Людмила Куцева
Консультация «Подготовка ребёнка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Мнения о том, стоит ли готовить ребенка к школе, и как это делать, до сих пор расходятся. Сердобольные бабушки готовы ночи напролет учить малыша читать, чтобы не переплачивать за «специальные курсы», родители же хватаются за голову, пытаясь определить, действительно ли полезны подготовительные программы и, самое главное, что они сами, как родители, могут сделать для своего ребенка, чтобы тот успешно адаптировался в школе. Однако, при правильной организации процесса, подготовка к школе может стать очень увлекательным занятием – и для вас, и для будущего первоклассника.
Публикация «Консультация „Подготовка ребёнка к школе“» размещена в разделах
Одни учителя первоклашек жалуются на то, что некоторые «переподготовленные» дети и уже все умеют, и в школе на первых порах им просто нечего делать. Другие отмечают, что малыш без труда воспроизводит английские слова, но при этом не может связно рассказать, о чем он только что прочитал по-русски. Третьи восхищаются почти гениальными детьми – только вот эти дети то пеналы теряют, то туалет в школе не могут найти, и испытывают трудности в общении со своими сверстниками.
Так какой же должна быть подготовка в школе? Что могут сделать родители, чтобы новый этап в жизни ребенка прошел безболезненно и успешно?
Для начало давайте разберём зачем готовить ребенка к школе.
Многим родителям подготовка к школе кажется модным веянием, особенно если их самих не водили ни на какие курсы, но это не помешало успешно учиться в начальной школе.
Но за прошедшие годы многое поменялось. Например, выросли требования к первоклассникам: неподготовленного ребенка в любом случае примут в школу, но ему будет сложнее, чем другим. Помимо того, что ему придется осваивать базу знаний, навыков и умений, нужно будет привыкнуть к новому распорядку дня, научиться воспринимать команды учителя и выполнять инструкции, запоминать большой объем информации, объяснять свои решения. Это мешает усвоить программу и не прибавляет уверенности в себе.
Работающим мамам и папам заниматься с детьми самостоятельно, как правило, некогда — в остаток дня надо успеть хоть немного пообщаться друг с другом и отдохнуть. Да и не все родители знают, как подать материал. От этого дети часто отвлекаются, капризничают и вообще не воспринимают родных как педагогов.
В результате многие выбирают кружки по подготовке к школе. При грамотном подходе на развивающих занятиях дошкольник учится слушать и слышать взрослого, работать в группе и четко отвечать на вопросы, привыкает к дисциплине, созревает интеллектуально, эмоционально и психологически для нового этапа в жизни.
В каком возрасте начать подготовку к школе
Для подготовки к школе нужен минимум год. За это время дети усвоят «правила игры» : есть главный взрослый, есть задания, есть паузы. У них появится представление об учебной дисциплине. Они научатся концентрации, социализируются, вырастут интеллектуально. Педагог успеет заметить, что следует подтянуть.
Но лучше начать подготовку лет с четырех, чтобы успеть получить все те знания и навыки, которые нужны первокласснику. В частности, педагог поможет поставить руку. Часто дети приходят с очень слабыми мышцами руки: дома они не рисуют совсем или раскрашивают фломастерами, что вредит — при таком раскрашивании не надо прилагать усилий. На занятиях дети научатся правильно держать карандаш, им не придется переучиваться.
Итак, что должен знать и уметь ребенок уже перед школой?
Он должен называть:
- ФИО (собственные и родителей, свой домашний адрес и телефон, город, страну;
- Самые распространенные растения, животные;
- Дни недели, времена года (и их последовательности, количество месяцев в году;
- Цвета, виды спорта и популярные профессии;
- Имена известных писателей, поэтов;
- Основные правила дорожного движения;
- Праздники.
Он должен понимать разницу между:
- «право» и «лево»;
- улицей, городом и страной;
- фруктами, ягодами, овощами,
- деревьями и кустарниками;
- зверями, птицами, рыбами,
- насекомыми, дикими и домашними животными;
- буквами и звуками, гласными и согласными (глухими и звонкими).
Он должен уметь:
- Решать простые задачки (в том числе на логику, отгадывать загадки;
- Восстанавливать последовательность, выделять общие признаки у предметов и видеть отличия;
- Описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть стихотворение и небольшой отрывок из 5-6 предложений;
- Считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
- Читать небольшие предложения (до 5 слов) и понимать прочитанное;
Определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп», «нога»;
- Обращаться с ножницами, вырезать по контуру, вырезать геометрические фигуры;
- Управляться с ручкой и карандашом, проводить четкие линии без линейки, штриховать, закрашивать, не выходя за контур.
То есть на данном этапе у ребенка уже должен быть определенный уровень мышления, памяти, внимания. Кроме того, ему необходимо научиться строить отношения и общаться – с учителем и другими ребятами, быть вежливым и признавать авторитет взрослых, уметь выполнять задания, в каких-то вопросах уже быть самостоятельным, учиться организованности. Всему этому можно научиться как дома, так и на специальных подготовительных курсах.