Галина Старцева
Пластилиновая живопись в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Пластилиновая живопись в детском саду :
картины из пластилина на картоне.
Пластилин – один из самых доступных и недорогих материалов, широко применяемый в работе с детьми. С пластилином легко и интересно работать. Он пластичный, яркий, и на изготовление красивой живописной работы уходит не так много времени. За одно – два занятия можно по желанию закончить картину, оформить ее в рамку, повесить на стену или подарить кому-нибудь.
Публикация «Пластилиновая живопись в детском саду» размещена в разделах
Картины из пластилина бывают полуобъемные и плоские. Для детей детсадовского возраста начинать лучше с плоских картин. Освоив эту технику, можно перейти к полуобъемным картинам.
Работа с пластилином развивает у ребенка моторику рук, остроту зрения, усидчивость, аккуратность, умение подобрать нужный цвет, воспитывает старание, внимательность.
Пластилиновой живописью с удовольствием занимаются дети среднего и старшего дошкольного возраста. Разумеется, эта работа проводится под руководством воспитателя.
Можно научить детей дошкольного возраста писать картины на картоне. Вначале нужно научить рисовать контуром из пластилина. Для этого следует взять книжки-раскраски для дошкольного возраста, выбрать понравившийся контурный рисунок. Работа, которая будет предложена детям, доступна и для младших, и для средних групп.
Для работы необходимы:
цветной или белый картон;
яркий пластилин, лучше восковой;
забавные контурные рисунки, красивые пейзажи;
дощечка 25x25 см;
клеенка, стека или тупой нож;
Расположите все необходимое на рабочем столе. Выберите рисунок.
Этапы работы
Перенесите рисунок на картон. Это можно сделать двумя способами:
- через копировальную бумагу;
- переведите рисунок на кальку, кальку с рисунком положите на картон и, сильно надавливая ручкой, обведите рисунок. На картоне останется продавленный контур. Обведите его простым карандашом.
Обсудите с детьми, каким цветом вы будете работать над рисунком. Этот момент очень важен в работе с детьми, т. к. приучает их думать, принимать решения и мотивирует их. Рисунок на картоне можно раскрасить фломастером, а потом края отделать жгутиком из пластилина.
Отрежьте пластилин толщиной 0,5 см и разомните его в руках; на доске для лепки или в руках скатайте жгутик нужной толщины и длины. Можно накатать несколько жгутиков, а потом выложить их по контуру рисунка. Слегка придавите жгутики, чтобы закрепить пластилин на картоне. Так у детей вырабатываются навыки усидчивости, точности, аккуратности.
Когда контур рисунка выложен, можно пофантазировать и добавить дополнительные детали, чтобы получилась сюжетная картина. Эти детали и предметы могут быть контурными (солнышко, елочка, одуванчик, куст и др.).
Когда дети освоят контурную отделку предметного рисунка, задание можно усложнить. Для этого также на картон перенесите рисунок (квадрат, яблоко, посуда, треугольник, колобок и т. д.). (Можно использовать трафарет.) Затем отщипните немного пластилина и большим и указательным пальцами скатайте колбаску. Закрепите ее на рисунке и начинайте растягивать до краев, равномерно, не вылезая за линию.
Пластилин следует растягивать ровным слоем, чтобы не было бугров. Когда поверхность будет полностью покрыта пластилином, сделайте уже знакомые жгутики, окантуйте рисунок по контуру.
Когда дети научатся аккуратно растягивать пластилин, можно переходить к пейзажам (красивые закаты и восходы солнца, море). Можно провести беседу о красоте и гармонии в природе. Предложите детям назвать цвета и оттенки, которые они видят на предложенных пейзажах, и скопировать (написать) похожий пейзаж пластилином. Пусть дети сами подберут цвета пластилина. Уместно научить детей смешивать цвета, образуя разные оттенки. Эта работа очень увлекательная для детей. Можно даже посвятить целое занятие теме «Цвет и его оттенки». Это элемент эстетического восприятия гармонии мира. Работу над пейзажем лучше проводить в старших группах.
При работе над пейзажем картон нужно разделить на 3 части: 1/3, 2/3 – верхняя часть – небо (оно может занимать 1/3 или 2/3 картины, в зависимости от замысла пейзажа). Небо, море, горы следует схематично набросать карандашом (это делает воспитатель). Красивые пейзажные картины можно найти в больших цветных календарях.
Пусть дети попробуют поработать, подражая оригиналу в цвете, растягивая пластилин, изображая переходящие оттенки. Это получится не сразу.
Для работы над пейзажем можно взять тему «Времена года» и изобразить ее в цветном пластилине. Картины из пластилина могут быть плоскими, полуобъемными или объемными (с элементами аппликации, т. е. часть картины выполнена пластилином врастяжку, часть подрисована, а часть – с приклеенной объемной фигурой, с цветком или с другим предметом.
Дети должны учиться пользоваться разными приемами и подручными материалами. Это развивает восприятие многомерности мира и разнообразия материалов. Можно использовать лоскуты, сеточки, обрезки кожи, меха, пряжу, пуговицы, палочки, трубочки и т. д. – все, что окружает нас в повседневной жизни. Не нужно ограничивать инициативу ребенка, пусть творит. Можно корректно посоветовать или подсказать что-то, но не навязывать. Творцы рождаются в деятельности, а не в ограничении полета мысли и желания. Давая из занятия в занятие постепенно усложненные задания, показывая опыт других детей, разбирая ошибки и объясняя их причины, вы воспитываете активную, свободную, творческую личность.