Калашникова Лариса
Планирование прогулок на ноябрь в подготовительной группе
Прогулка 1
«Наблюдение за тополем»
Цель: формировать представление об осеннем тополе.
Под окошком вырос тополь вековой,
Летом он зеленой шелестит листвой.
По городу гуляя, встретишь его пух —
Над улицей несутся сотни белых мух.
С. Васильева
Воспитатель задает детям вопросы.
Где тополя чаще всего растут?
Какое это дерево?
Какие еще растут деревья в городе?
А для чего они вообще нужны в городе?
Когда облетают с тополей последние листья?
Какого цвета тополиные листья?
Почему осенью листья с деревьев опадают? (Чтобы дерево зимой не теряло много влаги.)
Исследовательская деятельность: рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.
Что мы увидели? (еле заметные почки)
Что это значит? (деревья не погибли, они только сбросили ненужные листья)
Индивидуальная работа: Развитие движений Упражнять в отбивании мяча одной рукой
Д/И «Назови «соседей» числа»
Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10
Подвижные игры: «Горелки», «Огородники»
Цель: упражнять в беге по сигналу воспитателя.
Труд: Убрать игрушки после игры
Цель: прививать трудолюбие
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 2
«Наблюдение за воробьем осенью»
Цели: продолжать закрепление знаний о воробье; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени; активизировать внимание и память.
Воробушек горько плачет,
Серый, маленький, как мячик. Плачет жалобно.
И тихо: — Где ты, мама воробьиха? Я не ел полдня,
Кто покормит меня?
Чик-чирик, чик-чивяк, — Мне бы хоть один червяк. Воробьиха прилетела,
Рядом с ним на ветку села:
— Тише, птенчик, дурачок, Принесла я червячок.
Воробушек чик-чирик,
Бросил плакать в тот же миг. Клювом-носом покрутил,
В миг обед свой проглотил:
—Ой, как вкусно, только мало! Принеси еще мне, мама.
Беседа о воробье
Как выглядит воробей? Где живут воробьи? Чем питаются воробьи осенью?
Индивидуальная работа: «Не сбей флажок».
Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.
Д/И «Найди отличия».
Цель: развитие внимания
Трудовая деятельность: Подмести дорожки.
Цель: формировать умение наводить порядок на участке
Подвижная игра «Горелки»
Цель: учить детей бегать в парах на скорость
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 3
«Наблюдение за многообразием формы и цвета листьев»
Цели: продолжать знакомить детей с многообразием растительного мира; учить различать растения по внешнему виду; воспитывать любовь к природе, желание узнать ее лучше.
Обратить внимание детей на растительный мир, на разнообразие и его красоту. Предложить собрать опавшие листья и сравнить их по размеру, окраске, форме, расположению прожилок.
Приметы: поздний листопад – к суровой, продолжительной зиме; лист хоть и пожелтел, но опадает слабо – морозы наступят не скоро.
Поговорки и пословицы: «Старые деревья молодые охраняют».
Загадки:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется?
(Осень.)
Индивидуальная работа: Прокатывать мяч между предметами
Цель: развитие движений
Д/И «Кто какого роста»
Цель: установление отношений между величинами
Подвижная игра «Быстро возьми»
Цель: учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.
Труд: Вместе с детьми навести порядок на своем участке.
Цель: Учить работать слаженно, доводить начатое дело до конца.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 4
«Наблюдение за одеждой людей»
Цель: Обратить внимание на одежду людей. Почему люди так одеты. Уточнить название и назначение предметов одежды.
Беседа.
Какое время года?
Какая погода осенью?
Расскажите, какую одежду мы носим осенью и почему?
Какая есть одежда? (осенняя, зимняя, летняя)
Почему осенью тебе нужны резиновые сапоги?
Если дождик - мы не тужим, бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять - нам под вешалкой стоять.
(Резиновые сапоги)
Сижу верхом, не ведая на ком.
(Шапка)
Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода.
(Шарф).
Разошлись мальчики в темные чуланчики,
Каждый пальчик - в свой чуланчик.
(Перчатки)
Индивидуальная работа: по рзвитию движений упр «Поймай мяч»
Цель: развивать внимание, ловкость, зрительно - двигательную координацию.
Подвижная игра: «Угадай чей голосок», «Быстро возьми»
Цель: развивать ловкость, умение выполнять движения по сигналу. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Труд: Предложить детям собрать игрушки в корзину.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 5
«Наблюдение за дождевыми червями»
Цель: продолжать знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Загадка:
Он носит поясок, хотя без рук, без ног.
В земле живет.
Когда ползет, рыхлит ее и удобряет,
Так плодородье повышает.
(Дождевой червь)
Предложить после дождя найти дождевого червя, понаблюдать за ним.
Дополнить знания о нем: дождевые черви питаются отмершими частями растений. Они заглатывают их вместе с почвой, извлекают из них необходимые для своей жизни вещества, а затем выводят из кишечника обогащенную слизистыми выделениями непереваренную массу вместе с почвенными частицами. Дождевые черви рыхлят и перемешивают землю, способствуя проникновению в нее теплого воздуха и влаги.
Индивидуальная работа: Упражнять в ходьбе приставным шагом вправо и влево
Учить правильно составлять рассказ «Осень».
Подвижная игра «Удочка».
Цель: упражнять в прыжках на месте
Труд: собрать мусор на участке
Цель: приучать следить за порядком
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 6
«Наблюдение за растениями в цветнике».
Цель: Предложить детям найти знакомые, вспомнить какими они были летом, рассказать, что изменилось, рассмотреть семена цветов. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями: сезон - растительность - труд людей.
Подвижная игра «Эстафета парами».
Цель: Упражнять детей в беге парами, учить согласовывать собственные действия с партнером. Развивать внимание, ловкость, координацию движений.
Индивидуальная работа: Упражнение с мячом: бросить вверх и поймать двумя руками (10раз)
Д/И «Помоги найти».
Цель: Учить детей описывать внешний вид своих товарищей (цвет волос, глаз, рост, предметы одежды, развивать наблюдательность, активизировать речь детей.
Трудовая деятельность: Сбор игрушек.
Цель: воспитывать стремление к труду
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 7
«Наблюдение за собакой»
Цели: учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона; воспитывать интерес к жизни животных, любовь, стремление помогать в трудных условиях.
В нашем доме знают взрослые и дети
То, что я теперь счастливей всех на свете:
У меня, на зависть всем собаководам,
Есть собака удивительной породы.
Воспитатель задает детям вопросы.
Как называется жилище собаки?
Какое любимое лакомство собаки?
Как выглядит собака? Какие породы собак вы знаете?
Почему некоторых собак называют «бездомными»?
Счастливая жизнь собаки во многом зависит от ее владельца. Собаки питаются разнообразной пищей. Они могут полакомиться плодами, крупами, молоком, творогом, но больше всего любят вареное мясо.
Однажды я встретил бездомную кошку.
— Как ваши дела?
— Ничего, понемножку.
— Я слышал, что вы тяжело заболели?
— Болела.
— Так значит, лежали в постели?
— Бездомной, мне некуда ставить постель.
— Как странно, — я думал, —
«Что в мире огромном нет места Собакам и кошкам бездомным».
А. Дмитриев
Есть такие люди, которые выбрасывают животных на улицу. Жизнь животных становится мучительной. У них нет хорошей еды, тепла, ласки, им приходится жить в подвалах и на улице, они заболевают и умирают. Это результат человеческого бездушия. И поэтому я хочу обратиться ко всем: не выбрасывайте домашних животных!
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: совершенствовать приемы метания предметов в горизонтальную цель; развивать глазомер, координацию движений, ловкость; формировать позитивное отношение к физическим упражнениям
Д/И «Как зовут детей?»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.
Трудовая деятельность: Собрать листья на участке
Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.
Подвижные игры: «Мы — веселые ребята», «Затейники».
Цель: учить четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 8
«Наблюдение за сезонными изменениями»
Цели: формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи); закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
Не жаркие, не летние,
Встают из-за реки
Осенние, последние,
Теплые деньки.
А. Исаковской
Попробуйте отгадать загадку.
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней.)
Воспитатель предлагает детям придумать загадки о поздней осени.
Индивидуальная работа: Упражнение на развитие равновесия.
Цель: учить вбегать на горку и сбегать с нее.
Дидактическая игра «Вспомни разные слова».
Цели: продолжать учить вслушиваться в звучание слов; упражнять детей в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.
Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.
Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.
Подвижные игры: «Ловишка», «Бездомный заяц».
Цели: упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга;воспитывать ловкость и выносливость.
Д/И «Летает – не летает».
Цель: развивать слуховое внимание.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 9
«Наблюдение за работой дворника»
Цели: расширять представления детей о работе дворника, подчеркивая значимость труда для всех; рассмотреть орудия труда, рассказать об их целевом назначении;
Для чего нужна и как важна профессия «дворник»
-В чем заключается работа дворника в осеннее время года?
-Какие орудия труда и для чего использует в своей работе дворник?
- Как мы можем помочь дворнику?
Встает дворник на заре,
Крыльцо чистит на дворе.
Дворник мусор уберет
И дорожки разметет
Трудовая деятельность: «Поможем дворнику»: уборка участка от веток, камней, сухих листьев
Цель: воспитывать уважение к труду дворника
Индивидуальная работа: Развитие движений. Бег в сочетании с другими движениями (ведение мяча, со скакалкой, прыжками
Д/И «Назови сутки»
Цель: Закреплять представления о частях суток
Подвижная группа «Совушка»
Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 10
«Наблюдение за водой»
Цель: формировать представления об агрегатном состоянии воды в осенний период.
Какие свойства воды вам знакомы?
Есть ли форма у воды?
Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже?
Что станет с водой, если ее вынести на мороз?
Вода прозрачная. Сквозь нее видны предметы. Вода жидкая. У нее нет своей формы, он принимает форму предмета, в который ее наливают. На ровной поверхности вода растекается лужей. Вода бесцветная, безвкусная, без запаха. Чистая вода — прозрачная, мутная и грязная — не прозрачная. Только грязная вода пахнет плохо. Вода замерзает тогда, когда температура воздуха становится ниже О °С.
Индивидуальная работа: Выполнение упражнений на сохранение равновесия.
Цель: воспитывать выносливость.
Д/И «12 месяцев»
Цель: закрепить понятие о месяцах
Трудовая деятельность: Уборка участка детского сада.
Цели: закреплять навыки работы с лопатами, носилками; учить рационально организовывать свой труд, работать в коллективе дружно.
Подвижные игры: «Пас», «Холодно — горячо».
Цели: упражнять в ударе по мячу внутренней частью подъема ноги; добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 11
«Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями»
Цель: формировать знания о деревьях (что у них общего и в чем отличия). Ход наблюдения
Какие деревья растут на нашем участке? (Береза, осина, сосна, ель, лиственница и др.)
А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.)
Чем лиственные деревья отличаются от хвойных?
Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.)
Какие условия необходимы для роста деревьев?
Какую пользу приносят хвойные и лиственные деревья в народном хозяйстве и медицине?
Д/И «Профессии».
Цель: Развивать воображение, логическое мышление,
Индивидуальная работа: Прыжки в длину с места.
Цели: упражнять в прыжках, отталкиваясь двумя ногами; совершенствовать координацию движений.
Трудовая деятельность: Уборка на участке.
Цель: учить трудиться сообща, распределять между собой обязанности.
Подвижные игры: «Перебежки», «Догони пару».
Цель: упражнять в беге через препятствия.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 12
«Наблюдение за насекомыми».
Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы.
Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т. д., некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход.
Загадки:
Не птичка, а с крыльями.
(Бабочка)
Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов.
(Муравейник)
Голос тонок, нос долог,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
(Комар)
Вокруг носа вьется,
А в руки не дается. (Муха)
Д/И «Что умеют делать насекомые»?
Цель: развивать фантазию, умение выражать свои мысли, активизировать глаголы в речи детей.
Индивидуальная работа: Продолжительный бег в медленном темпе.
Цель: развивать ловкость, выносливость, вырабатывать правильное дыхание.
Д/И «Узнай по описанию»
Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию
Подвижная игра «Быстро возьми»
Цель: учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.
Труд: Собрать песок в песочницу
Цель: прививать трудолюбие
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 13
«Наблюдение Ветер»
Цель: Формирование интереса у детей наблюдать за изменениями силы ветра. Обогащение словаря: ветер, ветерок, ветрище.
- Есть ли сегодня ветер?
Как вы узнали, что сегодня ветер?
Не увидишь меня глазом, я способен на проказы,
На бегу, срываю шляпы, ёлок раскачаю лапы.
Унести белье с веревки хватит у меня сноровки.
Пролистать могу газету, громко шелестеть при этом…
Вот в лесу любой заметит, лес шумит, гуляет …
(ветер)
Что делает ветер? Слабый или сильный? Почему вы так решили?
Ветрено, ветрено вся земля проветрена.
Ветер листья с веток разогнал по свету:
Липовый, берёзовый жёлтый лист и розовый
Красный, разноцветный старый лист, газетный.
Солнечно, ветрено, ветрено, ветрено!
Если сильный ветер, как можно назвать такую погоду?
Что ещё делает ветер? Для кого ветряная погода – хорошо?
А кому ветер – плохо?
Д/И: «Какой ветер?»
Цель: научить подбирать относительные прилагательные.
Подвижные игры: «Гуси-лебеди»
Цели: учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя; развивать ловкость.
Индивидуальная работа: Упражнения в беге: пробежки со средней скоростью (2-3 раза, в чередовании с ходьбой.
Д/И «Составить узор» - из опавших листьев на асфальте.
Цель: развитие мелкой моторики.
Труд: Приведение в порядок клумб на участке, сбор семян. Цель: развитие трудолюбия, интереса помогать взрослым
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 14
«Наблюдение за пешеходом»
Цель: закреплять знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.
Должен помнить пешеход:
Есть сигналы светофора —
Подчиняйся им без спора!
Желтый свет — предупреждение:
Жди сигнала для движения.
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут!
Красный свет нам говорит:
— Стой! Опасно! Путь закрыт!
На улице будьте внимательны, дети,
Твердо запомните правила эти!
Воспитатель приводит детей на пешеходную часть дороги, проводит беседу.
Где положено ходить пешеходам? (По тротуарам.) Придерживаться надо правой стороны, чтобы не спотыкаться, не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. По улице надо идти спокойным шагом. Переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора и по пешеходному переходу.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.
Д/И «Посчитай»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Трудовая деятельность: Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев.
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
Подвижные игры: «Стая», «Светофор».
Цели: развивать ловкость; закреплять знания о значении светофора.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 15
«Наблюдение за небом и осадками».
Цель: продолжать формировать представления о сезонных изменениях; познакомить с таким явлением, как изморозь, предложить сравнить с уже знакомыми явлениями (снегопад, дождь, туман) выявить черты сходства и различия; помочь сделать вывод о зависимости между температурой воздуха и характером осадков.
Поздняя осень – предзимье. Небо серое, темное. Чаще идут дожди со снегом. Дуют снеговые ветры (дать понятие «снеговей»).
Стихотворение Г. Ладонщикова «Поздняя осень»
У берега несмело
Ложится тонкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
Развивающее упражнение «Видеть природу, слышать природу»
Цели: учить слышать и различать звуки природы (шум дождя, гул ветра, голоса птиц, скрип снега при ходьбе и т. д., а также видеть картины природы (цвет неба, снегопад). Показать значение зрительного и слухового анализаторов для жизни человека.
Индивидуальная работа: Прыжок вверх на двух ногах на месте с поворотом кругом
Д / У «Части суток»
Цель: совершенствовать представления о частях суток и их последовательности
Подвижная игра : «Ветер».
Цели: закреплять представления о связях в природе; учить слушать команды воспитателя.
Труд: Уборка участка детского сада от опавших листьев.
Цели: учить создавать радостное настроение от выполненной работы;
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 16
«Наблюдение за вертолетом»
Цели: закреплять знания о воздушном транспорте; формировать интерес к профессии пилота.
Загадать детям загадку,
Без разгона ввысь взлетит —
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Наш российский.
(вертолет).
Как выглядит вертолет? (Большой, с большим винтом наверху.)
Чем вертолет похож на стрекозу? (Внешним видом.)
Какие бывают вертолеты? (Санитарно-спасателъные, военные, грузовые.)
Какаяпрофессияучеловека, управляющего вертолетом? (Пилот.)
Какие еще виды транспорта вы знаете? (Наземный, водный, подводный.)
В чем различия между вертолетом и самолетом? (У самолета скорость больше, чем у вертолета; вертолет может зависать в воздухе, а самолет нет; для взлета самолету нужна взлетная полоса, а вертолет может подняться с места.)
Д/И «Кто больше знает»
Цель: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность
Индивидуальная работа: «Перейти речку».
Цель: упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком.
Д/И «Угадай, какой по счету листик»
Цель: закрепить навык порядкового счета.
Трудовая деятельность: Уборка участка.
Цель: закреплять умения работать сообща.
Подвижные игры: «Самолеты», «Жмурки»
Цель: упражнять в беге со словами, учить ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 17
«Наблюдение: кора деревьев».
Цель: предложить детям рассмотреть кору старых и молодых деревьев одного вида, сравнить внешний вид, тактильные ощущения. Рассказать о защитной функции коры, её роли в зимний период.
Индивидуальная работа: Развитие движений Ходьба спиной вперед
Д/И «Что в лесу растет, кто в лесу живет»
Цель: в игровой форме закрепить знания детей о растительном и животном мире русского леса
Труд: уборка мусора на участке (ветки, фантики от конфет).
Цель: поддерживать порядок на участке, воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.
Подвижная игра: «Не оставайся на полу».
Цель: знакомство с правилами игры и игровыми действиями. Упражнять детей в беге врассыпную.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 18
«Наблюдение за вороной и воробьём».
Цель: расширять представления детей о птицах, живущих в городе; учить выделять характерные особенности внешнего строения, поведения данных птиц, используя конструкции сравнения. Развивать эмпатию, стремление заботиться о птицах.
Упражнение «Вправо-влево, вверх-вниз, вперёд-назад».
Цель: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве. Развивать чувство равновесия, образное мышление, внимание.
Труд: Подметание дорожек, уборка мусора.
Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща; убирать инвентарь после труда в определённое место.
Подвижная игра: «Мышеловка»
Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость.
Индивидуальная работа: закреплять умение бросать мяч в цель.
Цель: развитие движений.
Д/УПР «Из чего состоит пейзаж»
Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 19
«Наблюдение за погодой»
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода.
Частый дождик землю точит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи
Утепляются дома.
Ноябрь — последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, небо почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.
Д/И «Доскажи словечко»
Цель: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Напомнить детям о том, что нужно помогать друг другу, играть дружно, по правилам.
Индивидуальная работа: Развитие движений - учить сохранять равновесие, стоя на одной ноге, руки на поясе.
Д/И «Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных.
Труд: навести порядок в беседке.
Цель: воспитывать желание помогать взрослым
Подвижная игра: «Попади в цель», «Из следа в след».
Цель: учить бросать мяч в цель, развивать меткость; продолжать учить соблюдать правила игры