Ксения Тен
Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка.
Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка» размещена в разделах
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развитие мышления, ловкости, смекалки, морально-волевых качеств. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка : в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Подвижные игры способствуют воспитанию таких физических качеств как: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость. Что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Игры, как и физические качества, бывают разными. По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные.
Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями, ведущими к достижению цели. Сюжет может быть образный («Воробышки и кот», «Медведь и пчелы», «Кот и мыши») и условный («Ловишки», «Перебежки»). Сюжетные подвижные игры отражают в уловной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенок творчески воплощается в игровые образы, изображая автомобиль, кошку, воробышка и т. д.
В бессюжетных играх («Найди себе пару») все дети выполняют одинаковые движения.
По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего – скоростных («Мяч водящему», «Кто быстрее»).
Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям («Пузырь»).
Важная роль отводится играм с мячом. Играя ребенок, выполняет различные манипуляции с мячом: подбрасывает, отбивает, перебрасывает, целится, соединяет движения с хлопками или поворотами. Эти игры развивают глазомер, координацию движений.
По динамическим характеристикам различают игры:
• малой подвижности;
• средней подвижности;
• большой подвижности.
Важную роль имеет объяснение правил игры. Содержание объяснения зависит от возраста, подготовленности детей и вида игры. Правила носят организующий характер: они определяют ход игры, взаимоотношения участников игры, последовательность выполнения действий и показывают, как должны вести себя все дети во время игры.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей (это школа движений, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Игра - естественный спутник жизни ребенка, - заложенный самой природой в развивающемся организме ребенка, - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию.