Марина Тюрьминова
План самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Актуальность выбранной темы:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно работать с пазлами, мозаикой, счётными палочками. Это влияет на эмоциональное благополучие и самооценку ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. Таким образом, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью развития речи, формирования навыков самообслуживания, подготовки к письму. От того, насколько ловко малыш научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие (память, внимание, а так же словарный запас).
Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать активизации и нормализации речевой активности;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Основные направления работы с детьми:
- пальчиковая гимнастика;
- игры с мелкими предметами (крышки от пластиковых бутылок, пуговицы, мелкие игрушки);
- работа с бумагой (сминание, обрывание, выкладывание);
- шнуровка, застёгивание пуговиц, замков, липучки;
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- самостоятельная деятельность самих детей.
План работы на 2024-2025 учебный год
Работа с детьми
Сентябрь - упражнения на координацию движений рук и ног «Ручки», «Ушки», «Обезьянки», «Петух»;
- пальчиковые гимнастики «Капуста», «Сорока-белобока», «Замок»; «Совушка-сова»;
- дидактические игры (количество) «Зайки собирают урожай», «Мишка собирает ягоды», «Матрёшка идёт в гости», «Собери букет»;
Октябрь - упражнения на координацию движений рук и ног «Котятки», «Гусь», «Киска, киска», «Индюк»;
- пальчиковые гимнастики «Вышли пальчики гулять», «Семья», «В детский сад идти пора»; «Урожай»;
- дидактические игры (количество) «Зайки собирают урожай», «Мишка собирает ягоды», «Матрёшка идёт в гости», «Собери букет»;
Ноябрь - упражнения на координацию рук и ног «А часы идут, идут…», «Будем прыгать, как лягушка»;
- пальчиковые гимнастики «Черепаха», «Бараны», «Капусту в бочку», «Семья»;
- дидактические игры (величина) «Три медведя», «Собери сервиз», «Собери пирамидку», «Построим башенку»;
Декабрь - упражнения на координацию рук и ног «Аист», «Буратино»; упражнения на координацию пальцев рук «Дорожка»;
- пальчиковые гимнастики
- дидактические игры (величина) «Три медведя», «Собери сервиз», «Собери пирамидку», «Построим башенку»;
Январь - упражнения на координацию рук и ног … ; упражнения на координацию пальцев рук «Дорожки», «Леопольд»;
- пальчиковые гимнастики «Пошли во двор гулять», «Птички зимой», «Барабан»;
- дидактические игры (цвет) «Подбери заплатку», «Яблочки по баночкам», «Цветные крышечки», «Весёлые помпончики»;
Февраль - упражнения на координацию рук и ног «Мы ногами топ-топ…»;
- пальчиковые гимнастики «Пошли во двор гулять», «Петушок», «Птички зимой»,
- дидактические игры (цвет) «Волшебная баночка», «Подбери к шарику ниточку», «Постираем бельё», «Нарядим куклу», «Домик для собачек»;
Март - упражнения на координацию рук и ног «Буратино»; упражнения на координацию пальцев рук «Домик для птички»;
- пальчиковые гимнастики «Апельсин», «Кулачок», «Тук-тук», «Вороны»;
- дидактические игры (форма) «Волшебная коробочка», «Собери бусы», «Подбери заплатку», «Геометрические пазлы»;
- застёгивание пуговиц «Бабочки и цветочки»;
Апрель - упражнения на координацию рук и ног «Космическая зарядка»; упражнения на координацию пальцев «Гусеничка», «Паучок», «Космонавт»;
- пальчиковые игры «Заборчик», «Супчик», «Мышиная семья», «Рыбки»;
- дидактически игры (форма) «Волшебная коробочка», «Собери бусы», «Подбери заплатку», «Пазлы»;
- застёгивание пуговиц «Поросёнок»,
- работа с бумагой «Сомнём бумагу»;
Май - упражнения на координацию рук и ног «Бабочка», «Буратино», «Мы ногами топ-топ.»; упражнение на координацию пальцев «Пчела»;
- пальчиковые игры «Тучи», «Наша каша», «Дождик», «Гномы», «Комарики»;
- дидактические игры «Кто где живёт», «Курочки снесли яички»,
Вывод
В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.
Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.
Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.
Я призываю Вас – любите своих воспитанников и тогда они вырастут добрыми и умными.