Юлия Шибилкина
Подвижные игры как способ погружения в русскую национальную культуру
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
В концепции дошкольного воспитания важным аспектом является - приобретение основ личностной культуры, соответствующих общечеловеческим духовным ценностям.
Наша страна многонациональна. В рамках поликультурного детства, мы знакомимся с разными народностями нашей страны, их бытом, традициями. Важно отметить, что рассказы о народных традициях не достигнут цели, если не найдут продолжения в свободной деятельности, играх. Игра — естественный спутник жизни ребёнка, который даёт возможность ребёнку самому «прожить» то, о чём он узнал в процессе непосредственно- образовательной деятельности.
Публикация «Подвижные игры как способ погружения в русскую национальную культуру» размещена в разделах
Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка, здесь проявляются различные качества, например, доброта, взаимовыручка. Народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Слайд 3
Целью проведения народных подвижных игр является приобщение детей к национальной культуре, а задачами:
Формирование таких качеств личности, как сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Развитие двигательной активность, координации, ловкости. Воспитание интереса к культуре народов родной страны.
Слайд4
Народная игра учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Играя с детьми в игры разных народностей, мы отметили сходство некоторых из них. Правила игры схожи, но могут отличаться, к примеру, попевки, количество играющих, атрибуты. возраста.
5 слайд
русской народной игре "Уголки" каждая перебежка сопровождается попевкой. При последнем слове играющие меняются местами, а водящий стремится занять освободившийся во время перебежки уголок. Даная игра имеет сходство с Башкирской подвижной игрой «Юрта (Тирмэ)»
В игре участвует пять детей. В четырёх углах стоит по стулу (юрта). Взявшись за руки, все идут по кругу и поют:
Мы, веселые ребята, Соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, И помчимся на лужок.
По окончанию слов дети расцепляют руки и бегут в «юрты». Можно не использовать стулья, а очертить место юрты на земле, так как делали мы.
6 слайд
В некоторых подвижных играх текст отвлекает внимание ловящего. Например, русские народные «Горелки» и «Удмурские Горелки». Разница в том, что в удмурских горелках водящий стоит лицом к играющим, смотрит так же вверх и держит в руке платок, тот кто его схватит становится водящим, в русских народных горелках водящий стоит спиной и должен осалить одного игрока.
7 слайд
Так же схожи Русская народная игра «Мышеловки» и Бурятская народная игра «Нитка, иголка и узелок»
В игре «Мышеловка» есть попевка, количество игроков поровну (мыши и мышеловки, дети произвольно закрывают мышеловку, а пойманная мышка выходит из игры
В Бурятской народной игре «Нитка, иголка и узелок» нет попевки, через «воротца» проходят три игрока (нитка, иголка, узелок, если кого-то из тройки поймали, то они все считаются проигравшими
8 слайд
Атрибуты для народных подвижных игр могут быть различны: маски, ленточки, платочки, лапти, канат и так далее. Для проведения большинства игр они не требуются вовсе, можно использовать то, что есть под рукой.
9 слайд
Также можно изготовить атрибуты самим, например, мы изготавливали лапти. Работа кропотливая, к сожалению, не сфотографировали процесс создания.
10 слайд Игра Лапти
Водящий стоит в центре, во круг него дети стоят спиной, и после слов перекидывают через голову лапоть, затем поворачиваются и пытаются поднять свой, ведущий ловит их.
11,12 слайды
Большинство игр не требует специально оборудованного места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» на площадке.
13 слайд
Подводя итог можно сказать, что народные подвижные игры можно распределить на группы:
1. Народные игры, отражающие отношение человека к природе (Серый волк, У медведя во бору, гуси-лебеди и т. д.
2. Игры, отражающие быт и повседневные занятия (лапти, юрта и т. д)
3. Игры на смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию (горелки, жмурки, и т. д.)
4. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью (перетяни за черту, меткие ребята, и т. д)
В процессе подготовке к игре обогащается словарный запас детей, знания о предметах быта, обычаях и традициях, а также культурный опыт детей.
Благодаря знакомству с народными подвижными играми, мы сохраняем национальные традиции, передаём их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей. У детей появляется прекрасная возможность, играя, приобщиться к здоровому образу жизни, прикоснуться к особенностям жизни, истории, обычаям русского народа, познать радость общения со сверстниками и взрослыми.
Слайд 14. Спасибо за внимание!