Марина Алексеева
Поддержка детской инициативы с использованием дидактических материалов
▼ Скачать + Заказать документы
Поддержка детской инициативы с использованием дидактических материалов как основа развития интересов и способностей ребенка-дошкольника
СЛАЙД 1
«В любом человеке могут расцвести
сотни неожиданных талантов и способностей,
если ему просто предоставить
для этого возможность»
Дорис Мэй Лессинг
СЛАЙД 2
Публикация «Поддержка детской инициативы с использованием дидактических материалов» размещена в разделах
Все вы знаете о том, что основная задача ФГОС ДО это- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, возможностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Не менее важной задачей является развитие детской инициативы.
В чем проявляется инициатива ребенка-дошкольника?
В детских вопросах и познавательной активности,
в определенной смелости и желании творить,
в разнообразии личных интересов и самостоятельном выборе.
Очень важно поддерживать, направлять и поощрять инициативность и самостоятельность ребенка, как основополагающие компоненты развития личности.
Детская инициатива чаще проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам: СЛАЙД 3
Самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
Музыкальные и игры импровизации;
Игры, направленные на развитие речи;
Самостоятельная деятельность в книжном уголке;
Самостоятельная и изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
Самостоятельные опыты и эксперименты и др.
Поэтому в нашей группе созданы условия: организованны центры детской деятельности : физического развития, учебно-познавательный, природно-экспериментальный, строительно-конструктивных игр, сюжетно-ролевых игр, театрально-музыкальный, центр детской литературы. СЛАЙД 4 (с центрами). Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие. Наша цель - способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе непринужденного обучения.
И каждый из этих центров помогает нам в воспитании инициативной, любознательной и творческой личности. Дети самостоятельно выбирают игрушки и материалы для игр, договариваются о сюжете и правилах, создают группы по интересам.
Мы в своей работе стараемся:
1. Слышать и видеть каждого ребенка, понять и принять его интересы, возможности и способности.
2. Создавать условия для развития любознательности, познавательной активности и интересов детей.
3. Уделять внимание поддержке доброжелательного психологического климата, а также не критиковать ребенка и его работы, не сравнивать с другими детьми, отмечать малейшие успехи ребенка, а еще привлекаем каждого к оцениванию своей работы и работы сверстника.
4. Поощрять желание детей заняться творческой деятельностью.
5. Создаем ситуацию успеха для каждого ребенка: выставки, конкурсы, проекты.
Так в нашей группе прошли конкурсы: «Чудесные превращения», «Мы в ответе за тех, кого приручили». Родители вместе с детьми самостоятельно подбирали материалы, придумывали сюжет своих творческих работ, составляли рассказы. СЛАЙД 5
Развитие в дошкольном возрасте — это совместное движение педагога и ребёнка. Наша задача заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребёнка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития. Для этого особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах. Переходной формой от игры к учебной деятельности является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Использование игры в процессе помогает нам более быстрому и безболезненному преодолению психического барьера, возникающего при поступлении ребенка в школу. Дидактическая игра является средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В ней дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, мы имеем возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем игры питают интерес детей, развивают любознательность, потребность и осознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, в процессе игры формируется умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, мы создаем условия для развития предпосылок делать что-то, узнавать, искать, прилагать усилия, находить и быть инициативными. СЛАЙД 6 (девочки играют). В процессе дидактической игры мы стараемся решать такие задачи: (обратите внимание на слайд). СЛАЙД 7
– обогащение чувственно-эмоционального опыта путем освоения детьми системных знаний;
– развитие мышления ребенка в плане осознания себя и своего места в мире природы и людей;
– развитие общей культуры ребенка, включающей языковую культуру, культуру общения в разных условиях.
Мы соблюдаем определенные условия проведения дидактических игр.
До начала игры планируем эту деятельность, ставим образовательные, обучающие и воспитательные задачи.
Во время всего процесса игры мы остаемся ее руководителем. Мы начинаем игру, понятно объясняем правила, следим за развертыванием сюжета и подводим итог.
Мы принимаем активное участие: эмоционально реагируем на моменты игры, при необходимости помогаем детям.
Учитываем индивидуальные особенности детей, изменяя ход или правила игры, если это нужно. Контролируем сменяемость игровых ролей после окончания каждого цикла игры. Работая с детьми, которые поступили в нашу группу в этом году мы проанализировали их потенциальные возможности, индивидуальные особенности их и пришли к выводу, что на данном этапе нам необходимо как можно больше использовать дидактических игр в разных видах деятельности. Так как в конечном итоге необходимо подойти к той модели выпускника, которую рекомендует нам ФГОС ДО, а именно: СЛАЙД 8
Проводя дидактические игры, решая дидактические задачи, мы используем такие методы и приемы: СЛАЙДЫ 9
1. Предоставляем детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливаем их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи.
2. При затруднениях побуждаем ребенка к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, оказываем минимальную помощь: совет, наводящие вопросы, ссылаясь на имеющийся у ребенка опыт.
3. Поддерживаем детскую инициативу и творчество, показываем детям рост их достижений, вызываем у них чувство радости и гордости от успешных, самостоятельных действий.
4. Способствуем освоению детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от взрослого, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Для этого создаем разные опорные схемы, наглядные модели.
5. Особое внимание уделяем книге как источнику новых знаний, показываем детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В трудных случаях специально обращаемся к книгам, вместе с детьми находим решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и побуждает в них стремление к овладению чтением.
6. Используем технологию проектной деятельности. Детская проектная деятельность как технология, построенная на инициативе, способствует развитию познавательных интересов и способностей ребенка-дошкольника.
7. Поддерживаем радостное ощущение возрастающей умелости через похвалу, чувство гордости за свой труд и удовлетворение от собственных результатов, поощряем желание ребенка создавать что-либо по собственному замыслу.
СЛАЙД 10
Мы знаем, что в дошкольной педагогике все дидактические игры делятся на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами: для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т. д.
Настольно-печатные игры – это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. При этом для детей среднего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда или посуда. Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения.
Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Поэтому в младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитее речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.
Посильную помощь начинают оказывать наши партнеры-родители. Мама Миши предоставила нам лэпбуки для организации персональной выставки, где можно увидеть различные дидактические материал. СЛАЙД 11
Мы считаем, что поддерживая детскую инициативу, познавая и понимая, как развивается, растет, мыслит и чувствует ребенок-дошкольник, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить интересы и способности, все те прекрасные возможности, которые даны ему природой. СЛАЙД 12
В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».