Махруткина Оксана
Консультация «Подъязычная уздечка, что это такое? Нужно ли ее подрезать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством.
Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка?
У разных людей подъязычная связка (уздечка) может быть разной длины. Попросите ребенка поднять язык вверх к твердому небу. При нормальной длине подъязычной уздечки ребенок свободно поднимает язык к твердому небу. При короткой подъязычной уздечке ребенок не может вытянуть язык вперед и поднять язык вверх к твердому небу. Когда ребенок будет тянуть язык вверх, вы увидите: как подъязычная связка, ограничивая подъем языка, натягивается, резче обозначается, рельефнее выступает под языком, становится тоньше.
Публикация «Консультация „Подъязычная уздечка, что это такое? Нужно ли ее подрезать?“» размещена в разделах
Можно также попросить ребенка поднять язык за верхние резцы и держать рот открытым. Расстояние между передними резцами составляет расстояние 2 пальчиков ребенка поставленных параллельно губам друг над другом.
Другой причиной того, что ребенок не может поднять язык вверх, является то, что мышцы языка у ребенка не достаточно сильные и малоподвижные. Тогда вы увидите, как он не справляется именно мышцами, тогда язык дрожит, отклоняется в сторону, дергается, опускается вниз.
В норме: в 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть не менее 8мм. Средняя длина уздечки 1,5 см.
Чем это грозит?
Короткая подъязычная уздечка:
1. Может вызывать затруднение движения языка, т. к. не дает ему возможности высоко подниматься. В этом случае страдают так называемые "верхние звуки", т. е. нарушается произношение таких звуков, как Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь;
2. Может приводить к смещению центра языка, его несимметричному развитию и малой подвижности, что препятствует формированию правильной артикуляционной позы некоторых звуков;
3. Может быть и причиной нарушения звукопроизношения;
4. В некоторых случаях, может провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти, т. е. могут отклоняться зубы и оголяться шейки зубов. Есть риск развития пародонтита и гингивита. Поэтому нужна консультация ортодонта.
Что делать?
1. Оперативное вмешательство
2. Растяжение подъязычной уздечки
Даже если уздечка несколько укорочена (равна 8 мм, то лучше ее растягивать, чем оперировать, так как эта процедура в некоторой степени болезненна и неприятна для малыша!
Веские показания к подрезанию подъязычной уздечки:
1. Короткую уздечку языка лучше подрезать в раннем возрасте до года.
Показание к проведению операции, если ребенок при кормлении:
• ребенок плохо сосет грудь из-за того, что укороченная уздечка мешает плотно обхватить сосок матери;
• запрокидывает голову;
• при сосании чмокает и плачет.
2. В более старшем возрасте показанием является, когда из-за укороченной уздечки у ребенка смещается зубной ряд и формируется неправильный прикус.
3. Трудности произношения звуков, только в отдельных случаях требует оперативного вмешательства.
В 90% случаев при нарушении 1-4 звуков короткая уздечка языка легко растягивается при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики.
Предлагаю Вашему вниманию ряд упражнений, позволяющих растянуть укороченную подъязычную связку (уздечку). Данные упражнения необходимо выполнять ежедневно по 3-5 раз в день по 10-15 минут и обязательно контролировать правильность их выполнения перед зеркалом. При выполнении упражнений рекомендую использовать стихотворное сопровождение, что вызовет эмоциональный отклик у ребенка.
Упражнение «Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
Упражнение «Грибок»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.
Упражнение «Барабан»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д – Д - Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д — д — д — д!»
Упражнение «Гармошка»
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.
Упражнение «Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.
Упражнение «Котенок»
На блюдечко положить немного сгущёнки, сметаны, варенья, и слизывать её язычком как котёнок. Можно лизать язычком мороженое.
Мы налили в миску
Молоко для киски.
Кошечка лакает –
Язычок мелькает.
Упражнение «Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз
Я все выше поднимаюсь, А потом — вниз.
Упражнение «Футбол»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.
Поиграть тебе охота?
Загоняем мяч в ворота.
Правила выполнения упражнений.
· При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
· Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
· Следует иметь в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.
Как избежать в раннем возрасте операционного вмешательства.
Чтобы язычок малыша работал активнее с младенческого возраста, старайтесь соблюдать несколько правил.
-Как можно раньше переводить ребенка на жесткую пищу. Конечно, не каждая мамочка может пройти мимо привлекательных баночек с овощными, фруктовыми и мясными пюре. Но если малыш «зубастый» постепенно отучайте его от такой пищи.
Не будет нагрузки на жевательные мышцы - возникнут проблемы с разборчивостью речи.
Во время чистки зубов не забывайте про язык. Это полезно не только сточки зрения гигиены: очищая язык мягкой щеткой, вы проводите массаж и стимулируете активность мышц. Приучайте ребенка активнее работать языком: выталкивать из-за щек изюминки, конфетки, орешки и т. п.
Язык - самая сильная мышца нашего организма. И чтобы он качественно работал, необходимо приложить несколько усилий.
Иногда уздечку подсекают в первые месяцы жизни – именно подсекают, не прибегая к операции. И показанию к такому вмешательству только одно: ребенок плохо набирает вес, поскольку ему сложно сосать из-за того, что язык ограничен в движении.
Если все - таки пришлось, прибегнуть к операционному вмешательству заживление идет быстрее, если выполнение артикуляционных упражнений начинается до оперативного вмешательства, поскольку связка становится более эластичной