудования в процессе проведения подвижных игр на открытом воздухе обогащается. В процессе проведения подвижных игр на открытом воздухе, у детей увеличивается количество и интенсивность таких движений, как ходьба различных видов, бег, прыжки, бросание, лазание, ходьба по ограниченной площади, что свидетельствует о проявлении двигательной активности.
Развитие двигательной активности детей 3 – 4 лет в ДОУ более эффективно, если используется комплекс подвижных игр на открытом воздухе во время прогулки. Прогулка в свою очередь состоит из:
• Наблюдения
• Подвижных игр
• Индивидуальной работы
• Труд детей на участке
• Самостоятельная игровая деятельность
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущей образовательной деятельности или занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке :
в младших группах — 6 — 10 минут,
На вечерней прогулке :
в младших и средних группах — 10-15 минут,
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми:
для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих —бег в разные стороны, перешагивание через преграды.
Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.
Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога. Проведение подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста имеет свои особенности, которые необходимо учитывать педагогу.
Для реализации цели образовательного направления - обеспечить обучение движениям и двигательным действиям, для развития физических качеств, гарантирующих всестороннее и гармоничное развитие ребенка младшего дошкольного возраста - необходимо решение следующих задач:
1. Организовать (насколько это возможно) процесс обучения в естественных условиях.
2. Создавать условия для самостоятельного познания окружающей действительности в двигательной сфере с помощью собственных усилий в процессе решения двигательных задач.
3. Способствовать в процессе обучения двигательным действиям развитию эмоциональной сферы.
4. Обращать самое серьезное внимание на постановку частных задач при обучении отдельным двигательным действиям, формирование и совершенствование новых двигательных умений и навыков в прикладном, спортивном направлении.
Педагог регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня.
Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.
На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры. Но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.
Создание интереса к игре. На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей. Иногда это одно и то же. Например, интригующий вопрос к малышам: "Хотите быть лётчиками? Бегите на аэродром! Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: "Смотрите, дети, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть. ", или: "Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик. Ловите его!" Или: "Угадайте, кто прячется за моей спиной?" - говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.
Объяснение игры. Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.
Содержание объяснения зависит от возраста, подготовленности детей и вида игры. Для детей младшего возраста объяснение ведется поэтапно, т. е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, игра "Самолеты". Сидят на скамейке летчики, ждут команды, чтобы отправиться в полет. Вот приходит командир (воспитательница надевает фуражку): "Готовьтесь к полету!", или игра "Воробышки и кот": "Лежит на лавочке кот, греется на солнышке. Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку. А в это время воробышки расправили крылышки и полетели искать зернышки. ". Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты.
Руководство ходом игры. В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов. Педагогу необходимо следить за движениями младших дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Делать замечания надо в доброжелательной форме. То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, тем более, исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. В доброжелательных реакциях воспитателя особенно нуждаются ослабленные дети. Некоторых из них иногда, придумав удобный повод, нужно исключить из игры на некоторое время (например, помочь воспитателю - подержать второй конец веревочки, под которую подлезают "цыплятки").
Повторение и продолжительность игры для каждого возраста регламентирована программой, но воспитатель должен уметь оценивать и фактическое положение. Если дети во время бега покашливают, значит, они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.
Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. С детьми младшего возраста обязательно непосредственное участие педагога в игре, который чаще всего сам выполняет главную роль, в знакомых играх исполнение главной роли поручается детям.
Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Детей надо обязательно похвалить. Варьирование и усложнение подвижных игр. Подвижные игры - школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры.
Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
– увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);
– усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают);
– изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);
– провести игру в нестандартных условиях
Функция внимания у детей младшего возраста еще недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Организация детей требует от воспитателя большой находчивости, потому что их нужно еще учить играть, формировать интерес к подвижным играм. Поэтому руководитель, привлекая внимание детей, демонстративно играет мячом, сопровождая движение стихами: "Мой веселый звонкий мяч. ", или кружится, держась за руки с именинником или куклой и напевая песенку "Каравай"; или, подойдя к детям, таинственным голосом предлагает посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком, а начерченный на площадке домик, куда приглашает воспитательница, похож на настоящий - с крышей и трубой..
Сигналы в играх для детей дошкольного возраста лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива. Дети этого возраста очень ранимы, поэтому не рекомендуется выводить их из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо определить место для выбывших и удалять их очень ненадолго. К нарушениям в игре, несоблюдению правил руководитель должен относиться терпимо, помня, что это происходит в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей.
Для проведения большинства игр руководителю необходим яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь должен быть легким, удобным по объему, соответствовать физическим возможностям детей. Так, набивные мячи весом до 1 кг можно использовать лишь для перекатывания и передач, но не для бросков; а для игр лучше использовать волейбольные мячи. Распределять во время урока подвижные игры рекомендуется следующим образом. В подготовительной (или заключительной) части занятия можно включить игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствующие общему физическому развитию (например, игра "Кто подходил").
В основной части занятия, после выполнения основного движения, например бега, для развития быстроты и ловкости лучше проводить игры-перебежки ("Два Мороза", "Волки во рву", "Гуси-лебеди", в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть.
Подведение итога.
Так, после занятий по развитию речи, рисованию, лепке целесообразно провести игру с более активными действиями. Однако после занятий, потребовавших от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры.
Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки.
В режиме дня подвижные игры могут быть организованы как со всей группой, так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов. Так, если детей в группе много, а места в помещении или на площадке недостаточно, организуют игры по подгруппам. Игровые упражнения также проводятся чаще всего небольшими группами или с отдельными детьми.
Для обеспечения достаточной двигательной активности детей в режиме дня программа по физической культуре предусматривает определенную длительность не только физкультурных занятий, но и ежедневных подвижных игр на прогулках (как на утренней, так и на вечерней).
Для детей четвертого года жизни в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть 8–10 мин. В другие дни (без физкультурных занятий) следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 15–20 мин.
На участке же зимой следует уделить больше внимания созданию условий для самостоятельной двигательной деятельности детей. Для этого нужно расчистить достаточно просторную площадку – сделать постройки из снега (снежные валы, невысокие горки, воротики, лабиринты, а также обеспечить детей игрушками и пособиями, которые будут способствовать активизации их деятельности (вынести лопаты, санки для катания кукол, кукол в зимней одежде и т. п.). Все это будет способствовать активизации самостоятельной деятельности детей, обогащению их двигательного опыта, повышению их интереса к прогулке и более длительному пребыванию на свежем воздухе.
Список проводимых подвижных игр в группе младшего возраста
«Солнечные зайчики».Задачи: повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.
«Догони мяч». Задачи: побуждать действовать по сигналу, совершенствовать бег в сочетании с действиями, получать удовольствие от совместных действий.
«Собери шарики». Задачи: повышать двигательную активность; способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий.
«Догони меня». Задачи: совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве.
«Кот и мыши». Задачи: повышать двигательную активность; развивать имитационные движения; вызвать интерес и желание выполнять действия в соответствии с текстом.
«Лохматый пёс». Задачи: обогащать двигательный опыт; побуждать детей к выполнению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызывать чувство удовольствия от общения с взрослым и сверстниками, а также от выполнения движений.
«У медведя во бору». Задачи: закреплять действовать по сигналу воспитателя, совершенствовать бег в определенном направлении; закреплять умения ориентироваться в пространстве.
«Цыплятки и кошка». Задачи: совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий, учить детей бегу в определённом направлении.
«Солнышко и дождик». Задачи: продолжать развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал, учить выполнять действия по слову взрослого; поощрять самостоятельность, инициативу детей; вызывать чувство радости от совместных действий.
«Раздувайся пузырь». Задачи: побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; закреплять умение становиться в круг, постепенно расширяя его и сужая; развивать физическую активность.
«Поезд».Задачи: формировать умения двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми, побуждать к самостоятельным действиям.
«Мой весёлый звонкий мяч». Задачи: закреплять умения детей прыгать на двух ногах; внимательно слушать текст; вызыватьчувство радости от активных действий.
«Зайка беленький сидит». Задачи: совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.
«Птички в гнёздышках». Задачи: обогащать двигательный опыт; побуждать детей к выполнению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызывать чувство удовольствия от общения с взрослым и сверстниками, а также от выполнения движений.
«Гуси – гуси». Задачи: совершенствовать бег в сочетании с действиями рук; вызывать потребность к подражанию; получать удовольствие от совместных действий.
«Птички и автомобили». Задачи: совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по ограниченной поверхности; развивать внимание, умение реагировать на сигнал; побуждать к активному взаимодействию со сверстниками.
«Карусели». Задачи: развивать равновесие, учить согласовывать свои действия со словами текста, с движениями друг с другом и ритмом текста; развивать внимание; вызывать положительные эмоции.
«Подарки». Задачи: воспитывать дружеские, доброжелательные отношения; учить имитировать движения, характерные для определённой игрушки; развивать воображение.
Литература:
1. Осокина, Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст] / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина. - М. : Просвещение. – 1983.
2. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр / Э. Я. Степаненкова. – М. : Мозайка-Синтез. – 2009.
3. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет. / М. :Владос,2001
4. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] / М. А. Рунова. - М. : Мозайка-Синтез. - 2009. - 256 с.
5. Рунова, М. А. Движение день за днем. Двигательная активность - источник здоровья детей [Текст] / М. А. Рунова. - М. : Линка - Пресс. - 2007. - 102 с