Анастасия Батулова
Подвижные игры для детей от 3 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры для детей 3-5 лет.
1. «Мой веселый звонкий мяч»
Инвентарь: мяч среднего диаметра по количеству игроков.
Цель игры : закреплять бросок мяча вперед.
Игроки строятся в шеренгу на одной стороне площадки с мячом в руках. Дети хором произносят текст и в такт словам слегка сгибают ноги в коленях:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь,
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой!
Публикация «Подвижные игры для детей от 3 до 7 лет» размещена в разделах
С последними словами дети бросают мяч вперед и бегут за ним. Догнав мяч, поднимают его вверх.
!Мяч бросать двумя руками из-за головы, нельзя бросать мяч раньше времени, отмечаются игроки, которые бросили мяч дальше.
2. «Лягушки и цапля»
Инвентарь: гимнастическая скамейка.
Цель игры : укреплять мышцы ног.
Игроки – «лягушки» стоят на возвышении на одной стороне площадки, водящий – «цапля» стоит в гнезде на другой стороне площадки на одной ноге. По команде «Лягушки – на болото!» лягушки спрыгивают с возвышения, прыгают по «болоту» в приседе и «квакают». По команде «Цапля!» лягушки убегают в домик, а цапля их догоняет и пятнает.
!Спрыгивать, мягко приземляясь с носков на пятки.
3. «Пингвины и медведь»
Инвентарь: набивные мешочки по количеству игроков.
Цель игры : укреплять мышцы ног.
Игроки – «пингвины» находятся в «домике» на одной стороне площадки, водящий – «медведь» находится на противоположной стороне.
По команде «Пингвины, пошли гулять!» дети прыгают по площадке, удерживая мешочек коленями. По команде «Медведь!» берут мешочки в руки и убегают в домик. Медведь догоняет и пятнает пингвинов.
!Можно прыгать с мешочков в руках.
4. «Птенчики и орел»
Инвентарь: разноцветные кольца по количеству игроков.
Цель игры : улучшать пространственную и зрительную ориентацию.
Игроки – «птенчики» свободно расположены на площадке в «гнездах» - кольцах, водящий – «орел» находится в стороне от игроков. По команде «Птенчики, полетели гулять!» птенчики вылетают из своих домиков, бегают по площадке, «машут крыльями». По команде «Орел!» прячутся в свои гнезда, а орел старается их догнать и запятнать.
!Во время бега не наступать на гнезда, прятаться только в свое гнездо.
5. «Котята и щенки»
Инвентарь: гимнастическая скамейка.
Цель игры : закреплять лазание по гимнастической лестнице.
Участвуют 2 подгруппы игроков – «котята» и «щенята». Котята залезают «на дерево» - на гимнастическую лестницу, щенята садятся в «будку» - за гимнастическую скамейку на противоположной стороне площадки лицом к котятам. По команде «Котята, побежали гулять!» котята слезают с лестницы и бегают по площадке. В это время щенята притворяются спящими. По команде «Щенята!» котята убегают домик, а щенята перешагивают через скамейку, передвигаются в упоре на коленям за котятами и «гавкают». Игра повторяется 2 раза, затем подгруппы меняются ролями.
!Щенята котят не пятнают, а только пугают.
6. «Лесные звери»
Инвентарь: 10-12 кеглей.
Цель игры : совершенствовать координационные способности и ловкость.
На площадке в свободном порядке расставлены кегли – «деревья». Игроки – «звери» бегают по «лесу» врассыпную, обегают деревья и стараются их не задеть. По окончании игры отмечаются дети, которые не сбили кегли.
!Беговые упражнения чередуются с ходьбой.
7. «Пчелки»
Инвентарь: 4-5 обручей большого диаметра.
Цель игры : улучшать точность ориентировки в пространстве.
На площадке в свободном порядке расположены обруч – «ульи». Игроки – «пчелки» занимают ульи по 4-5 человек. По команде «Пчелки, полетели за медом!» дети разбегаются по площадке врассыпную, имитируя руками взмахи «крыльев». По команде «В ульи!» бегут в свои домики. Игра повторяется 3-4 раза, отмечаются пчелки, которые собрались в своем домике быстрее других.
!Пчелки летают подальше от своих домиков.
8. «Вертолеты»
Инвентарь: разноцветные кольца по количеству игроков, 2 ленточки длиной 30-40 см на каждого игрока.
Цель игры : закреплять бег врассыпную, развивать внимание и быстроту.
На площадке в свободном порядке лежат кольца – «аэродромы». Дети – «вертолеты» с лентами в руках занимают любой аэродром. По команде «Вертолеты, заводим моторы!» игроки в приседе делают вращательные движения руками над головой, имитируя движения пропеллера. По команде «Полетели!» бегают по залу врассыпную, разведя руки в стороны. По команде «На посадку!» «приземляются» на свои аэродромы. Игра повторяется 3-4 раза, отмечаются самые внимательные вертолеты.
!Не сталкиваться, приземляться на свои аэродромы.
9. «Найди свою пару»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры : воспитывать внимательность и организованность.
Игроки на площадке строятся парами лицом друг к другу. По команде «Разбежались!» дети бегают по площадке врассыпную, а по команде «Найди свою пару!» находят свою пару и берутся за руки.
! Отмечаются пары, которые быстро нашли друг друга.
10. «Отгадай, чей голосок»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры : повышать активность слухового анализатора.
Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали,
Ты загадку отгадай,
Голосок чей угадай.
Педагог выбирает одного из игроков, который произносит любое слово, стараясь сделать так, чтобы его голос не узнал водящий. Водящий открывает глаза и угадывает имя того, кто подал голос. Если водящий не узнал голос, то подавший его выбирается водящий.
!Можно произносить не только слова, но и имитировать звуки животных
Подвижные игры для детей 4-6 лет.
1. «Мотоциклисты»
Инвентарь: мячи среднего диаметра по количеству детей, 3 флажка.
Цель игры : закреплять ведение мяча одной или двумя руками.
Игроки - «мотоциклисты» ведут мяч по площадке в разных направлениях, отбивая его об пол одной или двумя руками. Педагог – «регулировщик» стоит в центре площадки и держит в руках 3 флажка (зеленого, красного и желтого цвета). Когда регулировщик поднимает желтый флажок, то мотоциклисты отбивают мяч об пол на месте, когда красный – останавливаются с мячом в руках, зеленый флажок – продолжают движение. Мотоциклисты, которые нарушили правила, временно выбывают из игры.
!Если дети не владеют ведением мяча, то можно отбивать мяч об пол руками и ловить на месте и в движении.
2. «Охота на зайцев»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры : воспитывать быстроту и ловкость.
На противоположных сторонах площадки проводятся 2 черты, за чертой – 2 «леса», между ними – «охотничья поляна». Игроки – «зайчата» находятся в одном лесу, а водящий – «охотничий пес» на поляне. По сигналу зайчата перебегают через поляну из одного леса в другой, а пес старается их догнать и запятнать. Пойманные игроки не выбывают из игры.
!Псу нельзя выбегать за границы охотничьей поляны.
3. «Поймай комара»
Инвентарь: гимнастическая палка или прут.
Цель игры : совершенствовать скоростно-силовые способности.
Игроки – «лягушки» строятся в круг, в центре круга педагог, который держит в руках гимнастическую палку или прут с привязанным к нему «комаром» из бумаги. Педагог вращает комара выше голов детей, а дети подпрыгивают, стараясь коснуться его двумя руками. Отмечаются самые ловкие игроки.
! Лягушки подпрыгивают только тогда, когда комар пролетает над головой; отталкиваться следует двумя ногами.
4. «Горячее место»
Инвентарь: по 2-3 ленты на ребенка.
Цель игры : воспитывать быстроту и ловкость.
На одной стороне площадки – игровое поле с игроками, на противоположной стороне параллельными линиями обозначено «горячее место», в центре площадки находится водящий. По сигналу игрокам нужно перебежать с игрового поля в горячее место, взять одну ленту и в6ернуться обратно. Водящий старается запятнать бегущих детей. Пойманные игроки временно выбывают из игры. По сигналу игра останавливается, у оставшихся игроков считают ленты. Отмечаются дети, у которых оказалось больше лент.
! Перебегать с игрового поля в горячее место только по команде; водящему нельзя пересекать границы игрового поля и горячего места; игрокам брать сразу несколько лент.
5. «Ловишка с мячом»
Инвентарь: мяч среднего диаметра.
Цель игры : воспитывать быстроту и ловкость.
Игроки строятся в круг, водящий – «ловишка» находится в центре круга с мячом в руках. Ловишка выполняет бросок мяча, стоящему напротив игроку, называя его по имени. Игрок ловит мяч и перебрасывает его ловишке. После 3-4 передач ловишка подбрасывает мяч вверх, дети разбегаются по площадке, а водящий догоняет и пятнает игроков, бросая в них мяч. Игроки, которых запятнали, временно выбывают из игры. По сигналу игра останавливается, подсчитываются запятнанные игроки, выбирается новый ведущий.
! Пятнать игроков аккуратно – бросать мяч в спину или в ноги.
6. «Совушка»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры : формировать творческое воображение.
Игроки (жучки, паучки, пчелки, мышки, бабочки) находятся на площадке, водящий – «совушка» сидит в гнезде. Со словами «День наступает – все оживает!» игроки передвигаются по площадке, выполняя имитационные действия. Со словами «Ночь наступает – все замирает!» дети останавливаются и замирают в неподвижной позе. Совушка выходит на охоту и забирает с собой тех игроков, которые пошевелились.
! Совушке нельзя долго наблюдать за одним и тем же игроком.
7. «Линеечка»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры : воспитывать самоорганизацию.
Игроки строятся в 2-3 шеренги по периметру площадки. По команде расходятся или разбегаются в разных направлениях, а по звуковому сигналу выполняют построение в шеренгу на своем месте. Отмечается команда, которая быстрее и ровнее построилась.
!Строиться только в своей команде, очередность в шеренге значения не имеет.
8. «Рыбаки и рыбки»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры : формировать согласованность двигательных действий.
Игроки – «рыбки» находятся на площадке. Пара игроков – водящие, образуют «сеть» (берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бегают по площадке, а рыбаки догоняют рыбок и соединяют вокруг них руки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвется или пока не будут пойманы все игроки.
!Нельзя тянуть сеть в разные стороны.
9. «Мы – веселые ребята»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры : воспитывать быстроту и ловкость.
Игроки находятся на одной стороне площадки, водящий стоит в центре площадки лицом к игрокам. Дети хором говорят:
Мы – веселые ребята,
Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три – беги!
С последними словами игроки перебегают на противоположную сторону площадки, а водящий старается их запятнать.
!После двух перебежек выбирается новый водящий.
10. «Выше ноги от земли»
Инвентарь: 1 флажок.
Цель игры : воспитывать быстроту и ловкость.
Игроки бегают по площадке в разных направлениях. Педагог дает в руки одному из детей флажок – это водящий. Водящий поднимает флажок вверх и бегает вместе со всеми. По команде «Лови!» дети убегают и «прячутся» на любой возвышении (гимнастической стенке, скамейке, турнике). Игроков, не успевших «спрятаться», водящий пятнает флажком.
!Игроки, которых запятнали, остаются в игре. Отмечаются водящие, которые запятнали большее количество игроков.
11. «Хитрая лиса»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры : воспитывать быстроту и ловкость.
Игроки строятся в круг в центре площадки. По команде дети закрывают глаза, а педагог выбирает водящего – «хитрую лису», касаясь плеча одного из игроков. Хитрая лиса молчит и ничем себя не выдает. Дети открывают глаза и хором три раза спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?». Хитрая лиса прыгает в центре круга и говорит: «Я тут!». Дети разбегаются, а хитрая лиса старается их догнать и запятнать. Игра повторяется 3-4 раза. В конце каждой игры подсчитывают пойманных игроков и выбирают нового водящего.
!Пойманные игроки временно выбывают из игры.
Подвижные игры для детей 5-7 лет.
1. «Коршун и наседка»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры : улучшать быстроту реакции, формировать согласованность двигательных действий.
Дети строятся в колонну по одному в сцеплении, положив руки на пояс впередистоящим игрокам. Первый игрок в колонне – «наседка», водящий – «коршун», располагается напротив игроков и старается запятнать позади наседки одного из «цыплят». Наседка не пропускает его, перемещаясь из стороны в сторону, не задерживая коршуна руками. Коршун выигрывает, если в течение установленного времени (30-40 с) ему удастся запятнать игрока или если разорвется цепочка. Игра повторяется с новыми водящими.
!Играют 8-10 человек, игроков можно разделить на 2-3 команды.
2. «Караси и щука»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры : воспитывать внимание и сообразительность.
Участвуют 2 группы. Одна группа строится в круг – это «камешки», другая – «караси», которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» находится в стороне от игроков. По команде «Щука!» водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться карасей, щука пятнает. Пойманные караси временно выбывают из игры. Игра повторяется с участием другой щуки. По окончании игры отмечается лучший водящий.
!Карасям нельзя трогать камешки руками.
3. «Гуси – лебеди»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры : воспитывать ловкость и быстроту.
Выбирают детей на роль «волка» и «пастуха», остальные игроки – «гуси». На одной стороне площадки (в «доме») находятся гуси, на противоположной стороне – «пастух». Сбоку «логово волка», остальное место – «луг». Пастух зовет гусей на луг.
Пастух: Гуси, гуси!
Гуси: Га! Га! Га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да! Да! Да!
Пастух: Так летите!
Гуси: Нам нельзя! Серый волк под горой не пускает нас домой!
Пастух: Так летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси перебегают через луг домой, а волк выбежав из логова, старается их догнать и запятнать.
!Пойманные гуси остаются в игре, а пастух и волк – другие дети.
4. «Третий лишний»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры : воспитывать целеустремленность и активность.
Игроки строятся лицом в круг парами друг за другом. Водящие – «пятнашка» и «третий лишний» - находятся за кругом на расстоянии 2-3 шагов друг от друга. По сигналу третий лишний начинает убегать от пятнашки и останавливается впереди любой пары. Последний игрок в паре становится третьим лишним и убегает от пятнашки. Пойманные игроки занимают место в кругу и выбираются новые водящие.
!Если пятнашка не может поймать третьего лишнего, то игра останавливается и выбираются новые водящие.
5. «Охотники и обезьяны»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры : закреплять лазание по гимнастической лестнице, формировать творческие способности.
Участвуют 2 команды. Одна команда – «обезьяны», ее игроки залезают на гимнастическую лестницу. Участники второй команды – «охотники» расположены на противоположной стороне площадки. Между охотниками и обезьянами проведена разделительная линия. Задача охотников – заманить обезьян в ловушку. Они придумывают движение, подходят к разделительной линии, показывают это движение обезьянам и уходят на свою территорию. Обезьяны слезают с лестницы, подходят к линии и повторяют движение. По команде «Лови!» обезьяны убегают и залезают на лестницу, а охотники стараются их догнать и запятнать. Игра повторяется 3-4 раза, затем игроки меняются ролями.
!По окончании каждой игры подсчитывается количество пойманных обезьян, которые остаются в игре.
6. «Между двух огней»
Инвентарь: 3-4 мяча среднего диаметра.
Цель игры : формировать точность двигательных действий.
Участвуют 2 команды, одна из команд делится на 2 группы, каждая из которых становится на противоположные стороны площадки, остальные игроки расположены между ними. Одна группа получает 3-4 мяча. По сигналу игроки прокатывают по полу мячи с одной стороны площадки на другую, а игроки в центре стараются увернуться от мячей. Дети, которых коснулся мяч, продолжают играть, а команде засчитывается штрафное очко. Затем игроки меняются ролями. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.
!Мячи нужно катать по полу, а не бросать.
7. «Плетень»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры : воспитывать самоорганизацию.
Игроки двух команд строятся в 2 шеренги на противоположных сторонах площадки и образуют «плетень» (согнув руки скрестно перед грудью, держат за разноименные руки соседей справа и слева). По сигналу дети опускают руки и разбегаются по залу в разных направлениях, а по команде «Плетень» строятся на своих местах, образуя плетень. Отмечается команда, которая быстрее построится.
!Очередность игроков в шеренге можно не соблюдать.
8. «Щука в реке»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры : воспитывать взаимопомощь и товарищество.
Площадка двумя линиями делится на 3 равные части. По бокам – «реки», в центре – «протока». Игроки – «караси» находятся в реках, а водящий – «щука» - в протоке. По команде «Караси, в реку!» караси перебегают из одной реки в другую, а щука старается, не выходя за границы протоки, их запятнать. Пойманные караси остаются в протоке. Они берутся за руки и образуют круг – безопасное место для других карасей, куда щука не может зайти. Теперь, пробегая через протоку, карасям можно забежать в круг и выбежать из него в другую реку. Игра продолжается, пока не останется 3-4 карася. Из их числа выбирается новый водящий.
!Щуке нельзя выходить за границы протоки.
9. «Пограничники и парашютисты»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры : воспитывать самостоятельность и самоорганизацию.
Участвуют 2 команды – «пограничники» и «парашютисты». Парашютисты бегают по площадке в разных направлениях, а пограничники, взявшись за руки, образуют цепь. Задача пограничников – поймать парашютистов, сомкнув вокруг них цепь. За каждого пойманного парашютиста пограничники получают одно очко. Пойманные парашютисты остаются в игре. По сигналу команды меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
!Парашютистам нельзя тянуть цепь в разные стороны. Им нужно договариваться и двигаться в определенном направлении; если разорвалась цепь – игра останавливается.
10. «Мячик кверху»
Инвентарь: мяч.
Цель игры : воспитывать быстроту, тренировать меткость.
Игроки строятся в круг, водящий находится в центре круга с мячом в руках. Со словами «Мяч кверху!» водящий подбрасывает мяч вверх, а дети в это время разбегаются подальше от него. Водящий ловит мяч и кричит «Стой!». Дети останавливаются, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в ноги ближайшего игрока. В случае меткого попадания он остается водящим на еще одну игру. В случае промаха игра повторяется с новым водящим.
!Если кто-то из игроков двигается после команды «Стой!», то он должен сделать 3 шага в сторону водящего.