Морозова Светлана
Подбор экологических игр для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.
Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.
Темочки:
Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.
«Кто где живёт»
Дидактическая задача.
Группировка растений по их строению (деревья, кустарники).
Игровое действие.
Убежать от лисы.
Правила.
Искать дом после сигнала.
Оборудование.
Маски: лисы, зайцев, белок.
Ход игры.
Воспитатель: «Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то – лисой. Белочки ищут растения, НА которых могут укрыться, а зайчики, ПОД которыми могут спрятаться».
В ходе игры уточняется, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся под кустами. Выбирают лису (маска, остальные – белки и зайцы. По сигналу «Опасность – лиса!», белки бегут к деревьям, зайцы – к кустам. Кто неправильно выполнил задание, лиса ловит.
«Путешествие»
Вариант 1.
Дидактическая задача.
Найти дорогу по названиям знакомых растений.
Правила.
Направление рукой не показывать, ориентиры называть словом.
Ход игры.
Игра проводится в парке, лесу. Один или два ребёнка ведущие. Им даётся задание, подобрать новое место для прогулок, наметить к нему путь и выбрать заметные ориентиры (крупные деревья, кустарники). Затем ведущие должны объяснить детям дорогу, назвать 2-3 знакомых дерева или кустарника.
Пример: «Надо дойти до очень большой ели, от неё повернуть направо, оттуда идти к двум большим берёзами т. д.», там будет полянка для прогулок.
Вариант 2.
Игру проводят также, только дорогу к поляне найти самую короткую, объяснить её детям.
Вариант 3.
Содержательная задача.
Знать внешний вид и названия некоторых деревьев, кустарников, их характерные отличительные признаки.
Дидактическая задача.
Описать внешний вид растений и найти их по описанию.
Правила.
Описывать растения – ориентиры, не говоря, как они называются.
Ход игры.
Один ребёнок ведущий, он намечает маршрут прогулки и объясняет, куда все пойдут и как найти дорогу. Ведущий выбирает ориентиры: 3 – 4 знакомых растения, описывает их, не называя, объясняет, где и когда надо свернуть. Все ищут дорогу по названным ориентирам.
Можно выбрать двух ведущих, провести два путешествия и определить, кто выбрал лучшее место для прогулки.
«Найти дерево по семенам»
Дидактическая задача.
Найти целое по частям.
Игровое действие.
Бег к определённому предмету.
Правила.
Бежать к тому дереву, от которого семена можно только по сигналу.
Оборудование.
Семена и плоды деревьев и кустарников, которые сохраняются зимой (липа, клён, ясень, рябина).
Ход игры.
Игра проводится зимой. Воспитатель раздаёт семена и просит всех свободно перемещаться по поляне. По сигналу каждый бежит к тому растению, семена которого у него в руке.
Чтобы дети не путали семена ясеня и клёна, рассмотреть их: летучки у ясеня отдельные «лопатки», а у клёна семена скреплены попарно.
Рассмотреть окраску и строение ветвей, величину, поверхность коры, окраску почек.
«Где спрятано растение»
Вариант 1.
Дидактическая задача.
Запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.
Игровое действие.
Поиск изменений в расположении растений.
Правила.
Смотреть, что убирает воспитатель нельзя.
Оборудование.
Для первой игры – 4-5 растений, в дальнейшем до 7 – 8.
Ход игры.
Растения на столе. Воспитатель просит запомнить, как стоят растения, их расположение, затем закрыть глаза.
Воспитатель меняет растения. Воспитатель: «Скажите, что изменилось? Какие растения переставлены? Покажите где они стояли раньше?»
Вариант 2.
Одно растение можно убрать, а остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение.
«Что в корзинку мы берем».
Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
«Вершки – корешки».
Дид. задача: учить детей составлять целое из частей.
Материалы: два обруча, картинки овощей.
Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д.
Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «Раз, два, три – свою пару найди!», нужно найти свою пару.
Игра с мячом «Воздух, земля, вода».
Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
«Природа и человек»
Дид. задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Распределение плодов по цвету
Предложить детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста, ярко-красный (помидор) и т. д.
Распределение плодов по форме и вкусу
Предложить детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даё т детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»